Алена Владимирская: «Из условных людей второго сорта специалисты из регионов превратились в перспективные кадры»
Когда удаленка стала обязательной, всем пришлось очень быстро стать эффективными в новой реальности. Руководители получили на порядок больше задач, пережить стрессовое время смогли немногие их подчиненные. О том, какие выводы управленцам стоит сделать из непростого времени и о трендах в HR, рассуждает, по просьбе Мегаплана, рекрутер Алена Владимирская.
Как руководители полюбили людей
Во время распространения пандемии коронавируса выгорели многие руководители среднего звена. На них свалилась большая ответственность: задачи приходится решать самим, отвечать за коллективы.
В результате представители линейного менеджмента стали человечнее. Они не начали больше любить людей, но поняли, что перегоревшие профессионалы массово уходят в никуда, потому что им в одночасье становится ничего не нужно. Топ-менеджеры столкнулись с таким явлением впервые: на удаленке, в отличие от офиса, не видно, когда человек медленно доходит до упадка сил. Работая в одном кабинете или здании проще заметить начало выгорания.
Начальники осознали, что человек, на самом деле, важен, и стали сами ограничивать сотрудников в работе, например настаивать не переписываться в рабочих чатах после 20:00.
Также оказалось, что компании не готовы щедро благодарить сотрудников за классную работу и преданность. У меня на консалтинге был человек, который поднял продажи на миллиард, а в качестве премии получил две выплаты по 50 тысяч рублей. Такого много в доставке и ретейле.
Менеджер горит: мифы баланса работы и жизни
Один мой знакомый будет трудиться дома еще долго, как и последние два года. Он работает на Google из небольшой двухкомнатной квартиры. У него жена и двое детей. Он сделал себе кабинет на балконе: заходит туда в 9 утра, а в 8 вечера выходит. Рабочий телефон оставляет в «кабинете». Если случится что-то срочное, его все равно найдут по его собственному телефону.
Я не разграничиваю рабочее и личное вовсе, но создаю свой бизнес, который меня прет. Того, что меня не радует, в моей жизни очень мало. Work-life balance — всего лишь очень красивая сказка, в которую я не верю. Этот баланс очень разный на разных этапах жизни, строго индивидуальный.
Например, летом работаю с двумя выходными и только по семь часов в день. Это низкий сезон в рекрутинге. К тому же летом вообще лучше отдыхать. Осенью и зимой я в кайф работаю по 12 часов в сутки. Хотя регулировать свою занятость, работая по найму, труднее. Ею управляют твои руководители, и важно находить с ними компромиссы.
Лучше всего выживают люди, правильно работающие со стрессом. Совсем избежать нервного напряжения не получится. Если на работе нет стресса, скорее всего, вам просто неинтересно. Не нужно тратить на то, что не нравится, по 8–10 часов в день.
Самые эффективные сотрудники пропускают стресс через себя разумно: реагируют не сразу и не остро, четко определяют реальный уровень угрозы, продумывают план действий, не распространяют волнение вокруг себя, быстро отпускают напряжение.
В этом хорошо помогает медитация как практика работы с мозгом, без духовной составляющей. Для эффективности также важно высыпаться, следить за состоянием здоровья.
Расставить приоритеты и пахать
Что важнее в жизни и работе прямо сейчас? Если это дети, тогда карьерный рост не может быть приоритетом: не стоит делать ставку на повышение.
Баланс во многом идет из корпоративной культуры компании. Тем, у кого в приоритете семья и дети, нужно идти в большую и стабильную компанию, где принято вставать и уходить в шесть вечера.
В компаниях, которые агрессивно растут, никакого баланса с личной жизнью не может быть вовсе: там впахивают все. Эта формула работает во всем мире. Топ-менеджмент часто в делах по 12 часов, рассылает деловые письма и в девять, и в десять вечера.
HR-тренды в России
Принудительная удаленка. Все быстро и жестко научились работать из дома. В результате HR пережил новую волну автоматизации. Возможности пообщаться лично во многих компаниях не стало, поэтому пришлось научиться договариваться и подписывать документы удаленно.
Выгорание стало серьезной проблемой. Из понятия, о котором многие слышали, но не встречались, эмоциональная усталость превратилась в реальный вызов для многих HR-департаментов. Удаленка привела к тотальному бардаку: безумному количеству задач, нарушению коммуникации всех со всеми, неравномерному распределению поручений (у одного сотрудника их могло быть 100 одновременно, у другого — ни одного). Результатом становились упадок сил и выгорание.
Компаниям пришлось выбирать: учиться справляться с таким синдромом либо отпускать людей в никуда. Часть компаний и HR-директоров сумели сделать выбор и справиться. В итоге массовых увольнений из-за выгорания на рынке удалось избежать. В бизнесах, не справившихся с распространением удаленки, началась дикая текучка.
Новые возможности специалистов из регионов. До превращения удаленки в норму в регионе можно было дорасти в профессии только до определенного уровня, а затем нужно было ехать в Москву, чтобы строить карьеру топ-менеджера. Это единственный центр карьеры в России.
Раньше у этой схемы был недостаток: к моменту карьерного подъема у перспективных сотрудников уже были семья, дети и ипотека в регионе. Удаленка показала специалистам по кадрам, что сотрудников из регионов можно повышать и без переезда в Москву.
Это привело к изменению парадигмы: из условных людей второго сорта специалисты из регионов превратились в перспективные кадры. Их резюме смотрят активнее. Теперь жители регионов стали воспринимать удаленку как один из драйверов карьерного роста. Москвичи же получили фактор дополнительной конкуренции и занервничали.
Мировые тренды в HR
Все больше компаний ищут специалистов по Diversity и устойчивому развитию.
Устойчивое развитие — это активности компании вокруг сохранения окружающей среды, объединения команд, благотворительности, позитивных внерабочих активностей. Иностранные инвесторы обращают внимание на этот аспект бизнеса.
Diversity — обеспечение равноправия, высокой доли женщин, меньшинств в компании. Корпорации, работающие в этом направлении, заинтересованы и в том, чтобы схожие ценности были у их подрядчиков. Специалистов по этим двум направлениям очень мало, и они очень высоко ценятся. Вакансий для них больше, чем реальных кандидатов.
Программисты и маркетологи. Ближайшие 5–7 лет высоким спросом будут пользоваться программисты и digital-маркетологи. Сейчас в эти два направления активно идут сырьевые, нефтегазовые компании и сектор b2b.
Ищут продюсеров и методистов. Это обусловлено ростом онлайн-образования, изменениями в индустрии развлечений. Нужны и руководители продуктов.
Агросектор и ручной труд. Ищут агрономов, специалистов по IT в сельском хозяйстве. Востребованы все профессии, связанные со сложным ручным трудом: слесари, токари, электромонтажники, сантехники. Найти таких специалистов тяжело. После многолетнего уничтожения системы профессиональных училищ образовалась яма.
Российский HR остается полуфашистким - с дискриминацией по возрасту.
Если, упаси провиденье, вы укажете в резюме что у вас предпенсионный возраст - на вас будет черная метка.
Обезьянка из HR первым делом интересуется возрастом. Даже если нанимаешься удаленно.
Есть такой момент. Как в Тиндере прям (мне знакомые ребята рассказывали). 40+ Лучше не ставить
Господи, мегаплан ещё жив? Дайте уже умереть инвалиду.
Было у царя 1С три сына
Старший умный был - АМО,
Средний Битрикс - так, и сяк
Мегаплан - вовсе был дурак
Я - поэт, зовусь Незнайка
от меня вам балалайка
Браво ))
Теперь, чтобы работать в топовой компании не обязательно совершать релокацию, ждем как москвичи будут занимать вакансии с физическим трудом, а сибиряки прогать на яндекс и других гигантов
Не исключено, что именно так и будет
Насчет работников из региона — интересно, скоро москвичи начнут жаловаться, что соискатели из регионов отнимают дистанционные рабочие места? :D
Никогда. Откуда взяться топовым прогерам в колхозах? - Их моментально релоцируют в столицу
Не всегда так. Некоторые сами не хотят уезжать в Мск, сидят в условных "колхозах" и создают великое)
Большинство из оставшихся - это или "внутренние эмигранты" которые работают удаленно на импортную контору (обычно основанную нашим соотечественником ) или работающие в жирных котах типа Газпрома или Роснефти . Сам так 12 лет проработал (даже не заметил кризиса 2008 г, настолько был далек от локальных проблем)
Вы зря так думаете) уж миддлов в регионах навалом.
Наоборот, ну если работодатель адекватный
Кстати как москвичи физически живут в МСК с начала короны и удалёнки? Заметно сокращение вакансий? Или рынок настолько большой что он может проглотить любое количество спецов из регионов и для местных всё равно останется?
Я бы скорее начал переживать за работодателей в регионах. Ладно, талантливые давно уехали в Москву и за границу. Но теперь и местные оставшиеся хотят «московских» зарплат
Работодатели (частный бизнес) в регионах давно (с 2000) и безуспешно пытаются удержать специалистов в неравной конкурентной борьбе за кадры с госкорпорациями, филиалами иностранных компаний и встроенными в госзаказ конторами.
Да,но сейчас даже переезжать не надо.
Это ООО "рога и копыта" с белыми МРОТами?
безуспешно пытаются удержать специалистовПлатить не пробовали?
Подписываюсь под каждым словом. Мне кажется, это должно быть частью памятки "Как не перегореть на работе".
Сколько пунктов в вашей памятке?)
возникает вопрос, а не андроиды ли это 😂😂
вообще, оно-то правильно. другое дело, как может получиться на деле (здесь играет роль и уровень стрессоустойчивости, и адекватность второй стороны, которая подвергает тебя этому самому стрессу)
не будем мы подписываться на вашу рассылку, можно псевдоаналитику рынка труда и не приводить даже. вам мало инвестици дали, не оправдали их? еще рост подписчиков хотите получить?
вот это сейчас обидно было))
к моменту карьерного подъема у перспективных сотрудников уже были семья, дети и ипотека в регионе
Что за глупость я сейчас прочитал? Какая ипотека в провинции у человека с квалификацией топ-менеджера?
на нормальное жильё а не халупу как у нас :D
Ну так и я о том. Условная трешка в самом центре условной Астрахани стоит 4млн. Для топ-менеджера это меньше года работы, если себя не ужимать :)