Hard и soft skills: без каких навыков не стать востребованным в digital-сфере
Сфера маркетинга и digital – это не просто модно, но и перспективно. С ростом популярности и востребованности этого направления вырастают и требования к профессиональным навыкам специалистов.
Авторитарный подход, где управляющий раздает команды и проверяет результат уже не работает. Сегодня квалифицированный специалист должен быть «гибким», креативным и эффективным. Определить эти параметры достаточно просто, оценив hard и soft skills человека.
Почему выбирают digital или правило 3-х «П»: популярно, перспективно, платежеспособно
Digital-сфера – это “золотая середина” для тех, кто хочет творить, не жертвуя при этом заработком. Кто же такие digital специалисты?
Одни из самых востребованных вакансий в представленном сегодня:
- Аккаунт-менеджер.
- Проджект-менеджер (менеджер по управлению проектами).
- Аналитик (веб, финансовый и т.д).
- SMM-специалист.
- SEO-специалист.
- Менеджер по настройке и запуску контекстной и таргетированной рекламы.
- Менеджер по медиапланированию (медиапланер).
- Digital стратеги.
- Дизайнер.
- Копирайтер.
- Маркетолог.
- Разработчики и программисты.
- Бэк-офис.
Чтобы наглядно оценить ситуацию на рынке, проанализируйте динамику вакансий в Москве по конкретным позициям.
Анализируя данные, мы сделали вывод, что такая тенденция демонстрирует следующее – специалист должен быть многофункциональным. «Гибкие» специалисты получают возможность не только профессионально расти, но и работать над интересными проектами, получать хороший заработок. Именно поэтому нужно оценивать и прокачивать – hard и soft skills.
В чем разница между hard и soft skills, почему их нельзя путать
Догадаться, что обозначают эти термины, - легко. Достаточно, знать перевод с английского.
- Hard skills или «твердые навыки» – профессиональные навыки и умения, которые необходимы для выполнения конкретных задач. Hard skills отвечают за техническую сторону вопроса. Они указываются в вакансиях в разделе требований, прописываются в должностных инструкциях. Если проще, то это то, что вы должны уметь и знать.
Soft skills или «мягкие навыки» – это личные качества, которые помогут специалисту взаимодействовать с командой, находить решениях в непростых ситуациях, правильно реагировать и решать конфликтные моменты. Soft skills отражают темперамент и характер человека, его умение правильно применять собственный опыт.
Еще один вывод, которым мы хотим поделиться: для прокачивания hard skills нужен интеллект (IQ), а для soft skills – эмоциональный интеллект (EQ). Соответственно, hard skills достаточно быстро освоить при достаточном желании и профессиональной хватке. А вот с soft skills все сложнее, ведь обучиться эмпатии, наставничеству, контролю эмоциями куда сложнее. Небольшая сравнительная таблица, чтобы быстро отследить основные различия между этими двумя категориями навыков:
Для сводки: результаты исследования фонда Карнеги Мелона и Стэнфордского исследовательского института подтвердили, что успех управленцев, которые попали в список Fortune 500 на 75% зависит от soft skills. На hard skills остается всего лишь 25%. В digital необходима правильная комбинация этих умений, чтобы деятельность приносила не только профессиональный рост, но и удовольствие от работы.
Какие hard skills нужны для работы в digital
Во время поиска кандидата на определенную должность учитывается обязательное наличие широкого спектра профессиональных навыков. Зависят они напрямую от конкретной позиции в digital-сфере.
Чтобы не рассматривать каждое направление отдельно, мы выделили ТОП универсальных скиллов, которыми должен владеть каждый, кто претендует на должность в сфере digital. Чаще всего под hard skills работадатели указывают:
Знание теории маркетинга.
Такие слова, как SWOT-анализ, PEST-анализ, «маркетинг микс» не должны вас пугать. Все специалисты, которые будут хоть как-то взаимодействовать с маркетингом, обязательно должны понимать, что такое KPI, как оценить бюджет пропорционально KPI, как провести маркетинговое исследование.
Знание и умение работать в Excel.
Электронные таблицы – это основополагающая работы с большими информационными данными. При этом важно, чтобы пользователь был продвинутым, понимал, как работать с формулами, сводным таблицами, мог в полотне данных найти нужную информацию.
Понимание отраслевых digital-софтов.
О чем идет речь: Google Analytics, Google Trends, Facebook Business Manager, Google Tag Manager, HypeAuditor, Socialbakers, Nielsen и другие. Каждый софт дает возможность запустить digital рекламную кампанию, выстроить стратегию продвижения в интернете и отследить причинно-следственные связи. Важно понимать, почему «здесь трафик резко увеличился» или почему ваша целевая аудитория – это, например, подростки, а не люди всех возрастных категорий.
Естественно, hard skills – основополагающая ваших умений, но обладая только ими, достигнуть успеха вряд ли получится. Не менее важно уметь взаимодействовать с командой и клиентом.
Какие soft skills нужны для работы в digital
«Мягкие» качества – это общепринятая трактовка личных качеств, которые помогают коммуницировать в процессе работы, добиваться новых высот, нестандартно мыслить. Софт-скиллов очень много и почти у каждого они индивидуально выражены. Чтобы построить карьеру в digital, достаточно объективно оценить у себя некоторые из них. Мы выделили основные скиллы, на которые мы обращаем внимание при подборе сотрудников в команду:
Коммуникабельность.
Как это в digital. Прежде всего, это умение находить общий язык с членами команды и клиентами, устанавливать контакты, решать конфликты и поддерживать коммуникацию. В процессе работы над проектами приходится ежедневно общаться с десятками людей, иногда даже в стрессовых ситуациях. Важно понимать, когда уместно использовать юмор, а когда лучше сгладить ситуацию.
Коммуникабельность – то, благодаря чему многие специалисты быстро продвигаются по карьерной лестнице. Когда мы проводим собеседования с соискателями, всегда обращаем внимание на то, задает ли человек вопросы и какие. Правильно сформулированный вопрос демонстрирует не только заинтересованность, но и компетентность, мышление, умение взаимодействовать с собеседником в стрессовой ситуации.
Работа в команде.
Как это в digital. Чтобы делать качественный и крутой продукт, нужно быть командным игроком. Вы можете быть прокачанным специалистом ТОП-уровня, но без поддержки и взаимодействия с командой проект на 90% будет провален. Еще один навык, который важно выработать, – понимание, когда стоит взять на себя лидерские обязанности. Если вы уже занимаете руководящую должность, то важно уметь делегировать обязанности, распределять задачи и грамотно контролировать их выполнение.
Работа в команде – это всегда экспромт. Чтобы правильно отыграть «свою партию», стоит четко понимать свою позицию. Если вы лидер – делегируйте обязанности, не замыкайте все на себе. Доверяйте команде, узнавайте своих коллег. Если вы специалист, то обращайте внимание на потребности своих коллег, на то, с чем они не справляются. Работа в команде – это построение механизма, который запускает все процессы.
Креативность.
Как это в digital. Креативность в digital – это умение нестандартно мыслить. Если вы умеете генерировать идеи, значит вы сможете создать что-то новое, а работодатели ценят таких людей. Этот навык нужен не только копирайтерам, дизайнерам или арт-директору. Он необходим даже тем, кто занимается сугубо технической стороной вопроса. Креативность – это об индивидуальном подходе к работе, об улучшении процессов.
Отсутствие креативности – это не приговор. Этот скилл можно развить, если найти индивидуальный подход к себе. Рекомендуем участвовать в тренингах, марафонах, чтобы прокачать свой мозг и открыть в себе новые грани нестандартного мышления, а также записывать даже самые сумасшедшие свои идеи. Зачастую они способны «выстрелить».
Обучаемость.
Век живи – век учись (особенно в digital). В данной сфере постоянно обновляются методики работы, внедряются новые инструменты, подходы, появляются новые площадки и рекламные форматы. Если вы хотите оставаться в тренде, придется постоянно учиться. Обучаемость – это об умении быстро перерабатывать большой объем информации, фильтровать источники, искать и проверять данные, анализировать их, уметь применять на практике. Обучаемость часто зависит от усидчивости. Чтобы как можно скорее прокачать этот скилл, совмещайте теорию с практикой.
Развитие digital-рынка становится стремительным, поэтому каждый год появляются новые направления и вакансии. Мы и сами в этом убедились, когда заметили рост популярности направления видеомаркетинга. Видеомаркетинг – это уже настоящее, в котором нужно развиваться. OMNIMIX в рамках онлайн-школы «Нетология» разработали авторский курс по видеомаркетингу, который регулярно обновляется согласно последним тенденциям. В нем мы делимся практическими навыкам:
- Как выстраивать правильную стратегию для продвижения видео, обозначить верные KPI и не слить рекламныи бюджет.
- Как запустить рекламу в Google AdWords (бонусом обзор Display&Video 360).
- Как провести стримы на игровых площадках и в социальных сетях.
- Как рассчитать бюджет на продвижение рекламной кампании и своего проекта.
Дополнительный плюс и подарок от нас: в рамках курса мы выдаем готовые шаблоны медиапланов, которые студенты смогут адаптировать и внедрить в свои проекты.
Курс будет полезен практикующим маркетологам, PR и бренд-менеджерам, чтобы сделать бренд заметнее и использовать видеоформат в разных вариациях для привлечения целевои аудитории.
Работа с критикой.
Объективно оценить свою идею или результат сложно, поэтому без свежего взгляда со стороны не обойтись. Развитие в digital невозможно представить без критики. Старайтесь адекватно воспринимать конструктивные комментарии и замечания коллег.
Как научиться нормально реагировать на критику: важно помнить, что если у проекта есть серьезные недостатки, то лучше о них узнать на начальных этапах и вовремя все исправить, чем услышать гневные комментарии от клиента. Результат работы – не только ваша репутация, но и репутация компании. Если вы столкнулись с критикой, то не бойтесь задавать вопросы. Во-первых, это поможет разъяснить ситуацию. Во-вторых, поймете, какие ошибки были допущены, чтобы не повторять их в будущем.
Тайм-менеджмент.
Умение правильно распоряжаться временем, планировать дела и сохранять work-life баланс – драгоценный навык. Поэтому предлагаем экспертный чек-лист, как найти баланс между работой и отдыхом:
- Старайтесь заранее просчитывать, сколько времени у вас уходит на конкретную задачу (в дальнейшем это поможет планировать график с точностью до минут).
- Распределяйте задачи по приоритетности, самые главные выставляя на первый план (желательно на утро).
- Разбивайте большие задачи на мелкие, чтобы дело «сдвинулось с мертвой точки».
- Храните все задачи в одном месте (например, в отдельной папке на Google Диске), чтобы не искать все по крупицам в мессенджерах и социальных сетях.
- Не забывайте об отдыхе, устраивая себе интервальные перерывы, чтобы не выгореть.
Главное ввести все это в привычку и вы заметите, как работа станет эффективной.
Навыки презентации.
Умение презентовать собственную идею или результаты проделанной работы – это +100 к успеху. Мы всегда обращаем внимание на умение четко и структурировано выражать свои мысли. Прокачать этот скилл несложно, главное чаще практиковаться. Советуем посмотреть выступления лекторов на TED.
Какие навыки осваивать в первую очередь?
Важно понимать, что hard и soft skills – взаимодополняющие навыки. Постарайтесь объективно оценить, что вы умеете и какие ваши сильные и слабые стороны. Hard skills – это только «вершина айсберга». Ваши навыки, умения и знания – это первые характеристики, по которым происходит отбор кандидата на должность. Soft skills – это основополагающие качества, по которым можно определить, как человек будет справляться с задачами.
Если вы объективно замечаете свои «пробелы», составьте небольшой чек-лист, в котором будете отмечать свой прогресс. Такая система самостоятельного оценивания помогает быстро прокачивать навыки, ориентируясь на собственный прогресс.
Мы в OMNIMIX всегда в поиске специалистов, которые готовы расти и развиваться вместе с нами. Если вы знаете, что сфера digital для вас, заходите к нам на страницу с вакансиями или на страницу в HH.ru. Наша команда всегда поисках талантливых и крутых медиапланеров, менеджеров по продажам, аккаунт менеджеров, менеджеров по контекстной рекламе и т.д. Резюме и отклики, а также свои вопросы можете направлять на почту [email protected].