Как попасть в сферу SEO-продвижения: ответы на самые частые вопросы соискателей

Мы собрали самые частые вопросы о трудоустройстве от наших кандидатов и попросили ответить на них руководителя группы менеджеров рекламного отдела Александра Плеханова, а также его команду SEO-продвижения.

Как попасть в сферу SEO-продвижения: ответы на самые частые вопросы соискателей

SEO расшифровывается как Search Engine Optimization или поисковая оптимизация. В бизнесе специалист по SEO словно хранитель всех ключей. От того, как он подберет ключи к нужным комнатам зависит репутация и узнаваемость бренда, качество трафика и количество продаж.

Специалистом по SEO может стать практически любой человек. Но важно не только обучиться профессии быстро, но и выделиться среди большого количества конкурентов. Давайте разберемся подробнее, что нужно, чтобы войти в профессию.

Зачем идти в IT?

Считается, что научится поисковой оптимизации может каждый представитель сферы IT. Вместе с тем SEO-специалистом может стать человек из любой другой сферы деятельности, будь то врач, юрист, бухгалтер или промоутер. Стоит ли переходить в новое направление?

SEO затрагивает множество смежных отраслей, где может пригодиться творческий подход. Усвоение методов работы, сам рабочий процесс больше подходит для технарей, но нельзя однозначно сказать, что гуманитарий не может заниматься SEO.

Максим Липатов, Cпециалист по рекламе

Как и в других IT-профессиях в SEO интересно развиваться, постоянно что-то меняется. Это круто. Есть возможность работать хоть с Марса, главное — чтобы был интернет. При этом есть важная отличительная особенность. По сравнению с многими специальностями порог вхождения в профессию не такой высокий, а зарплаты хорошие.

Александр Плеханов, Руководитель группы менеджеров рекламного отдела

Как стать SEO-специалистом?

В университетах нет факультетов и кафедр по оптимизации, а значит, получить профессию можно самостоятельно или с помощью курсов. И даже на пары ходить не придется.

Как выбрать подходящий курс из огромного количества?

  • Выбирайте курс, который ориентирован на выполнение практических заданий;
  • если курс попадает в верхние строчки поиска, значит специалисты по SEO хорошо знают свое дело;
  • автором курса должен быть известный эксперт с большим количеством кейсов;
  • он должен быть с удобным графиком обучения.

Сначала можно найти бесплатные, общие курсы, пройти их, далее немного повариться в теме (почитать чаты, изучить форумы), поспрашивать у людей. Мой совет: пойти стажером в компанию, проявлять бешеный интерес, быть исполнительным и внимательным, постоянно обучаться и тогда вырастешь. А там тебе и курсы дадут, и все остальное. Главное — желание.

Александр Плеханов, Руководитель группы менеджеров рекламного отдела

А как же языки программирования?

Не все IT-специальности требуют от кандидатов знания языков программирования. Например, в SEO эта способность будет скорее плюсом, чем обязательным навыком. Безусловно, кандидату пригодятся базовые знания по HTML и CSS, понимание JS. Хорошо бы разбираться в понятиях «хостинг», «домен» и URL.

SEO многогранно. Для анализа структуры сайта владеть языками программирования нет необходимости, а для анализа кода они нужны. В SEO можно зайти и без знания, но обязательно выучить потом.

Александр Плеханов, Руководитель группы менеджеров рекламного отдела

Как стать хорошим SEO-специалистом?

Казалось бы, получить профессию SEO-специалиста проще простого. Не нужно просиживать штаны на парах в вузе, изучать программирование и даже быть технарем: направление освоит и человек с гуманитарным складом ума. Тем не менее стать профессионалом в этой области получится не у каждого.

Хороший SEO-специалист должен:

  • быть внимательным, усидчивым, чтобы слушать и делать;
  • соблюдать дедлайны;
  • постоянно учиться и искать новое, развиваться;
  • уметь брать на себя ответственность;
  • уметь находить общий язык с разными типами людей;
  • быть нацеленным на результат.

SEO-специалист высшего уровня должен обладать следующими навыками:

  • уметь выстраивать структуру сайта, собирать и кластеризовать семантическое ядро;
  • анализировать конкурентов и интент по запросам;
  • разбираться в технической и текстовой оптимизации;
  • уметь работать со ссылками;
  • разбираться в аналитике, в том числе в поведении пользователей;
  • разрабатывать и внедрять гипотезы, тесты.

Специалист по SEO должен знать факторы ранжирования сайтов в поисковых системах, знать методы оптимизации, знать особенности внешней и внутренней оптимизации. Необходим логический подход к задачам, умение планировать, важны аналитические навыки.

Елена Ильченко, SEO-специалист

Нужно уметь работать Google-таблицами и профессиональным софтом. Важно всегда учиться и следить за новостями индустрии, алгоритмы поисковых систем постоянно меняются и нужно быть в тренде.

Александр Колганов, SEO-специалист

Инструменты SEO-специалиста

Количество задач, как и количество софта, который поможет их решить, огромное. Подбор сервисов для команды — регулярная и непрекращающаяся задача. Однако есть базовые инструменты, которые должен освоить каждый специалист, и необязательно платные.

Как попасть в сферу SEO-продвижения: ответы на самые частые вопросы соискателей

Какой бесплатный софт мы рекомендуем освоить:

  • Google Analytics и Yandex Metrika. Это основные инструменты для оценки эффективности работы над проектом для SEO-специалиста, так что владением ими обязательно.
  • Сюда же по уровню важности можно отнести вебмастерские Яндекса и Google — инструменты для владельцев сайтов, которые сильно упрощают управление индексацией, поиск технических ошибок и оценку показателей сайта.
  • Для проверки внутренней оптимизация на бесплатной версии подойдет Screaming Frog.
  • Для работы с семантикой, как правило, используются платные программы, но новичку будет полезно разобраться в том, как работает Yandex Wordstat, какие в нем имеются функции, надстройки, операторы.
  • Для мониторинга позиций в поисковых системах подойдет любой сервис SE Ranking.
  • Для исследования сайтов и аудитов огромное количество сервисов с достаточным для обучения функционалом на бесплатной версии, например: keys.so, SimilarWeb, NetpeakChecker и т.д.

Что выбрать: фриланс или работу в агентстве?

Выходит, если пройти несколько курсов, посмотреть вебинары, получится самостоятельно начать путь специалиста по оптимизации. Ведь для работы нужен всего лишь ноутбук и выход в интернет. Это ли не самая подходящая работа для фриланса?

Получают ли фрилансеры больше, чем те кто работают в агентстве? Говорят, что да. Но здесь много переменных, чтобы сравнивать такие вещи. Очень много зависит от компании, а также успехов самого сотрудника, от участия в проектах.

Максим Липатов, Специалист по рекламе

С одной стороны: фрилансер сам выбирает количество и тип проектов, сам назначает цену за свою работу. Все упирается только в его желание выполнять эту работу и правильное планирование времени. Тем не менее во фрилансе в любой сфере мало стабильности. Можно целый месяц не успевать отдавать все проекты, а в следующем — сидеть в поисках заказов.

Главный вопрос фрилансера самому себе: “Где искать клиентов и каких их удерживать?” На фрилансе часто люди устают работать в одного, хотят в команду. Даже просто ради общения.

Александр Плеханов, Руководитель группы менеджеров рекламного отдела

Как попасть в эту самую команду?

К фрилансу всегда можно успеть вернуться, другое дело — устроиться на работу в команду SEO-разработки в агентство. Чтобы попасть к лучшим, придется потрудиться. Вот, что нужно знать, если собираетесь трудоустраиваться в агентство.

Если без опыта:

  • важно дать понять, что ты действительно хочешь работать и развиваться в SEO;
  • показать свой уровень коммуникабельности;
  • правильно составить резюме;
  • быть открытым к новым знаниям;
  • не бояться рассказывать о себе и задавать вопросы.

Для меня один из самых важных навыков — огромное желание стать SEO-специалистом. Не так, чтобы просто хотелось попробовать. А действительно идти к этому. Сказать себе: “Я хочу и я им стану!”

Александр Плеханов, Руководитель группы менеджеров рекламного отдела

Если агентству нужен опытный специалист:

  • предоставить кейсы;
  • здраво оценивать свой опыт и знать цену своей работе;
  • раскрыть в резюме полную информацию о тематиках и видах выполненных работ;
  • подготовиться к тестовому заданию и техническому интервью.

Если знания в SEO есть, то они помогут при прохождении интервью. Желательно быть в курсе всех апдейтов поисковых систем, новых методов продвижения и быть знакомым с процессом работы по SEO для проекта.

Елена Ильченко, SEO-специалист

Что впереди?

Чтобы стать хорошим SEO-специалистом с нуля, понадобится примерно год. За это время можно научиться четко выполнять задачи и стать хорошим исполнителем. 2-3 года уйдут на наработку опыта, который понадобится, чтобы брать на себя целые проекты, прорабатывать стратегии и самостоятельно вести клиентов. А на то, чтобы новичка взяли в агентство стажером понадобится всего 1-2 месяца.

В эпоху пандемии много бизнеса переориентировалось на продажи онлайн, многие компании осознали важность привлечения трафика из органической выдачи и, по ощущениям, у SEO специалистов стало больше работы. Поэтому, освоив эту специальность на должном уровне, без работы вы точно не останетесь.

Александр Колганов, SEO-специалист

А как наши сотрудники стали SEO-специалистами?

Мы спросили, как происходило становление наших ребят как специалистов, чтобы подбодрить вас и показать, что все возможно. Главное — ваше желание!

SEO-специалистом стала случайно, когда искала работу по образованию после колледжа. Хотела пойти во front-end, но мне предложили вакансию в сфере SEO-оптимизации.
Сначала работала в отделе контента по внедрению SEO-работ, потом предложили перейти непосредственно в отдел SEO. Работе обучалась по внутренним инструкциям и на практике по задачам всего отдела, а также за мной был закреплен наставник. Потом уже выдали проекты, которые я вела самостоятельно.
Для развития профессиональных навыков читаю статьи на vc.ru, а также изучаю информацию на YouTube: Пиксель Тулс, SEO-школа Collaborator, на канале Яндекса есть полезные видео. Много каналов по SEO есть в Telegram».

Елена Ильченко, SEO-специалист

Я искал работу после универа в сфере программирования. Попал на стажировку, с которой не очень сложилось. В итоге перешел в SEO и с тех пор работаю в этой области. Новичкам, чтобы освоить профессию, рекомендую обратить внимание на материалы цитируемых специалистов, у которых есть практика и кейсы, актуальные на данный момент

Максим Липатов, Cпециалист по рекламе

SEO-оптимизация считается одной из самых доступных специальностей для входа в IT-сферу. Топ-5 IT-профессий, которые можно хорошо освоить за год выглядит так:

  • Тестировщик
  • Frontend-разработчик
  • Таргетолог
  • SMM-специалист
  • SEO-специалист

Сейчас самое время попробовать свои силы в новом направлении. Найди компанию, ценности которой тебе откликаются и кидай свое резюме!

А если вас интересует профессия разработчика, прочитайте статью: «Как начать карьеру разработчика. Тимлиды и специалисты Uplab отвечают на вопросы соискателей».

55
3 комментария

вообще не понимаю почему сео специалистов к айти относят, это же совсем другое

Ответить

Если почитать про IT (например, в Википедии), то очевидно: работа SEO-специалиста неразрывно связана с информационными технологиями. Даже накручивая ПФ, пользуясь софтом для работы с семантикой, анализируя данные в сервисах аналитики, сеошник уже погружён в IT. А ведь при этом многие ещё и кодят/работают с чужим кодом. 
Однако как инструмент для определённой цели SEO так же относится к digital marketing.

1
Ответить

Сейчас SEO это уже даже ближе к продукт-менеджменту и UX.

Сейчас сайт должен не только нравится поисковикам, но и людям, а для этого нужны познания в UX, психологии, понимание проблем и тд.

1
Ответить