Как повысить уверенность в себе?

Как повысить уверенность в себе?

Клиент: Я боюсь заглядывать в будущее и не ставлю долгосрочные цели, потому что не верю, что я смогу этого достичь. А вдруг не сбудется? Коуч: И чего ты хочешь как результат от нашей встречи? Клиент: Поверить в себя…

Вера в себя — залог нашего успеха. Иногда люди достигают невероятных высот только на базе сильной уверенности в себе. Но не у всех она настолько выражена. Как же повысить уверенность в себе?

Уверенность в себе

Чтобы повысить уверенностью себе, надо понять её природу.

Уверенность в себе (англ. self-reliance) — переживание человеком своих возможностей, как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам.

Таким образом, ощущение уверенности приходит к нам, когда мы осознаем свои возможности адекватными или соответствующими той задаче, что мы решаем сейчас. Мы можем сказать себе, что она для нас «по силам».

Исходя из такого определения, можно сделать два вывода:

1. Уверенность в себе всегда связана с задачами.

Если решать нечего, то и не нужна уверенность. Если нам всё приносят на блюдечке с голубой каёмочкой, то у нас будет уверенность только в том, что так оно и будет дальше. А вот когда «халява» закончится (как правило, вместе с родительской опекой), а опыта самостоятельного решения задач к тому моменту не накоплено, уверенности взяться будет неоткуда. Так как оценить, есть ли у нас все возможности для решения задачи или нет, мы не сможем.

Если мы вешаем на себя клеймо «я неуверенный в себе человек», то высока вероятность, что мы так обманываем себя и уходим от действий. Ибо, неуверенный человек не ощущает себя способным справиться с любой задачей. Если мы можем приготовить себе яичницу или завязать шнурки, то это явно не наш случай. Поэтому первым делом важно очертить тот круг задач, где мы чувствуем себя неуверенным. Там-то уверенность и повышается целенаправленно под задачи.

2. Уверенность в себе формируется через ощущение своих возможностей или способностей.

А это ощущение в свою очередь берётся из опыта. Чтобы сделать вывод, могу ли я на себя положиться в решении этой задачи, нужно на что-то опереться из нашего прошлого или настоящего.

Мы попробовали что-то сделать, и у нас либо не получилось, либо получилось. Так, например, мы поставили однажды долгосрочную цель, шли-шли к ней и заплутали. И на этом опыте мы сделали вывод о себе: я не способен ставить долгосрочные цели. От этого уверенность в себе при постановке далеких целей обнуляется.

Наш опыт достижений, окрашенный отрицательными эмоциональными переживаниями, часто искажает наше восприятие себя и тормозит наше развитие. Переживание своего опыта как неспешного может быть необоснованным. А значит, чтобы повысить в себе уверенность или вернуть её, нам нужно изучить свой опыт конструктивным образом и сделать выводы из него, которые будут способствовать новым действиям и попыткам.

Уровень притязаний личности

Для повышения уверенности в себе важно также разобраться с таким понятием, как уровень притязаний личности.

Уровень притязаний личности — стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Наш уровень притязаний формирует тот список задач, которые мы сами ставим себе и отчасти те, что возникают перед нами.

Если наша оценка себя, своих способностей завышена, то мы можем ставить перед собой слишком сложные задачи и задирать планку обязательных достижений. Если наша оценка себя занижена, то мы, наоборот, сводим к минимуму свои устремления и выполняем задачи легче, чем на самом деле можем выполнить.

Психологами было доказано в экспериментальных условиях, что уровень наших притязаний формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности, а точнее нашим субъективным переживанием своих достижений как успешных или неуспешных.

И тут вырисовывается ключевая ошибка в формировании уровня притязаний: мы можем оценивать опыт неуспешным, однако не понимать, что он успешен для нашего уровня развития.

Например, моя дочь 6 лет садилась рисовать по онлайн-уроку за учителем, профессиональным художником. У неё не получалось делать точь-в-точь так же, как и у учителя. Она расстраивалась, рвала свои рисунки и кричала, что больше заниматься не будет. В тот момент она, во-первых, неадекватно своим способностям формировала свой уровень притязаний. А, во-вторых, она проживала свой опыт как неуспешный, ведь не могла достичь результата как у учителя. Хотя по моим ощущениям, у нее отлично получалось, и как по мне опыт был успешным.

Итак, чтобы повысить уверенность в себе, важно браться за задачи в соответствии с адекватным уровнем притязаний. Тогда наше развитие будет гармоничным, и мы сможем усиливать свои компетенции, наращивая как снежный ком успешный опыт.

Алгоритм повышения уверенности в себе

Из личного архива автора
Из личного архива автора

Уверенность в себе постепенно может стать устойчивым свойством нашей личности, поскольку мы будем переносить наш успешный опыт на те задачи, которые мы никогда не делали. Но для того, чтобы это произошло, важно дать себе время на формирование багажа успеха.

Как его сформировать? Ставить перед собой задачи адекватного уровню притязаний и решать их согласно следующему алгоритму:

1. Выберите актуальную для себя задачу, решение которой для вас действительно важно.

Это важное условие, поскольку от этого зависит, будете ли вы прилагать усилия и преодолевать сложности, если они возникнут.

Например, я хочу запустить обучающий курс по карьерному коучингу, чтобы передать мой опыт и знания своим коллегам и усилить профессиональную среду в этом виде помощи. Это одна из моих важных профессиональных целей, и я готова попотеть, чтобы этого достичь.

2. Опишите, какие нужны способности и возможности для решения этой задачи.

Перечислите все ресурсы, которые необходимы для реализации задуманного. Для этого можете воспользоваться 15 ключами из статьи «Что мы упускаем при развитии карьеры?» Часть 1 и Часть 2.

Так, для курса по карьерному коучингу мне нужно: практический опыт и теоретические знания в этой области, умение создавать обучающие программы и передавать свои знания, умение описать ценность курс и продвигать его, чтобы донести эту ценность до целевой аудитории, умение организовать процесс обучения, и время, чтобы все эти умения применить.

3. Сформируйте свой уровень притязаний относительно вашей задачи.

Какого результата вы ожидаете? Каким именно вы хотите, чтобы он был? А если снизить ожидания, то как может выглядеть результат?

Для гармоничного развития уверенности лучше обозначать на входе сразу три уровня: минимальный, нормальный и суперрезультат. Для чего? Так мы обходим ловушку с завышенным уровнем притязаний личности. На минимальный вариант вы согласны и он гарантированно соответствует вашим возможностям. И после его достижения вы сможете безболезненно скорректировать свой уровень притязаний, чтобы развиваться более экологичным для себя образом.

Например, для курса я могу обозначить минимальный уровень как обучение группы из 6-8 человек, чтобы получить достаточный опыт обучения по этой теме. Хотя в норме для меня было бы 15-20 человек. Все что выше 20 человек, уже будет суперрезультатом.

4. Оцените, насколько вы обладаете перечисленным из списка в пункте 2.

Тут мы приступаем к формированию адекватности задачи нашим возможностям. Каждый пункт мы честно оцениваем с точки зрения необходимого уровня для выполнения именно этой задачи. Не так, как моя дочь: хочу также как профессиональный художник. А как мы можем то на самом деле?

Заметьте, мы в качестве опоры для решения задачи берём только то, что нужно для решения задачи. Мы не опираемся на неуспешный опыт в других областях, или на то, что нас в детстве называли «неумёхой», «дураком», «посредственным». Это отложите в сторону до момента, пока это не станет вам мешать решать задачу. И если станет, то просто обратитесь за помощью ко мне или другому коучу или психологу, которому вы доверяете, чтобы закрыть данный вопрос для себя.

5. Что вы можете сделать с тем, чего вам не хватает?

Если вы обнаружили, что вам чего-то не хватает, то, во-первых, перепроверьте, что это действительно необходимо. Во-вторых, попробуйте сделать SWOT-анализ по этому пункту: за счёт каких других возможностей или сильных сторон вы можете его приобрести? Иногда, достаточно просто делегировать другому специалисту. В-третьих, снизьте свой уровень притязаний. Возможно, вы пока не настолько компетентны, чтобы ожидать такого результата. В-четвёртых, если же это камень преткновения для действий и прямо сейчас вам его ничем не заменить, то принять решение когда и как вы приобретаете необходимую возможность/способность.

Именно здесь мы должны понять, насколько текущая задача адекватна нашим возможностям окончательно. Возможно, мы можем браться за эту задачу, но не сейчас, а позже, когда подтянем недостающие ресурсы.

Например, для курса из перечисленного у меня есть почти всё, кроме временного ресурса, но он появится примерно через месяц. Значит, я могу определиться с датами и запланировать его создание.

6. Оцените риски и слабые места.

Даже если у нас всё есть, могут существовать внутренние барьеры, обстоятельства или такой ход развития событий, который повлияет на успешность выполнения задачи.

Например, моя дочь просто бросала на половине пути свой рисунок от ощущения несоответствия результата ее уровню притязаний. У каждого из нас могут быть такие внутренние ограничители в голове, которые в один прекрасный момент все наши старания сводят к нулю. Важно их осознать и спроектировать свои действия, которые помогут вам эти ограничители вашего успеха убрать. Этап прогнозирования рисков помогает нам формировать адекватную веру в себя: видеть то, что зависит от нас самих, а что не зависит.

Например, зная то, как я работаю с учебным материалом, я могу застрять в книжках и подготовке на месяцы. Поэтому мне важно организовать процесс написания курса так, чтобы я чувствовала продвижение, не старалась впихнуть всё и даже больше и успевала бы делать остальные свои проекты. Поэтому я просто возьму себе коуча для сопровождения на этом этапе, поставлю лимиты на количество времени по каждой теме для подготовки материала, и сформирую дедлайны для старта курса.

7. Проектирование и шаги.

Спроектируйте то, как вы построите решение задачи с учётом рисков и слабых мест. Затем сформируйте для себя хотя бы приблизительный план шагов, по которому начнёте двигаться. В процессе, возможно, придут другие шаги и прилетят другие возможности.

8. Анализ результата.

Когда вы пройдёте свой путь и достигнете результата (или не достигнете) садитесь анализировать:

  • Совпали ли ваши ожидания и полученный результат?
  • Что вам помогло достичь его?
  • Что вам удалось? Что можно было сделать по-другому?
  • Какие выводы я могу сделать о соответствии своих возможностей/способностей и решенной задачи?
  • Какие выводы я могу сделать о себе?

Прежде, чем оценить свой опыт как неуспешный, обязательно ответьте на эти вопросы. Они помогут вам сделать этот опыт полезным в любом случае. Подробнее о том как легко проживать неуспех читайте в статье «Как легко реагировать на свой неуспех?».

Эти восемь шагов стоит делать для каждой задачи до тех пор, пока вы не почувствуете себя уверенным без дополнительного анализа на старте очередной более сложной задачи. Они помогут вам не только подкачать уверенность в себе, но и сформировать у себя ресурсный подход к решению любой задачи и мышление успешного человека.

Начинать свой путь к уверенности стоит с легких задач, постепенно наращивая свой уровень сложности. Каждый успешный опыт станет кирпичиком к вашей базовой уверенности в себе. И даже, если вы запнётесь в какой-то момент, помните, что есть такие специалисты как я, кто может помочь вам во время утилизировать ваш опыт и отнестись к нему легко и конструктивно.

Путь к уверенности в себе

Повышение уверенности в себе — это процесс. Требуется время, чтобы в вашей жизни накапливалось всё больше и больше успешного опыта. Если вы не приобрели его в детстве или по какой-то причине растратили во взрослой жизни, то приготовьтесь к тому, что самостоятельный путь к уверенности может быть пройден не быстро. Дайте себе время и поддержку, что это нормально и достижимо. Как минимум, уберите ожидания идеального успеха от первой попытки: с первого раза не обязано получаться, как и с десятого, как и с сотого. Каждому нужно своё количество раз, чтобы получилось!

Всем любимого дела и уверенности в себе!

Вопрос от коуча: С какой задачи начнёте подкреплять уверенность в себе?

Копирование и цитирование этой статьи возможно только с указанием автора — Марина Некрестьянова

55
3 комментария

Коучи - это люди, которые учат других тому, в чем сами не разбираются. 

1
Ответить

Спасибо большое, принимаю!)

1
Ответить

Спасибо за такие структурированные шаги по осознанию своей уверенности! 

Ответить