Пугливость и ответственность за чужие косяки. Что сильнее всего тормозит развитие карьеры на старте

Только треть молодых специалистов полностью удовлетворены своим первым опытом работы.

Пугливость и ответственность за чужие косяки. Что сильнее всего тормозит развитие карьеры на старте

Специально для программы MOOVE от бизнес-школы «Сколково» и МТС социологи провели опрос и выяснили, как молодые люди выбирают первую работу, каких навыков не хватает для карьеры технарям и гуманитариям, что их мотивирует развиваться и как влияет на опыт первой работы высокая самооценка.

Ценности компании важнее зарплаты

При выборе первой работы студенты и выпускники руководствуются в среднем двумя критериями: совпадением по взглядам с руководителем и близостью ценностей компании.

Прагматические критерии — зарплата, график работы и размер компании — оказались менее значимы для выбора компании. Зато деньги больше всего мотивируют молодых специалистов к карьерному росту.

Диаграмма «Критерии выбора работодателя»

* Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
* Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа

Исследование показало, что у 80% респондентов первый опыт работы или стажировки был удачным. Им удалось вписаться в команду, усвоить основы организационного поведения, получить интересные задачи. Однако полностью успешным свой первый опыт считают менее трети участников опроса.

Задания не по душе и ответственность за чужие косяки — типичные проблемы на первой работе

Половине молодых специалистов на первой работе приходилось выполнять задания, которые им не по душе, а более 40% были вынуждены нести ответственность за «чужие косяки» и остались недовольны плохо отлаженными рабочими процессами.

Почти столько же студентов и выпускников не умеют отстаивать свои интересы в переговорах о зарплате и испытывают проблемы с тайм-менеджментом.

Диаграмма «Топ-10 сложностей на первой работе»

* Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
* Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа

Знания о бизнесе и переговоры — самые слабые места выпускников

В качестве недостающих навыков молодежь в среднем чаще указывает soft skills, а не hard skills. Ведение переговоров, самопрезентация и командная работа стали самыми слабыми местами более чем у 50% опрошенных.

Диаграмма «Каких навыков не хватило на первой работе»

* Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
* Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа

У половины респондентов на работе не получалось критически мыслить, проявлять свои лидерские качества, ставить себе цели и проявлять креативность.

При этом многие отмечают пробелы с hard skills. Например, 52% опрошенных ощущали недостаток понимания бизнес-контекста. Также многие отметили у себя проблемы с расчетом финансовых показателей и анализом бизнес-процессов, дефицит маркетинговых навыков и экспертизы в продуктовой аналитике.

Каких soft skills вам не хватало в начале карьеры?
Навыки ведения переговоров
Умение презентовать себя и свой проект
Адаптация к работе в команде
Критическое мышление
Навыки лидерства
Самоорганизация и целеполагание
Креативное мышление
Другое
Всего хватало

Высокая самооценка помогает в работе

Более трети выпускников высоко оценивают свои профессиональные навыки, 60% — средне, а низко себя оценили или затруднились с ответом всего 7%. При этом высокую самооценку респондентов можно считать здоровой: те, кто высоко оценил свои навыки, чаще других признавали за собой и нехватку компетенций.

По данным исследования, профессиональная самооценка у женщин ниже, чем у мужчин. Недостаток навыка презентовать свой проект на первой работе испытывали 64% выпускниц против 43% выпускников, а лидерских качеств — 56% против 50% соответственно.

Также исследование показало, что уверенность в себе напрямую связана с успехом на первом рабочем месте.

Ожидания от первой работы оправдались у 38% молодых специалистов с высокой самооценкой, и она стала удачным опытом для их портфолио. Среди выпускников со средней и низкой самооценкой лишь 27% остались довольны первым опытом работы.

Как проходило исследование

В рамках исследования через онлайн-панель Online Market Intelligence мы опросили студентов и недавних выпускников бакалавриата и магистратуры московских вузов разных специальностей. Опрошенным от 19 до 25 лет, среди них 47% мужчин и 53% женщин.

Итоги исследования мы подведем 1 июля совместно с профессионалами рынка и карьерными экспертами на Public Talk «Карьерные барьеры: что мешает студентам быть эффективными в работе?».

1010
Начать дискуссию