Быть продактом. Выпуск #11. Из разработчика в продакт-менеджеры Aviasales

Полина Опарина, продакт-менеджер Travelpayouts — международной партнёрской сети от Aviasales, о насмотренности, критическом мышлении и том, как найти первую продуктовую работу.

То, что было до

Я училась в математическом классе. В университете — на прикладной математике и информатике. На первой работе писала бекенд веб-приложений для государственных заказчиков. Но через 2 года поняла, что разработка мне не по душе. Сменила позицию, и 5 лет проработала проджект-менеджером в той же компании. Я делала всё, что не делали программисты: общалась с внешними заказчиками, писала технические задания, руководила процессом разработки. Проекты, которыми занималась, нравились, но хотелось отойти от работы с государственным сектором и развивать продукт для открытого конкурентного рынка.

Первый продуктовый опыт

Меня приглашали на аналогичные прошлой позиции, но я не соглашалась. Хотелось заняться продуктовой разработкой. По счастливой случайности меня заметила рекрутер из Рамблера. В 2016 году компания создала отдел системного анализа. Специалисты там писали продуктовые требования и общались с продактами. Мне быстро сделали предложение о работе. Через четыре месяца отдел распустили. Часть народа сократили, часть — взяли младшими продакт-менеджерами. Я перешла на позицию менеджера проекта. Сначала я занималась мобильными приложениями Рамблера (Почта, Новости, Гороскопы), а потом перешла в Рамблер/кассу.

За время работы в Рамблере я влилась в коммьюнити продактов, и поняла что мне уже не достаточно просто деливерить продукт надлежащего качества в срок. Я хочу влиять на свойства продукта, на его вид, ценность и монетизацию. И попросила одного из опытных продактов стать моим ментором. Под его руководством начала прорабатывать фичи для мобильных приложений. Общалась с дизайнерами, разработчиками, разбиралась в аналитике. Чтобы получить работу продакта, теории недостаточно. Нужен практический опыт и полноценные продуктовые кейсы.

В Рамблере было круто, и я благодарна за отличный старт в карьере. Но договориться с руководителем о позиции продакта не получилось. В 2018 году я ушла в технологический стартап DocDoc (СберЗдоровье) на желаемую позицию.

Обучение

До того как я стала активно искать работу продакта, увидела вакансию в Skyeng. Меня собеседовал Глеб Кудрявцев. Я не прошла. Но получила от Глеба конкретную обратную связь по навыкам и компетенциям. Он рассказал, как их развивать. Посоветовал съездить на ProductCamp, пообщаться и послушать доклады.

Кэмп расширил мое представление о роли продакта, его компетенциях и задачах. Это помогло выстроит карьерную траекторию, подкачать навыки, научиться отвечать на вопросы. На интервью стала рассказывать о своём опыте через призму продуктовой теории. Это выглядело более профессионально и сильно лучше продавалось.

Задачи в DocDoc и Travelpayouts

В DocDoc я отвечала за мобильное приложение. Сначала у сервиса была только одна услуга — запись к врачу. Моей задачей было увеличить возвращаемость пользователей и повторные записи. После интеграции DocDoc со Сбером стратегия изменилась — сервис планировал стать медицинским маркетплейсом. Мы с командой занялись интеграцией услуг и разработкой новой навигации в приложении.

В 2019 году меня пригласил на работу Aviasales в международную партнёрскую сеть Travelpayouts. Компания развивается как стартап внутри Aviasales. Я стала первым сотрудником, которого наняли в компанию как продакта. В то же время менеджера проекта повысили до продакта, и мы вместе сформировали структуру и видение продукта и продуктовой работы. С ростом мы разделились на несколько продуктовых команд. Я стала руководить командой монетизации партнёрского трафика. Первой задачей была разработка стратегии развития направления. Для меня она стала вызовом, так как ниша партнёрского маркетинга непростая. Работа над стратегией и сейчас мне кажется одной из самых интересных задач.

Продакт-менеджер в Travelpayouts определяет, каким будет конечный продукт, какими будут функции и внешний вид. Для этого я погружаюсь в специфику бизнеса, общаюсь с пользователями, собираю обратную связь. Также изучаю индустрию, новые технологии и продукты. Исходя из этого формирую задачи для дорожной карты продукта.

Профессиональный рост и критическое мышление

Раньше я воспринимала отношения с руководством как «начальник-подчиненный». Это часто накладывало отпечаток на то, как меня воспринимали. Я хотела повышение — не давали. Вносила предложения — их не всегда слышали.

Сейчас руководителя воспринимаю как равного и как партнера. Я могу давать конструктивную обратную связь, подмечать нестыковки и нелогичности, задавать вопросы. Руководителям хотят получать фидбэк, но сотрудники этого не делают. У кого-то ломается на стадии критического мышления, и люди не понимают, что кто-то выше по иерархии может быть неправ. У кого-то ломается на стадии «заметил, но не скажу, потому что это мой босс».

Считаю, что продакту важно быть неудобным. Но с позитивным намерением и желанием сделать продукт и бизнес лучше.

Если хотите стать продактом

Продакт — это позиция, которая требует зрелости. Как правило, специалисты вырастают из другой роли — разработчика, маркетолога, аналитика, дизайнера. Новичкам советую идти в команды с продуктовым подходом. Понять, какая компания нравится и примерно представить, как можно перейти из своей роли в роль продакта.

Джуниоры часто попадают в стартапы, так как туда не всегда так хорошо собеседуют как в компании с развитой продуктовой культурой. Считается, что в стартапе можно всему и быстро обучиться. Но часто продакты делают не продуктовую работу, а затыкают дыры и тушат пожары.

Вакансий джуниоров в компаниях с сильной продуктовой культурой крайне мало. Поэтому советую рассмотреть вариант стажировки. Летом в Aviasales брали стажеров. Ребята проводили исследования, писали требования для разработки. Одного из участников по итогу взяли менеджером проекта с возможностью роста до продакта.

Вариант начать карьеру в продакт-менеджменте с нуля — школа менеджеров Яндекса. Знакомые, которые там учились, сделали успешную карьеру.

Где учиться

Курс Product Star для тех, кто хочет получить представление о профессии в структурированном виде.

Курс Ильи Красинского Product Heroes для тех, кто хочет понять юнит экономику и повысить насмотренность за счёт огромного количества кейсов.

Курс Вани Замесина для тех, кто хочет научиться custdev. Один из лучших тренингов, на которых я была.

Симулятор GoPractice! от Олега Якубенкова для тех, кто хочет прокачать аналитику и принятие решений на основе данных.

Бесплатные лекции школы менеджеров и школы продактов Яндекса.

Где брать опыт

Продакт — это практик. Я рекомендую не просто смотреть или слушать лекции, а применять полученные знания в деле. Попробовать на текущем месте работы найти незанятую нишу, где нужны компетенции продакта. И начать что-то делать. А потом это легализовать.

Либо сделать собственный небольшой продукт — исследование, лендинг на тильде, пользовательский флоу в airtable. Конечно, такой опыт не равноценен созданию продукта в компании. Но позволяет потренироваться и сделать хороший кейс для собеседования.

Самое сложное в работе

Переключать фокус внимания — zoom in/zoom out. Первый подход — смотреть сверху на то, что происходит в продукте, убирая при этом мелкие детали. Второй подход — смотреть детально на продукт. Переключаясь между этими подходами, продакт получает более актуальную и устойчивую позицию по отношению к продукту.

Три главных совета новичку

Быть любопытными. Чтобы сделать хороший продукт, нужно интересоваться, как устроен мир, куда он движется, что чувствуют люди и какие у них проблемы. Идеи приходят отовсюду. Многие компании рождаются тогда, когда человек пытается закрыть свою или чью-то боль.

Прокачивать насмотренность. Следить за технологиями, трендами и продуктами, которые приносят деньги.

Развивать эмпатию. Продакт, который сопереживает пользователю и хочет ему помочь, выполняет работу качественнее и с большим удовольствием.

Вместо вывода

Упражнение от Полины для подготовки к интервью.

0
53 комментария
Написать комментарий...
Екатерина Попова

Обычно в манагеры идут когда не вывозят работу разработчика. Но из разработчиков обычно получаются лучшие манагеры, ибо они все понимают, не говорят ерунды и чувствуют всю боль разработчиков.

Ответить
Развернуть ветку
Yevhenii Oliinyk

Хорошо когда у ПМ есть немного понимания о технической части, или есть бекграунд разработчика. Работа разрабом - это работа в большей степени с логичными вещами, код, данные. Работа ПМ это работа с людьми. Переметнутся с одной структуры в другую сложно с любой стороны. Но плюсы ПМ - чаще видел что они работают на процент, чем разработчики, поэтому теоретически доходы выше, но и стресс выше

Ответить
Развернуть ветку
Victor Axonoff

ПМ на процент? Что за фантастика

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Baidin

Разработчики "стоят" дороже. Спасибо перегретому рынку за это

Ответить
Развернуть ветку
50 комментариев
Раскрывать всегда