{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему счастливые сотрудники — главная инвестиция для компании?

В 2021 году Employee Experience стал одним из главных HR-трендов: если раньше компании уделяли больше внимания клиентскому опыту, то сейчас они сфокусированы на работе с персоналом. В этом материале мы поговорим о том, что почему опыт сотрудника так важен для бизнеса, как его можно измерить и усовершенствовать.

Что такое Employee Experience?

C английского языка этот термин переводится как «опыт сотрудника». Под ним многие ошибочно понимают удовлетворенность персонала, его вовлеченность, комфорт на рабочем месте или получение дополнительных льгот. Однако EX — это комплексная система, которая не ограничивается только одним из этих пунктов.

Опыт сотрудника — это результат взаимоотношений, которые компания строит с сотрудником на протяжении всего карьерного развития и даже после того, как он покинул компанию. Сюда входит процесс отбора, интервью, адаптации, развития, выполнения повседневных задач. Позитивный опыт складывается из трех основных факторов:

  • EX-процессы — простота участия в бизнес-процессах, автоматизация рутинных задач и оптимизация любой работы;
  • EX-пространство — условия, в которых работают сотрудники (дизайн интерьера, рабочая техника, планировка офиса);
  • Эмоциональный EX — ощущения сотрудников от работы в компании, организационной структуры и стиля управления.
81%
компаний расценивают построение позитивного опыта сотрудника самой приоритетной задачей — The Economist Intelligence Unit

Почему опыт сотрудника — это важно?

Опыт сотрудников является основой эффективности бизнеса, поэтому счастливый персонал — это самая выгодная инвестиция для компании. В конечном итоге именно опыт сотрудников, позитивный или негативный, будет влиять на множество важных аспектов: успешность и прибыльность компании, ее имидж и репутация как работодателя, уровень текучести, личный бренд собственника бизнеса.

Почти 80% руководителей оценивают Employee Experience как очень важный параметр в работе предприятия, а IBM и Globforce в своем отчете также показывают тесную связь между позитивным опытом сотрудников и результатами работы: сотрудники, которые испытывают чувство принадлежности к компании и понимают свои цели, с большей вероятностью будут стараться превзойти ожидания руководства и выйти за рамки типичных должностных обязанностей.

Как измерить Employee Experience?

Для того, чтобы усовершенствовать опыт сотрудников в вашей компании, необходимо понять его нынешнее состояние. Есть три способа измерения Employee Experience:

  • Вовлеченность персонала — физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние, которое мотивирует сотрудников выполнять их работу как можно лучше. Исследуется с помощью опросов;
  • Удовлетворенность персонала (eNPS) — параметр, отражающий вероятность того, что сотрудники порекомендуют свое место работы друзьям, знакомым или семье; позволяет отследить лояльность сотрудника к компании. Также исследуется с помощью опросов;
  • Текучесть кадров — показатель скорости, с которой компания теряет персонал. Собирая обратную связь от бывших сотрудников можно определить самые частые причины увольнения и провести работу над ошибками.

После того, как вы измерите текущий уровень Employee Experience в вашей компании, можно приступать к разработке стратегии по его усовершенствованию и развитию.

Как сформировать положительный опыт сотрудника: 5 советов для HR-специалистов и руководителей

  1. Улучшите онбординг. Исследование Undercover Recruiter показало, что 15% сотрудников более вовлечены в рабочие процессы, если у них был хороший опыт найма в компанию. В процессе онбординга важно показать сотруднику его карьерный план, познакомить с командой и начальством, ответить на все интересующие вопросы;
  2. Избавьтесь от лишней бюрократии. Бесконечная бумажная документация значительно снижает внимание и вовлеченность персонала. Именно поэтому многие компании сегодня автоматизируют рутинные процессы, связанные с бумагами: оформление справок и страховок, получение расчетного листа, запрос необходимого документа. Для этого используют сервисы самообслуживания сотрудников, реализованные в цифровом формате;
  3. Усовершенствуйте внутреннюю коммуникацию. Сюда входит и общение с коллегами, и оперативные ответы на вопросы, и сбор обратной связи. Оптимизировать эти процессы тоже помогут IT-инструменты — например, чат-боты, которые позволяют собирать фидбэк от персонала, задавать вопросы не покидая рабочего места, доносить до руководителя информацию о прогрессе сотрудника;
  4. Составьте матрицу ответственности. Отсутствие понятного распределения ответственности может привести не только к путанице, но и к страху сотрудника быть наказанным за ошибку. Поэтому важно четко обозначать ответственность в формате «задача — ответственное лицо» для того, чтобы снизить уровень стресса сотрудника и улучшить понимание бизнес-процессов;
  5. Создавайте нематериальные ценности. Социально-благотворительная деятельность — важный аспект в формировании положительного опыта сотрудника. Это позволяет привлекать работников, для которых важно то, чем они занимаются. Совпадение ценностей компании и сотрудников повышает уровень мотивации, вовлеченности и удовлетворенности персонала.
0
59 комментариев
Написать комментарий...
Victor Pomortseff
 Что такое Employee Experience?

Это как запудрить работнику мозги чтобы он больше работал за меньшие деньги.

Почему никто никогда нигде не пишет как у них устроена система материального стимулирования сотрудников?

Зато куча треска про "корпоративные ценности и "вовлеченность".

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Finn
Автор

Зарплатой и другими инструментами "материального стимулирования" можно удержать сотрудника, но нельзя сделать его более эффективным. От того, что вам больше платят - вы не станете работать лучше, вы просто не захотите увольняться. Вовлеченность и опыт сотрудника - это про то, как сделать сотрудников, работающих в наших компаниях более эффективными.

Ответить
Развернуть ветку
Victor Pomortseff

Не согласен.
Сотрудник не будет работать лучше если это ему ничего не дает.
И наоборот, если он знает что повышение эффективности повлечет повышение зарплаты или бонусов, он будет стремиться работать эффективнее. Просто потому что это положительно скажется на его благосостоянии.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Finn
Автор

Привязать компенсацию к KPI - это хороший вариант в тех случаях, когда сотрудник выполняет чисто механическую работу и когда сотрудник может легко и надежно повлиять на KPI. Но есть куча показателей, на которые поведение сотрудника влияет не напрямую и вы не можете надежно замерить влияние поведения сотрудника на показатель. Например, если поставить доход курьера в зависимость от повторных заказов тех клиентов, к которым он делал доставку - это приведет скорее к демотивации курьера, поскольку повторные заказы конкретных клиентов зависят от кучи разных факторов. При этом в среднем вежливый и внимательный курьер увеличивает вероятность повторного заказа от 10 до 30 процентов (по разным исследованиям) при прочих равных условиях. А значит - компании нужны инструменты, позволяющие влиять на поведение курьеров, но при этом не наказывающие их за недостижение показателей по объективным причинам. 
Вы безусловно правы, что материальное стимулирование важно, и основа вовлеченности - это совпадение интересов сотрудника и компании. Но материальное стимулирование само по себе не спасает, нужно также обеспечить сотрудников знаниями о том, как они могут работать более эффективно и объяснять им, почему это важно не только для компании, но и для них лично и, например - для общества в целом. Ну и конечно, обеспечивать им условия труда, которые приводят к раздражению и высокому стрессу.

Ответить
Развернуть ветку
Victor Pomortseff

Тут согласен.
Я к тому, что просто забивать мозги пропагандой бесполезно. Если человек не будет четко понимать как он может расти материально (а это ведь не просто количество денег - это повышение уровня жизни сотрудника и его семьи - новая машина, жилье, отпуск и т.п.), то и работать он будет без энтузиазма, превратится в тупого исполнителя - пришел на работу - получил задание - выполнил - пошел домой. Рано-поздно ему это надоест и он начнет искать другое место. И плевать ему будет на "вовлеченность" и "корпоративные ценности". Все это уже проходили в позднем СССР (отчасти поэтому все и рухнуло - "вы делаете вид что платите, мы делаем вид что работаем")

Ответить
Развернуть ветку
TaleWithNoEnd

Согласна с вами. Еще важный фактор - повышение уровня квалификации в том числе. То есть, так сотрудник тоже чувствует, что он нужен компании, как и компания ему.)

Ответить
Развернуть ветку
Карфаген должен быть разрушен

Зато низкой зарплатой можно деморализовать сотрудника, эффективность будет на нуле

Ответить
Развернуть ветку
56 комментариев
Раскрывать всегда