Начать с нуля: кто и как приходит в диджитал (часть первая). Исследование Школы Риалвеб

«Как начать карьеру в диджитал» — по этому запросу на октябрь 2021 года Google выдает 671 тысячу результатов, но начинающие специалисты продолжают искать ответ, который подойдет именно им. «Прошел курсы в Skillbox или на Нетологии, отправил резюме в агентство, но получил отказ, потому что нет опыта», — именно так диджитал-маркетологи описывают начало своего пути.

Чтобы выращивать специалистов и дать им хороший старт в профессии, интернет-агентство Риалвеб открыло свою школу в Петербурге три года назад. В мае 2021, параллельно уже седьмому потоку петербургской школы, во Владимире начали обучение первые ученики (прим.: к моменту выхода материала потоков в Петербурге было уже восемь!)

Мы решили узнать, как специалисты приходят в диджитал, как начинают свой путь в профессии, почему решаются кардинально сменить область деятельности и как Школа им в этом помогает. Для этого мы провели небольшое исследование, где поговорили с учениками Школы Риалвеб. Предлагаем вместе разобраться в том, как сделать первые шаги в профессии, какие стремления и опасения есть у начинающих специалистов и что в Школе необычного.

Кто хочет в диджитал

Чтобы понять, кто такие ученики Школы Риалвеб, мы первым этапом провели интернет-опрос. Его прошли 27 учеников двух школ: владимирской — 15 человек, петербургской — 12 человек. Мы заметили, что в Петербурге и Владимире ответы несколько различались, но выделили главные тенденции.

Начать с нуля: кто и как приходит в диджитал (часть первая). Исследование Школы Риалвеб

Опыт

В петербургской школе 60% учеников не имели опыта в диджитал, во Владимире — лишь 30%. Тем не менее, 42% респондентов в СПб отметили, что до Школы Риалвеб уже проходили курсы по интернет-маркетингу и пришли в школу с теоретической базой и представлением о карьерной области.

Интересно, что 40% учеников обеих школ работали или продолжают работать в областях, не связанных с диджитал. Таким образом, они задумались о смене профессии и карьерного пути.

Стоит также отметить, что ученики владимирской Школы старше, чем ученики петербургской, и с большим разбросом по возрасту.

Оффер

Почти половина учеников в обеих школах рассчитывали получить оффер от агентства по окончании обучения. В Петербурге этот процент был несколько выше: 50% в сравнении с владимирскими 40%. Мы также спросили, есть ли у учеников опасения по поводу обучения. Оказалось, что страхи петербуржцев были связаны с конкуренцией и предложением о работе: «не возьмут в коллектив», «предложат работу кому-то умнее». Тем временем владимирские ребята боялись, что не пройдут первичный отбор в саму Школу из-за недостатка знаний. Стоит отметить, что у владимирских респондентов изначально было меньше страхов по поводу обучения: возможно потому, что их представление о школе отличалось от представления петербуржцев.

Отсюда родилась гипотеза. Владимирские ученики рассматривают Школу как инструмент дополнительного образования, а петербургские — как способ начать карьеру в диджитал и получить практический опыт.

Ожидания от обучения

Мы спросили студентов об их ожиданиях от обучения. Подавляющее большинство указали технические навыки по работе с таргетированной и контекстной рекламой и только двое человек отметили, что хотят обучиться компетенциям аккаунт-менеджера. Лишь четверо из 27, то есть менее 15%, указали приобретение софт-скиллов как желаемый итог обучения: работа в команде, презентации, ответственность.

Отсюда родилась вторая гипотеза. Начинающие специалисты ставят в приоритет наличие hard-скиллов перед soft-скиллами.

Опрос позволил получить первое представление о том, кто такие ученики Школы Риалвеб и зачем они в школу пришли — чтобы получить практический опыт и сделать первый шаг навстречу диджитал-карьере мечты — но и поднял новые важные вопросы: чем диджитал так привлекателен, что в его пользу меняют профессию? Действительно ли соискатели считают, что хард-скиллы у работодателей в большем приоритете? Почему, пройдя обучение в Skillbox или где-то ещё, они возвращаются к учебе?

Что говорят сами ученики

Вторым этапом исследования мы провели личные интервью с 14 учениками из обеих Школ. Далее описаны ключевые моменты и выводы из интервью, а также приведены цитаты учеников — с указанием имен.

Путь к диджитал

Профильное высшее образование — необязательный критерий для соискателей в Риалвебе, и будущие сотрудники, в том числе ученики Школы, приходят в агентство с абсолютно разным бэкграундом. Во владимирском потоке — инженер-технолог, учительница русского языка и литературы; в петербургском — флористка с дипломом социолога, менеджер по аналитике. Интересно, что многие ученики по образованию — специалисты по «Рекламе и связям с общественностью», но по специальности ранее не работали и к рекламе решили вернуться только заинтересовавшись диджитал-сферой. Как отмечают ученики, отчасти это связано с тем, что в университете о диджитал-рекламе им не рассказывали, поэтому представление о сфере пришлось получать самостоятельно — на это потребовалось время.

«Нам в университете не рассказывали про диджитал-маркетинг: была одна лекция об интернет-рекламе, и то попросили её мы, в программе её не было. Нам хоть и не рассказывали про интернет, но говорили, что традиционные виды рекламы ждет спад».

Александр Дианов

Исключением стали студенты Высшей Школы Экономики в Санкт-Петербурге: глаза на мир диджитал им открыл Медиафорум Питерской Вышки — диджитал-мероприятие, которое с 2019 самостоятельно организуют студенты на базе университета. Тем не менее похожих мероприятий в Российских ВУЗах не хватает, как отметили недавние выпускники.

У некоторых учеников вплоть до вводного урока не было представления о том, чем им в Школе предстоит заниматься; их интерес к диджитал был обусловлен тем, что сам термин на слуху, но что сфера из себя представляет — понимания не было.

«Я занималась арбитражем трафика: устроилась на работу, потому что там не требовали опыта. Думала тогда, что арбитраж — основное в интернет-маркетинге, а сейчас понимаю, что это совсем не так».

Яна Александрова

История интереса к диджитал у учеников аналогичная: где-то что-то красивое увидели, услышали, подумали: «Круто, тоже хочу такое делать». Из того, что отметили: рекламная кампания Nike «Из чего же сделаны наши девчонки», фильм «99 франков», лекция от Setters.

И все-таки, чем диджитал так привлекателен, что в его пользу меняют профессию люди за 30?

Среди ключевых факторов можно выделить следующие:

  • В других сферах нет перспективы карьерного роста, как в диджитал.
  • Специалисты стремятся к большей свободе: прийти к истории «digital nomad» и самостоятельно выбирать рабочее место.
  • Специалисты считают, что «будущее за интернетом», эта профессия востребованная и модная, позволяет быть «в тренде».
  • Другие сферы больше подвержены сокращениям под влиянием внешних обстоятельств, диджитал более устойчив.
  • Работа с контекстной и таргетированной рекламой позволит добиться экспертизы в области и стать узконаправленным специалистом, а их предыдущий карьерный путь — нет.

Владимир инженер-технолог по образованию и специалист завода по производству пеностекла по профессии. Он решил изменить профобласть в 33 года. На вопрос, трудно ли далось решение уйти с работы, чтобы с нуля начать новый карьерный путь, он ответил: «Думаю, самое главное — не то, что происходит сейчас, а то, куда это приведет тебя через год. Если ты на одном месте уже долгое время, важно иногда делать встряску. У меня была неплохая зарплата по местным меркам, но я понимаю, что через пять лет так бы и остался на этом месте; в диджитал меня ждет лучший карьерный рост, там через пять лет я буду нужнее, чем на заводе. Я без раздумий написал заявление на увольнение. Если меня услышат будущие ученики: никогда ничего не бойтесь, перешагивайте через себя».

Ученики также поделились, что интернет-реклама в их представлении — нечто, что всегда рядом, и качественно настроенная интернет-реклама упрощает жизнь пользователя. Найти подход к людям, мыслить творчески и поставить себя на чужое место — вот то, что подогревает интерес диджитал-специалистов к работе. А ещё, в отличие от традиционных форм рекламы, интернет-реклама ближе к пользователю и дает большую свободу в формате.

«Впечатляет и пугает одновременно, насколько поведение человека в интернете предсказуемо, насколько оно поддается оценке и аналитике и как легко на него повлиять».

Олег Вирин

«Реклама для меня — это люди, какая-то магия. Это что-то рядом, но интересное и с изюминкой».

Виктория Анипченко

В первой части на примере учеников Школы Риалвеб мы узнали, что из себя представляют начинающие диджитал-специалисты. Их мотивация к смене профобласти тоже стала понятна: не видели перспектив карьерного роста на прежней работе, хотели большей свободы, самостоятельно выбирать рабочее место, быть «в тренде», получить востребованную и модную профессию.

Во второй части мы подробнее рассмотрим, как и где ищут работу новички в диджитал, с какими трудностями сталкиваются (и как пытаются их избежать), а также узнаем, в самом ли деле у работодателей хард-скиллы в приоритете над софт-скиллами.

55
2 комментария

Классное исследование, спасибо, что поделились статистикой! Особенно полезен инсайт про интерес к хардам в первую очередь.

Подскажите, я верно поняла, что сперва было анкетирование, а затем интервью? Если да, то можете подробнее рассказать про саму анкету (сколько было вопросов, их примеров, статистику по заполнению)?

2
Ответить

Спасибо!

Да, все верно, было два этапа: онлайн-анкетирование и интервью.

Анкету заполнили 27 человек, то есть примерно 85% всех учеников. Она состояла из 10 вопросов, разбитых на два блока. В первом — вопросы о личных данных: образование, профессия, возраст, имя и готовность участвовать в интервью. Во втором блоке вопросы касались непосредственно digital и подразумевали развернутый ответ: есть ли опыт в сфере, какие ожидания от обучения в школе, какие есть опасения, к каким навыкам и знаниям респондент стремится.

25 респондентов из 27 были готовы к участию в интервью, но мы выборочно пригласили 14 учеников и далее общались с ними уже лично.

1
Ответить