Как выглядит корпоративный университет в 2021 году

Изменения на рынке корпоративного образования за последние полтора года можно перечислять бесконечно: создание дистанционных академий, экстренное производство онлайн-курсов, эксперименты со стратегией обучения и так далее. В процессе этих перемен сформировались определённые направления в развитии корпоративных университетов компаний, которые необходимо знать, чтобы успешно обучать и развивать сотрудников. Однако сразу спойлернём, что без цифровых технологий уже не обойтись.

Как выглядит корпоративный университет в 2021 году

От каких трендов нужно отталкиваться, чтобы организовать корпоративный университет в 2021? Рассказываем вместе с Марией Зыковой, проектным менеджером федеральной HR-службы компании DNS.

Сотрудники растут в рамках одной компании

Кажется, что многие организации окончательно пришли к тому, что растить своих сотрудников намного выгоднее, чем искать новых — как с точки зрения экономии бюджета, так и лояльности сотрудников. И для этого принимают различные меры. Например, Facebook и Google ввели такие должности как директор по wellbeing и менеджер по развитию карьеры. Первый заботится о том, чтобы пребывание сотрудника на всем цикле его жизни в компании было комфортным, а второй помогает развиваться и строить карьеру.

Вместе с тем интересы людей зачастую лежат за пределами их нынешних должностей и даже областей деятельности. И сегодня вторая, третья или четвертая карьера в жизни стали нормальным явлением. Современные компании понимают это и разными способами поддерживают сотрудников. Например, КРОК может дать длительный отпуск, чтобы человек подумал, куда и каким образом ему двигаться дальше.

Образовательный контент обновляется каждый день

Актуализация контента — важная составляющая образовательного процесса. С одной стороны, информация сейчас меняется очень быстро. С другой — удалённый формат работы сократил личное общение между сотрудниками, а значит и передачу нужных компетенций. Организовать процесс создания нового контента можно собственными силами или арендовать готовые курсы у облачного провайдера. И, если в первом случае всё предельно ясно (нужно выделить ресурсы и произвести контент), то со вторым в компаниях возникает много вопросов. В основном это связано со страхом аренды стороннего контента из-за угрозы безопасности или несоответствия принципам и правилам организации. Мария Зыкова, проектный менеджер федеральной HR-службы DNS, говорит что так было и в их компании. Но в этом году у них появились две веских причины арендовать контент:

  • Временные и денежные затраты на создание собственного обучающего материала были несоизмеримо высоки;

  • Принципы создания и наполнения курсов на общие темы не меняются из компании в компанию.

Возьмём “Технологии продаж” у нас в цифровом ритейле и в ритейле одежды или стройматериалов. Курс будет практически одинаковым. Дело в том, что пока никто ничего другого не придумал. Мы пришли к этому опытным путём, когда сами сделали несколько курсов на общие темы. Мы осознали, что внутри него ничего нового и сверхъестественного не придумали. Рассчитав экономику и время — мы поняли, что проще контент арендовать.

Мария Зыкова, Проектный менеджер федеральной HR-службы компании DNS

Корпоративный университет входит в единую экосистему

Корпоративный университет сегодня — это не просто решение, вроде громоздкой LMS, а элемент единой экосистемы. Возможность создания такой экосистемы доступна в разных решениях. Например, мы внедрили для DNS Корпоративный портал на базе Битрикс24. Внутри можно собирать все необходимые сервисы: корпоративный университет, интранет, рекрутинговую систему и даже CRM для отдела b2b-продаж. Это удобно не только потому что все данные находятся в одном месте, но и тем, сотруднику больше не надо переходить из одного приложения в другое, чтобы пройти курс или заполнить профиль.

В дополнение, Битрикс24 очень гибок в настройках, что позволяет кастомизировать систему под себя — добавить инструменты и интерфейс, которые отвечают задачам пользователя.

Корпоративный университет можно сделать в любом решении, допустим, в iSpring или в WebTutor. Однако мы выбрали внедрять Битрикс с Ульем, потому что в этом решении сотрудник может учиться прямо в корпоративном портале. Человеку не нужно делать лишних движений.

У Улья очень приятная оболочка и достаточно широкая функциональность, которой в других решениях не было. Теперь мы платим не за двадцать разных продуктов, а за один. Мы делаем всю работу в одном месте, и обучаем персонал, в том числе.

Мария Зыкова, Проектный менеджер федеральной HR-службы компании DNS
Как выглядит кастомизированный корпоративный университет внутри корпоративного портала в Битрикс24
Как выглядит кастомизированный корпоративный университет внутри корпоративного портала в Битрикс24

Элементы корпоративного университета функциональны, удобны и автоматизированы

Корпоративный университет должен обладать всеми необходимыми инструментами для решения поставленных задач. А их автоматизация поможет сэкономить время HR-специалистов, добавит точности в расчёты и избавит от рутины.

К примеру, в DNS автоматизирован индивидуальный план развития (ИПР) сотрудников. Это даёт HR-менеджерам возможность быстро и эффективно структурировать информацию, ставить цели и следить за траекторией развития персонала. Все достижения работников отражаются на единой виртуальной доске.

Помимо этого DNS автоматизировала в корпоративном университете следующее:

Как выглядит корпоративный университет в 2021 году

Индивидуальный план развития сотрудника (ИПР). Специалист может выбрать должность, на которую претендует, а ИПР сформируется автоматически. В него будут автоматически включены курсы, которые ему нужно пройти. А вы контролируете активность сотрудников и успеваемость по обучению.

Как выглядит корпоративный университет в 2021 году

Система должностей. Создайте возможные пути развития сотрудников по должностям — как вертикальные, так и горизонтальные.

Как выглядит корпоративный университет в 2021 году

Система компетенций. Каждая компетенция содержит описание, связанные должности и список мероприятий/задач, которые необходимо выполнить для получения компетенции.

Как выглядит корпоративный университет в 2021 году

Библиотека. Добавляйте книги /методички/брошюры из электронных библиотек МИФ и Альпина Паблишер или загружайте их самостоятельно. Книги можно фильтровать по категории и для определенной компетенции. По каждой книге можно выставить оценку, оставить комментарий, рекомендовать коллегам.

Как выглядит корпоративный университет в 2021 году

Аналитика. Следите за достижениями сотрудников в реальном времени.

Как выглядит корпоративный университет в 2021 году

Личный кабинет сотрудника. У работника есть отдельный кабинет, где он может пройти курсы, посмотреть свою успеваемость, посмотреть свои книги в избранном и многое другое.

Как выглядит корпоративный университет в 2021 году

Кастомное тестирование. Внедряйте разные форматы тестирования на свои вкус и потребности.

Вместе с тем, необходимо позаботиться об удобстве взаимодействия сотрудников с корпоративным университетом. Каждый день люди потребляют информацию в огромных количествах, поэтому интерфейс платформы корпоративного университета должен быть максимально понятным и простым, чтобы не рассеивать внимание и не раздражать пользователя. А наличие десктоп и мобильной версий позволит учащимся зайти в личный кабинет, посмотреть курс и пройти тест в любое время в любом месте.

Как выглядит корпоративный университет в мобильной версии Битрикс24
Как выглядит корпоративный университет в мобильной версии Битрикс24

Не меньшее значение имеют оформление и возможности интерфейса внутри курсов — в современных системах можно добавлять интерактивы, видеоролики и тесты самых разных форматов.

Как выглядит корпоративный университет в 2021 году

Создавайте свои курсы с визуальным редактором, добавляйте PDF, видео, SCORM, и другие форматы контента. Назначайте и контролируйте прохождение в один клик.

Как выглядит корпоративный университет в 2021 году

Доступность обучающих материалов с любого устройства

Службы безопасности стараются защитить системы организации со всех сторон. В связи с этим зачастую сотрудники не могут пользоваться решениями, которые предполагают обмен данными с внешними ресурсами.

В то же время, Мария уверена, что корпоративный университет сегодня должен быть доступным не только по локальной сети. Людям нужно дать возможность выбирать время и место для прохождения обучающего контента. Во-первых, бизнес теряет множество возможностей (отсутствие потребления актуального контента) и бюджета (самостоятельное создание всех материалов). А во-вторых, некоторые категории сотрудников (например, продавцы и производственные работники) не имеют возможности пройти обучение на рабочем месте.

Открытый доступ к курсам — это удобно, особенно если мы говорим про массовый охват обучающихся. Например, у нас часто появляются новые товары и услуги, о которых нам надо быстро и массово уведомить розничный персонал. Когда обучение можно пройти на компьютере и мобильном телефоне из любой точки мира, всё просто — бери-смотри-оценивайся-отмечайся, — все довольны

Мария Зыкова, Проектный менеджер федеральной HR-службы компании DNS

А что будет дальше? Тренды, которых будут придерживаться компании в ближайшем будущем

  • Знания, накопленные в корпоративном университете, отражают ценности и стратегию компании. Организация обеспечивает беспрерывный поток материалов, которые не просто учат людей, но и имеют бизнес-цель. Информация хорошо фильтруется и не захламляет головы сотрудников.
  • Корпоративный университет — инструмент коммуникации между бизнесом и персоналом. Сотрудники будут обучаться не на абстрактных примерах, а на конкретных кейсах из сферы деятельности компании. Посредством этого люди узнают не только как правильно делать определённую работу, но и будут погружаться в бизнес-процессы своей организации и видеть картину в целом.

  • Командная кросс-коммуникация как средство получения новых знаний. Курсы и материалы, которые создают коллеги в одном департаменте/ дивизионе/ филиале/ предприятии компании, будут использоваться и в других.

  • Разделение контента на общедоступный и на уникальный, в зависимости от задач и целей.
  • Интенсивное производство новых материалов. Базы знаний будут продолжать пополняться контентом (где-то даже чрезмерно) до тех пор, пока рынок потребителей “не насытится”.

33
Начать дискуссию