{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Смысл стараться?», или пагубные следствия недостатка похвалы

Прошло больше 100 лет, как Фредерик Тейлор изложил в своей книге простые истины: «награда должна следовать очень быстро за выполнением самой работы» и «молодые люди нуждаются в моральных поощрениях не реже, чем через каждый час».

Что поменялось с того времени? Сменились поколения, изменились технологии, изменился уровень жизни... . Но, проблемы сотрудничества остались прежними. Сотрудники продолжают нуждаться в регулярном поощрении (и регулярно его недополучают), а руководители продолжают игнорировать эту потребность. Это было до Тейлора, и это есть сейчас...

“Смысл стараться?”

Не буду сильно углубляться в психологию и расписывать, почему для человека так важно получать обратную связь после выполненной им работы (особенно, если эта работа выполнена хорошо). Предлагаю сразу рассмотреть последствия.

Когда компания, в лице руководителя, не замечает и не признает успехов, это приводит к таким последствиям:

1) Сотрудники не видят смысл повторять те действия, которые привели к сверхрезультату.

Сотрудники размышляют выгодой. Поэтому, если в след за их стараниями не следует приятная внешняя обратная связь, они делают логичный вывод: “нет разницы, как я выполняю работу - обычно или отлично. Ведь все равно, реакция на этот результат будет одинаковой - никакой”.

Если ни финансовая система, ни руководитель, ни окружение не дают сотруднику сигнал (обратную связь), что он молодец - у сотрудника нет мотива повторять действия, которые привели к сверхрезультату.

2) Лучшие сотрудники получают демотивационный разряд.

Сотрудники, которые выполняют работу идеально, это же не обычные люди. Идеально выполняют работу наши лучшие сотрудники - “звезды”. Эти люди отличаются от общей массы тем, что у них есть желание, уверенность и способности регулярно показывать сверхрезультаты. И, если в системе компании, отсутствует такой рычаг как поощрение, они будут понимать, что это никому не нужно. Как следствие, это будет их морально давить. Они будут понимать, что зря тратят время в компании, которая не ценит их вклад (а если бы ценила - как-то бы показывала это). И, что могут в другой компании получать те “плюшки”, которых лишены здесь.

3) Обычные сотрудники не видят смысл подтягиваться к уровню результатов лучших сотрудников.

Кроме звезд, основная часть персонала компании - исполнители. Их работу можно охарактеризовать словами: “сказали - сделал”. По разным причинам, они пока не перешли и не стремятся перейти в разряд “звезд” (не хотят, не умеют, не видят смысла). У них пока нет мотива, который заставил бы их выкладываться по полной. И он у них не появится, если они не увидят разницу между их благосостоянием и благосостоянием звезд. Если они не будут ежедневно становится свидетелями, когда руководитель хвалит кого-то за успехи и правильные действия - они так и останутся исполнителями и неиспользованным потенциалом компании.

Почему руководители недостаточно хвалят сотрудников?

1) Не считают это нужным

К сожалению, несмотря на состояние рынка труда, боссы продолжают жить в парадигме: “Это их работа, они за нее деньги получают”. Да, это "их работа", но они ее могут делать по-разному. Можно просто выполнять указания (что сказали - то и сделал), а можно: помогать, подсказывать, показывать недочеты, предлагать новые решения, влиять на процесс и результаты, проявлять инициативу,... . Это тоже входит в “их работу”?

2) Стесняются

Для многих боссов хвалить сотрудника - очень неловкое мероприятие. Они прямо млеют от этого. Поэтому, они не хотят выходить из зоны комфорта, несмотря на то, что сотрудник напрашивается на похвалу. При этом, что самое интересное, эти же “млеющие” боссы, не стесняются ругаться, обзываться и повышать голос. Тут им, почему-то, не стыдно...

3) Бояться, чтобы сотрудники не возомнили о себе много и не попросили больше денег.

Руководители бояться перехвалить сотрудников. Мол, “если я буду их часто хвалить, они подумают, что они невероятно ценны, что компания без них загнется. Как следствие, у них вырастет корона, они придут и будут просить денег, шантажируя уходом...”.

Да, такой расклад возможен. Но, возможен при условии, что сотрудник, либо не понимает ценообразования оплаты своей позиции, либо вы ему реально недоплачиваете (по рыночным расценкам), либо он неадекватен. Если сотрудник не понимает ценообразования - объясните, если вы ему недоплачиваете - доплатите, если неадекватен - поступите, как считаете правильным. Но, независимо от ситуации, вам нужно что-то предпринять, иначе он уйдет.

О нематериальном аспекте поощрения

Как показывает практика, нематериальные поощрения успешно подменяют материальные, и сотрудники готовы пожертвовать небольшой разницей в оплате, в пользу компании, которая их ценит и регулярно хвалит. “Здесь у меня статус, любят, хвалят...а там мне будут платить на 2000 больше, но еще непонятно, как будут относится“ - так размышляя, сотрудник сильно задумается. Кроме того, если на сотрудника внутри компании не воздействуют разного рода демотиваторы, он вряд ли начнет мониторить рынок труда и смотреть, сколько где платят. Ему здесь хорошо!

“Если мы не можем платить больше?”

Допустим, что, все-таки, вы недоплачиваете сотруднику, и вы оба об этом знаете. В таком случае, у вас есть три варианта:

1) Ничего не предпринимать и всячески уходить от обсуждения этого вопроса.

Вариант предполагает пустить проблему на самотек, в надежде, что сотрудник, рано или поздно, забудет об этом. Руководитель отказывается предпринимать какие-либо действия, и это, наверное, самый плохой вариант.

2) Почаще ругать, поменьше хвалить.

Можно пойти по стандартному пути: “почаще ругать и поменьше хвалить”. Тогда, возможно, сотрудник подумает, что он не такой классный и не захочет уйти.

Если мы говорим про хороших сотрудников (ведь кого-же еще можно хвалить), то они, в большинстве своем, прекрасно знают себе цену. И, попытка выбить это знание из их головы, при помощи дискредитации, не просто не принесет никакого результата, но и вызовет усиленный демотивационный эффект. Так, раньше сотрудник просто знал, что ему недоплачивают, а теперь его еще и недооценивают и ругают...

3) Разделить вопросы вознаграждения и поощрения

Если сотрудник отлично выполняет свою работу, его можно и нужно хвалить, ценить и носить на руках. А финансовый вопрос, можно обсудить примерно так: “Ваня, компания тебе может сейчас платить только такую-то сумму. И это связано с тем-то и тем-то… . Но, у меня есть план, как для компании больше заработать, и как тебе больше платить. Вот он… .”. Как вы думаете, что на это ответит сотрудник?

Выбирая такой вариант, вы сполна оцениваете заслуги сотрудника, и честно объясняете ему, почему сейчас невозможно повысить оклад. И, кроме этого, вы еще и показываете план, который направлен на то, чтобы, все-таки, оклад был повышен в будущем.

Этот вариант, конечно же, не гарантирует успех - сотрудник может вам отказать и уйти. Но, шансы на положительный результат многократно возрастают.

P.S. Для любителей решать материальные проблемы - морально. По-хорошему, понятия “оклад” и “похвала” лежат в разных плоскостях и не должны замыкаться друг другом. Если сотрудник старается - он должен быть похвален, если сотрудник недополучает - ему нужно доплачивать. Попытка решать материальные проблемы путем воздействия на нематериальные факторы достаточно краткосрочна. Как говорится: “спасибо на хлеб не намажешь и огурчиком не закусишь”.

Больше полезностей находите в telegram-канале: https://t.me/OS_management

0
74 комментария
Написать комментарий...
Andrew Poryvaev

Зарплата мотивирует три месяца, потом остаётся команда, отношения и продукт над которым вы работаете.

Ответить
Развернуть ветку
Irina Gagina

Согласна, но есть достаточно людей которые привыкли к подобному отношению и они ограничены в выборе потенциальных работодателей.

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Попробуйте платить зарплату более трех месяцев...

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Волков

Конечно согласен что деньги правят миров, но эмоциональное состояние тоже прежде всего. Поэтому в похвале нуждается каждый человек

Ответить
Развернуть ветку
Аргумент Перигелия

Лично моё эмоциональное состояние напрямую коррелирует с размером кошелька. Как не пытался я с этим бороться - это так. Это как бороться с законами выживания 🤷‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Олечка Акимшина

Да, действительно так и есть! Деньги правят миром!

Ответить
Развернуть ветку
Alex Dow

речь не о словах типа "молодец" итп, а в целом о поддержке, и правильно организованной, это по плечу далеко не каждому руководителю. отсутствие работает  накопительно, можно годами терпеть, но в башке это формирует нехорошие нейросети, и ты сам не замечаешь как становишься циником.  Но это уже "норма".  В поощрении и похвале должна быть цельность согласованность и искренность, это атмосфера а не пара слов, это система ценностей, она формируется годами

Ответить
Развернуть ветку
Прочел это-потратил время зря

Была как-то у меня руководителем одна дама преклонных лет. Поначалу, когда она хвалил при всех это как-то тешило моё самолюбие и давало мотивацию, но все это перечеркивалось тем, что она иногда залетала в кабинет и орала ни с того ни с сего.
Поэтому, все эти публичные хвалебные оды похожи на очередной акт лицемерия, чтобы кто-то заработал больше денег или вышестоящему в должности не дали по шапке.
А если не похвала, то что?
"Лучше маленькие деньги, чем БОЛЬШОЕ СПАСИБО!"

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алексей Семёнов

Это проблема конкретно этой дамы.

Ответить
Развернуть ветку
Олечка Акимшина

Это Вам просто с руководителем не повезло)))

Ответить
Развернуть ветку
Федор Майоров

По поводу того что человек останется там где нормальная рабочая обстановка, пусть и меньше платят (но думаю что не намного),  понимаю, т.к. после 3-4 лет в профессии, и разговоров с сотрудниками из других компаний, в курсе как у одних настроение начальника зависит от положения Луны в третьем доме, а у других может тупо сорваться на ор после того как ему не дали провести экскурсию новому сотруднику и тем самым "подсидели авторитет!". В последнем случае я был рядом на переговорах (от своего отдела), ждал когда наорутся, и мягко говоря в ахуе.

Ответить
Развернуть ветку
Аргумент Перигелия

Лучшая похвала - в виде бабла 💰 Болтовню можете оставить себе, спасибо, не надо 🤷‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Семёнов

Alex, сходите лучше к психотерапевту, поинтересуйтесь почему вы так панически боитесь остаться без денег.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Сергей М

В поощерении нуждаются животные в цирке, нормальному человеку достаточно денег)))

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

С чего вы взяли?

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Костянтин Черних

Мысленный эксперимент. Платят нормальные деньги, но выдает их директор лично с отвращением бросая покупюрно в лицо, крича "на, подавись"

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Андрей Солозобов

То есть, все те, кому важны не только деньги, ненормальные люди?
Смелое заявление.
Очень печально читать многие комментарии, делающие деньги единственным смыслом любой работы. Ещё печальнее наблюдать количество поддерживающих эту идею.
Такими темпами мы быстро потерям остатки человеческого.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Алексей Семёнов

Это не правда. Признание - это базовая потребность работника.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Наумов Сергей

Не на всякой работе и не всякому сотруднику.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Истомин

Лучшее спасибо это деньги. 

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Как это часто бывает, хорошие вещи, идущие вразрез с "линией партии", становятся жертвой умолчания и откровенной лжи.
Именно это случилось с "потогонной системой Тейлора" (цитата из В.И. Ленина).
Отличный был мужик! (Тейлор, а не Ленин).
В России только "Школа для собственников бизнеса" раз в год публиковала свою рекламу в газете "Ведомости" с уважительной оценкой книги Тейлора.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

В нашей стране как-то не очень любят Тейлора... Долго не мог понять почему, когда понял, то не обрадовался...

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Марина Милякова

"Млеют"? Млеют вроде от удовольствия .  Может "им приходится переступать себя"?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Семёнов

Согласен, странное использование. Возможно, имелась в виду цитата из фильма "Начало" (1970) - "Да нельзя мне целоваться: слаба... млею". Но я не уверен.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

По итогам прочитанной статьи напрашиваются собственно два вывода:
1. Автор никогда не читал труды Ф.У. Тейлора, а его цитату где то увидел в интернете.
2. Автор никогда не работал руководителем по-настоящему.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Семёнов

На основании каких фактов эти выводы?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Олечка Акимшина

Человек нуждается в поощрении. Но как в словесном,так и в денежном)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
71 комментарий
Раскрывать всегда