Почему счастливые сотрудники — главная инвестиция для компании?
В 2021 году Employee Experience стал одним из главных HR-трендов: если раньше компании уделяли больше внимания клиентскому опыту, то сейчас они сфокусированы на работе с персоналом. В этом материале мы поговорим о том, что почему опыт сотрудника так важен для бизнеса, как его можно измерить и усовершенствовать.
Что такое Employee Experience?
C английского языка этот термин переводится как «опыт сотрудника». Под ним многие ошибочно понимают удовлетворенность персонала, его вовлеченность, комфорт на рабочем месте или получение дополнительных льгот. Однако EX — это комплексная система, которая не ограничивается только одним из этих пунктов.
Опыт сотрудника — это результат взаимоотношений, которые компания строит с сотрудником на протяжении всего карьерного развития и даже после того, как он покинул компанию. Сюда входит процесс отбора, интервью, адаптации, развития, выполнения повседневных задач. Позитивный опыт складывается из трех основных факторов:
- EX-процессы — простота участия в бизнес-процессах, автоматизация рутинных задач и оптимизация любой работы;
- EX-пространство — условия, в которых работают сотрудники (дизайн интерьера, рабочая техника, планировка офиса);
- Эмоциональный EX — ощущения сотрудников от работы в компании, организационной структуры и стиля управления.
Почему опыт сотрудника — это важно?
Опыт сотрудников является основой эффективности бизнеса, поэтому счастливый персонал — это самая выгодная инвестиция для компании. В конечном итоге именно опыт сотрудников, позитивный или негативный, будет влиять на множество важных аспектов: успешность и прибыльность компании, ее имидж и репутация как работодателя, уровень текучести, личный бренд собственника бизнеса.
Почти 80% руководителей оценивают Employee Experience как очень важный параметр в работе предприятия, а IBM и Globforce в своем отчете также показывают тесную связь между позитивным опытом сотрудников и результатами работы: сотрудники, которые испытывают чувство принадлежности к компании и понимают свои цели, с большей вероятностью будут стараться превзойти ожидания руководства и выйти за рамки типичных должностных обязанностей.
Как измерить Employee Experience?
Для того, чтобы усовершенствовать опыт сотрудников в вашей компании, необходимо понять его нынешнее состояние. Есть три способа измерения Employee Experience:
- Вовлеченность персонала — физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние, которое мотивирует сотрудников выполнять их работу как можно лучше. Исследуется с помощью опросов;
- Удовлетворенность персонала (eNPS) — параметр, отражающий вероятность того, что сотрудники порекомендуют свое место работы друзьям, знакомым или семье; позволяет отследить лояльность сотрудника к компании. Также исследуется с помощью опросов;
- Текучесть кадров — показатель скорости, с которой компания теряет персонал. Собирая обратную связь от бывших сотрудников можно определить самые частые причины увольнения и провести работу над ошибками.
После того, как вы измерите текущий уровень Employee Experience в вашей компании, можно приступать к разработке стратегии по его усовершенствованию и развитию.
Как сформировать положительный опыт сотрудника: 5 советов для HR-специалистов и руководителей
- Улучшите онбординг. Исследование Undercover Recruiter показало, что 15% сотрудников более вовлечены в рабочие процессы, если у них был хороший опыт найма в компанию. В процессе онбординга важно показать сотруднику его карьерный план, познакомить с командой и начальством, ответить на все интересующие вопросы;
- Избавьтесь от лишней бюрократии. Бесконечная бумажная документация значительно снижает внимание и вовлеченность персонала. Именно поэтому многие компании сегодня автоматизируют рутинные процессы, связанные с бумагами: оформление справок и страховок, получение расчетного листа, запрос необходимого документа. Для этого используют сервисы самообслуживания сотрудников, реализованные в цифровом формате;
- Усовершенствуйте внутреннюю коммуникацию. Сюда входит и общение с коллегами, и оперативные ответы на вопросы, и сбор обратной связи. Оптимизировать эти процессы тоже помогут IT-инструменты — например, чат-боты, которые позволяют собирать фидбэк от персонала, задавать вопросы не покидая рабочего места, доносить до руководителя информацию о прогрессе сотрудника;
- Составьте матрицу ответственности. Отсутствие понятного распределения ответственности может привести не только к путанице, но и к страху сотрудника быть наказанным за ошибку. Поэтому важно четко обозначать ответственность в формате «задача — ответственное лицо» для того, чтобы снизить уровень стресса сотрудника и улучшить понимание бизнес-процессов;
- Создавайте нематериальные ценности. Социально-благотворительная деятельность — важный аспект в формировании положительного опыта сотрудника. Это позволяет привлекать работников, для которых важно то, чем они занимаются. Совпадение ценностей компании и сотрудников повышает уровень мотивации, вовлеченности и удовлетворенности персонала.
Это как запудрить работнику мозги чтобы он больше работал за меньшие деньги.
Почему никто никогда нигде не пишет как у них устроена система материального стимулирования сотрудников?
Зато куча треска про "корпоративные ценности и "вовлеченность".
Зарплатой и другими инструментами "материального стимулирования" можно удержать сотрудника, но нельзя сделать его более эффективным. От того, что вам больше платят - вы не станете работать лучше, вы просто не захотите увольняться. Вовлеченность и опыт сотрудника - это про то, как сделать сотрудников, работающих в наших компаниях более эффективными.
Не согласен.
Сотрудник не будет работать лучше если это ему ничего не дает.
И наоборот, если он знает что повышение эффективности повлечет повышение зарплаты или бонусов, он будет стремиться работать эффективнее. Просто потому что это положительно скажется на его благосостоянии.
Привязать компенсацию к KPI - это хороший вариант в тех случаях, когда сотрудник выполняет чисто механическую работу и когда сотрудник может легко и надежно повлиять на KPI. Но есть куча показателей, на которые поведение сотрудника влияет не напрямую и вы не можете надежно замерить влияние поведения сотрудника на показатель. Например, если поставить доход курьера в зависимость от повторных заказов тех клиентов, к которым он делал доставку - это приведет скорее к демотивации курьера, поскольку повторные заказы конкретных клиентов зависят от кучи разных факторов. При этом в среднем вежливый и внимательный курьер увеличивает вероятность повторного заказа от 10 до 30 процентов (по разным исследованиям) при прочих равных условиях. А значит - компании нужны инструменты, позволяющие влиять на поведение курьеров, но при этом не наказывающие их за недостижение показателей по объективным причинам.
Вы безусловно правы, что материальное стимулирование важно, и основа вовлеченности - это совпадение интересов сотрудника и компании. Но материальное стимулирование само по себе не спасает, нужно также обеспечить сотрудников знаниями о том, как они могут работать более эффективно и объяснять им, почему это важно не только для компании, но и для них лично и, например - для общества в целом. Ну и конечно, обеспечивать им условия труда, которые приводят к раздражению и высокому стрессу.
Тут согласен.
Я к тому, что просто забивать мозги пропагандой бесполезно. Если человек не будет четко понимать как он может расти материально (а это ведь не просто количество денег - это повышение уровня жизни сотрудника и его семьи - новая машина, жилье, отпуск и т.п.), то и работать он будет без энтузиазма, превратится в тупого исполнителя - пришел на работу - получил задание - выполнил - пошел домой. Рано-поздно ему это надоест и он начнет искать другое место. И плевать ему будет на "вовлеченность" и "корпоративные ценности". Все это уже проходили в позднем СССР (отчасти поэтому все и рухнуло - "вы делаете вид что платите, мы делаем вид что работаем")
Согласна с вами. Еще важный фактор - повышение уровня квалификации в том числе. То есть, так сотрудник тоже чувствует, что он нужен компании, как и компания ему.)
Зато низкой зарплатой можно деморализовать сотрудника, эффективность будет на нуле