{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Текучка такая…», или что мы изменили в работе компании после шумной публикации на vc.ru

Три недели назад я опубликовал статью про «текучку» стажеров в МАКО и получил обратную связь от аудитории vc.ru. Делюсь от лица компании произошедшими после этого изменениями.

Всем привет! Меня зовут Михаил Дроздов, я бренд-менеджер performance агентства МАКО, и это я написал статью «Текучка кадров такая, что опускаются руки…Что случилось с людьми?», собравшую 135К просмотров за неделю, более 1000 полезных комментариев и много-много минусов в карму и хейта. Скажу честно, некоторая провокационность и сгущение красок вкладывались в публикацию изначально, потому что мне скучно писать не вызывающие отклик тексты, но такой реакции я, конечно же, не ожидал. Но, что не происходит - все к лучшему. Давайте разбираться в чем.

Текучка такая...

Если кто не читал или не хочет читать, то суть статьи в том, что агентство контекстной рекламы МAKO, пусть и не так бурно, как бы нам хотелось, но достаточно успешно развивается, и почти все нужное для этого есть: текущая база проектов, необходимое кол-во новых обращений от клиентов( мы много переварить не можем, потому что делаем большие аудиты на pre-sale); достойная система мотивации опытных специалистов, дружественная атмосфера в коллективе, либеральное руководство, свобода действий, корпоративы и тд.

МAKO - небольшая компания, но уже давно не стартап. Нас 24 человека. 52 проекта с бюджетами на рекламу от 200К. Специалисты работают с клиентами без аккаунтов, т.е напрямую. Обслуживание – бутикового типа. Каждый проект – любимый. Работать достаточно сложно.

Исторически так сложилось, что мы расширяем штат людьми без опыта, которых называем стажерами. Мы считаем эффективным обучение специалистов с нуля, с постепенной нагрузкой новыми проектами, и, соответственно, ростом дохода. На собеседовании мы проводим небольшое тестирование( с вариантами ответов) на счет, чтобы отсечь тех, кто не любит работать с цифрами( как, например, я).

Если сравнивать стажировку в МАКО с большинством платных курсов по контекстной рекламе, то получает стажер за то же время обучения гораздо больше. Курсы - это теория за деньги обучающегося, стажировка у нас – это теория, практика и доход. Разумеется, время молодого специалиста оплачивается, и мы не стали скрывать сумму – 30 000р в месяц. Так до первого проекта (2-3 месяца), дальше – больше. Через год любой наш сотрудник – эксперт с доходом 100К+

Раньше (два-три года назад) с набором все было хорошо. Настолько хорошо, что мы выбирали коллег из ведущих ВУЗов. Соискателей было достаточно, они учились и работают до сих пор.

Но за последние два года мы не нашли ни одного нового стажера, который проработал бы более 6 месяцев. Мы уже и на ВУЗ почти смотрим. 10 стажеров пришли, посидели какое-то время, и уволились. И это мешает нам расти, так как бутиковая схема работы с проектами подразумевает бОльшие временные затраты, а мы не хотим перегружать старых сотрудников и ухудшать качество своей работы

Такого точно не хочется....

Мы считали, что причина - в нежелании учиться мастерству ведения контекстной рекламы и/или развиваться в рамках нашего бренда. Возможно в смене поколений и ценностей. Чтобы в этом убедиться, я написал статью, и после сокрушительного фидбэка нам стало понятно, что причин гораздо больше.

В этой публикации я хочу показать, какие именно советы и утверждения изменили наше представление о себе и о будущем рабочем процессе. Для этого я свел в их дайджест и дал комментарии

Дайджест рекомендаций

ВУЗ не должен быть весомым показателем при выборе сотрудника. Образование сейчас ничего не значит. Контекстная реклама - это не программирование

  • Мы с этим согласны. Нам не так-то и важны знания, которые получены в институте. Хороший ВУЗ - маркер, что человек хорошо учил математику в школе, имеет большой процент по ЕГЭ и, как минимум, умеет решать линейные уравнения 5-6 класса.

Нужно больше платить денег, потому что на 30К в МСК приходится выживать. Не для этого люди учились хорошо, чтобы идти на такие унылые условия

  • Болезненно приняли это утверждение, но поняли и согласны. Поэтому готовы платить оклад на 20К больше, если соискатель-стажер будет из нужных нам ВУЗов. Ему будет комфортно среди коллег из таких же учебных учреждений, мы будем уверены в его знаниях. Но это не значит, что мы не будет рассматривать коллег с менее престижных институтов или вообще без ВО. Но условия для них останутся прежними.

Тестирование на собеседовании – это зло, неуважение к людям и гестаповские методы работы

  • Ну а как еще проверить человека, если опыта работы у него нет? Тесты легкие, с вариантами ответов. Даже я – гуманитарий, и то большую часть решил методом тыка. Там нет ничего сложного.

Те, кого мы считаем джуниорами в текущих реалиях - мидлы

  • Согласны, но отчасти. В реальности собственника компании, который берет на работу специалиста по контекстной рекламе, любой умеющий настраивать рекламный кабинет - уже профи. Но наша практика говорит, что для понимания специфики контекста необходимо успешно поработать с десятком проектов и разными бюджетами. Негативный опыт тоже будет полезен.

Нужны более частые переходы спеца по грейдам и понятная дорожная карта, чтобы он чувствовал рост и свою значимость, как профессионала

  • Согласны. Мы поняли, что упустили этот момент, думая, что только роста дохода-процента от бюджета и более сложных (интересных и прибыльных) проектов достаточно. Людям нужны карьерные цели и награда за их достижения. Сейчас мы разрабатываем схему грейдов с повышением окладной части при переходе с одного грейда на другой.

Нужно перевести всех на удаленку

  • Мы пробовали обучать стажеров удаленно и получили негативный опыт. Через полгода-год работы – всегда пожалуйста. У нас гибридный режим: можно в офисе, можно в бунгало на о.Бали.

Нужно открывать филиалы в регионах

  • Согласны. Но мы пока не можем найти человека, который смог бы организовать региональное подразделение. Если это вы, то пишите в личку.

Корпоративные ценности – это для наивных и совков

  • Когда я писал в статье про корпоративные ценности, которые были приняты в штыки, то имел в виду общую ментальность коллектива и стажеров, их взгляды на жизнь. Гимн компании мы по утрам не поем, логотипу не молимся, обязательные тимбилдинги на выходных не проводим. Хотелось бы просто понимания, что рост компании - это общий интерес всего коллектива

Нужно разрабатывать свои инструменты по эффективной настройке РК, чтобы люди к ним привыкали и не увольнялись, как пользователи айфона после привыкания к экосистеме Apple

  • Увы, все лучшее на текущий момент времени уже сделано не нами. Мы используем самые эффективные платные и бесплатные инструменты. Лучше нет.

Надо повышать стоимость услуг, чтобы находить больше денег на штат

  • Да, это правда. Рано или поздно весь рынок контекстной рекламы сдвинется вслед за растущими ценами. Но пока компании-гиганты с конвейерным обслуживанием и большим потоком клиентов этого не сделали, мы тоже не может так поступить. Наше предложение будет неконкурентоспособным. Пробовали уже.

Стажерам нужен ответственный за обучение наставник

  • Согласны. Уже открыли вакансию. Ищем опытного специалиста, который возьмет шефство над отделом контекстной рекламы, будет обучать и сопровождать новых сотрудников. Если этот человек вы, то пишите в личку или на почту с сайта. Условия - обсуждаемые.

Никаких переработок!

  • Хотелось бы сказать, что у нас такого нет. Но, увы, бывает. Пока сотрудник обучается, но уже имеет свои задачи и проекты, ему иногда приходится задерживаться, чтобы сделать ту работу, которую он не успел доделать в течении дня из-за недостатка навыков. Более опытные коллеги делают этого гораздо реже. Тяжело в учении - легко в бою.

Нужно нанять толкового HR «Судя по срокам ухода хромает либо онбординг, либо подбор. Проведите оценку реальных потребностей и инструментов, которые вы используете для оценки кандидата на входе. Возможно умение считать и аналитика не единственные сферы, которые для вас реально важны.»(с)

  • Мы пока не можем позволить себе топового HR. У нас не так много для него задач. Но сейчас мы нашли специалиста, который сделает аудит нашей системы подбора и покажет слабые стороны процесса.

Нужно проводить собеседования со всеми, кто увольняется, чтобы понять истинные причины ухода

  • Мы проводим. Если сотрудник увольняется, то для небольшой компании это – удар. Мы общаемся с каждый уходящим, но выяснить истинные причины получается редко.

Нужно брать на работу людей постарше. Они более усидчивые и ответственные

  • Согласны. Будем рассматривать людей 35+

Нужно сделать стажировку платной. Люди не ценят знания, за которые они не платят

  • Это правда, но мы так делать не будем.

Нужна нематериальная мотивация

  • Согласны. Но пока не понимаем какая. Напишете, пожалуйста, в комментариях, что может вас мотивировать работать плодотворнее из нематериальных поощрений. Очень поможете стать нам лучше. Спасибо!

Контекстная реклама – это скучно и рутина. Нужно обучать людей разным продуктам

  • Это правда. Но существует люди, которым нравится считать и анализировать. Также не стоит забывать, что контекстная реклама, в отличии от того же SEO, имеет очень быстрый отклик на действия специалиста. Особо не заскучаешь!

Нужно менять офис. М.Калужская – это клоака Москвы

  • Согласны отчасти. Район весьма приличный, офис комфортный, но планируем менять. Задача сейчас не первостепенная, но в планах переехать ближе к центру, чтобы удобно было ездить с разных концов Москвы.

Нужно проверять совместимость сотрудников с компанией по гороскопу, применять нумерологию, карты Таро и шаманские обряды

  • Обойдемся, пожалуй, собеседованием и небольшим тестированием. Пока еще никто не предсказал на картах, что будет с курсом доллара через месяц. Что уж тут про человеческие судьбы говорить?

Не должно быть контроля действий, а должен быть контроль результата

  • Согласны. У нас сейчас так и есть. Контроль после стажировки минимален.

Все, кто связан с рекламой должен гореть в аду

  • Мы тоже не любим навязчивую рекламу. Но контекстная реклама работает с уже сформированным спросом. Мы ничего никому не навязываем. Пользователь ищет то, что ему нужно, а мы только помогаем ему найти одно из выгодных решений.

Нужно жесткое руководство с кнутом и пряником. Русский любит тиранию, тульские пряники и царя

  • Это не про нас. Мы считаем, что работа должна нравиться. Катание на гормональных качелях с поощрениями и наказаниями хороши для курсов личностного роста, но не для работы в МАКО.

Не тех берете. Берите меня!

  • Приходите =)

Итоги

Несмотря на не самую приятную критику, мы сделали ряд важных выводов и изменений, которые, как мы надеемся, помогут нам сдвинуться с мертвой точки. Все это благодаря вам. Огромное спасибо за обратную связь!

Наши кейсы на VC

Наши статьи

0
432 комментария
Написать комментарий...
Andrew Simon

Судя по ответам на тезисы по результатам прошлой статьи, хочется раз...бать вас снова. Но по ним же понимаешь, что это будет простой тратой времени.

Ответить
Развернуть ветку
MAKO-digital

Спасибо за комментарий. А что в этот раз не так?

Ответить
Развернуть ветку
енот
Нужно больше платить денег
Болезненно приняли это утверждение

Вроде как и доводы вам привели в прошлой статье, сейчас "поняли и согласны", а в итоге повышение окладов будет через "скрепя сердце". Похоже на сигнал, что вы и в дальнейшем повышение/индексирование зарплат будете каждый раз делать крайне неохотно. Нет желания повышать - говорите об этом прямо, так вы не потратите ничьё время, когда к вам будут собеседоваться

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Дроздов
Автор

Так я вроде прямо и написал. Мог бы соврать, что приняли это решение с радостью, но правильней будет сказать, что приняли это решение, потому что мир изменился и нам тоже нужно меняться. Хочется нам этого или нет. 

Ответить
Развернуть ветку
Georgy Khasyanov

Сделайте выборку по ЗП на сайтах типа ХХ. 50 тоже не густо. На мой взгляд это некая минимальная стоимость работы в 80% вакансий в офисе на фул тайм Москвы. При этом в качестве минуса работы у вас это работа головой и обучение тк это сложно.
Люди 35+ более тяжело переносят обучение. Гибкость ума уже не та темболее если человек в 35+ идёт стажироваться в новую для себя профессию это некий звоночек. 

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Махова

Ну, я бы не сказала. Человек-человеку рознь. Я 20 лет работала в рекламе и продажах, в том году переучилась на госзакупки.  Из лично моих минусов: у меня не было никого, кто по блату готовил бы мне место. Искала сама. В разгар пандемии. Миллион резюме, крохи собеседований. 
На работу устроилась, меня просто посадили и сказали делать, при то, что никто не помогал.Половину я не знала, часть вообще не понимала. Я попала в одну из самых сложных сфер. Никто, и ни в чем. Было ли сложно? Да, очень. И сейчас сложно, и есть ошибки, к сожалению. Но, если хочешь, нет ничего невозможного. Отговорки про то, что ум не тот и прочее, это ерунда. Единственное, мы, кому за 35+ уже сняли розовые очки на обещания и просто так никому не верим. Да, я хочу стабильности и уважения к своему делу и к себе. Да, у меня семья и свои интересы. Ходить на дебилдинги я готова не более 1 раза в год. Мне важен уровень стабильности моей зарплаты и понимания, как она проиндексируется или нет. Когда я пойду в отпуск. Могу ли я взять больничный без того, чтобы на меня косо смотрели, хотя за все 20 лет я брала из раза 3-4. Отпустят ли меня на 1 день или пару часов, если мне нужно, и не вычтут ли эти часы из зарплаты? Это простые обывательские вещи из моего опыта. 
Да, и чай и кофе с печеньками-это приятный бонус. 
Как обстоят дела в вашем офисе со всем этим? 

Ответить
Развернуть ветку
Georgy Khasyanov

Правильно вы заметили, что учиться было очень тяжело. Я согласен с этим и замечу, что с возрастом это становится еще тяжелее. Поэтому рассуждаю так, что при прочих равных человек пойдет туда где надо меньше напрягаться. Это вполне логично. То есть вместо работы где надо учиться и думать головой скорее всего выбор будет в той области или сфере где надо применять уже существующие навыки. 
То что вы после 20 лет работы в одной области смогли поменять специальность и научиться чему-то новому это скорее исключение из правил и на самом деле очень здорово. Не каждому такое дано. 
По поводу условий труда я полностью поддерживаю вас, но сам работаю как самозанятый поэтому таких замечательных вещей не имею, но очень хотелось бы. 

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Махова

Я согласна, что многие не хотят учиться или переучиваться. Но это можно отнести к разным возраста. 
На прошлом месте работы было много 20-25, Я с удивлением поняла, что учиться они не хотят. 
И делать ничего не хотят. 

Например, у моего коллеги, который полдня играет в игрушки и по совместительству является родственником моего начальника, нет ни капли уважения ко мне. Мальчику 25 лет, жизнь его не обломала. Недавно докладывал начальству по телефону (я сижу напротив).Она, мол, косячит, а мы расхлебывай... 
Повесил телефон, спрашиваю его, в чем косяк, видимо, понял, что глупость сморозил и мог бы извиниться, но , видимо, это ему незнакомо. Промямлил и все. 
Мне это, как понимаете, было неприятно.  Да, может, я тормоз, но никто и ничему не учил и не показывал. 
Начальник особо тоже не уважает, может, пожалел, что взял. Но я не скрывала, что у меня нет опыта. 

Из минусов смены деятельности я могу отнести и то, что сфера госзакупок очень сложная. И наша сфера сложная, даже, когда учились, нам сказали, что туда нас никто не возьмет.Мы- заказчик. У меня в базе был только свой опыт, двухмесячные курсы, мой ум, мои стремления. 

Моя прошла сфера сильно пострадала от пандемии, на пятки наступают юные и наглые:))))  и это-моя попытка обеспечить себе и семье кусочек будущего. 

Некоторое время назад начальник спросил, мол, ты научишься и уйдешь? Естественно, сказала, что нет, меня все устраивает. 

Но послушала, как девушка из декрета не хочет возвращаться из-за плохого отношения с начальством, парень ушёл... Сама начала понимать, кто и что. 
Вот такие высказывания слышать... 

И да, сижу и терплю за скромную зарплату, ради будущего. Ради стажа и опыта. 

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Сотрудникам МАКО стоит понять,что повышать их будут только если принесут оффер.
Но вот вопрос - если оффер так хорош, зачем его приносить?)

Ответить
Развернуть ветку
429 комментариев
Раскрывать всегда