Начать с нуля: кто и как приходит в диджитал (часть первая). Исследование Школы Риалвеб

«Как начать карьеру в диджитал» — по этому запросу на октябрь 2021 года Google выдает 671 тысячу результатов, но начинающие специалисты продолжают искать ответ, который подойдет именно им. «Прошел курсы в Skillbox или на Нетологии, отправил резюме в агентство, но получил отказ, потому что нет опыта», — именно так диджитал-маркетологи описывают начало своего пути.

Чтобы выращивать специалистов и дать им хороший старт в профессии, интернет-агентство Риалвеб открыло свою школу в Петербурге три года назад. В мае 2021, параллельно уже седьмому потоку петербургской школы, во Владимире начали обучение первые ученики (прим.: к моменту выхода материала потоков в Петербурге было уже восемь!)

Мы решили узнать, как специалисты приходят в диджитал, как начинают свой путь в профессии, почему решаются кардинально сменить область деятельности и как Школа им в этом помогает. Для этого мы провели небольшое исследование, где поговорили с учениками Школы Риалвеб. Предлагаем вместе разобраться в том, как сделать первые шаги в профессии, какие стремления и опасения есть у начинающих специалистов и что в Школе необычного.

Кто хочет в диджитал

Чтобы понять, кто такие ученики Школы Риалвеб, мы первым этапом провели интернет-опрос. Его прошли 27 учеников двух школ: владимирской — 15 человек, петербургской — 12 человек. Мы заметили, что в Петербурге и Владимире ответы несколько различались, но выделили главные тенденции.

Опыт

В петербургской школе 60% учеников не имели опыта в диджитал, во Владимире — лишь 30%. Тем не менее, 42% респондентов в СПб отметили, что до Школы Риалвеб уже проходили курсы по интернет-маркетингу и пришли в школу с теоретической базой и представлением о карьерной области.

Интересно, что 40% учеников обеих школ работали или продолжают работать в областях, не связанных с диджитал. Таким образом, они задумались о смене профессии и карьерного пути.

Стоит также отметить, что ученики владимирской Школы старше, чем ученики петербургской, и с большим разбросом по возрасту.

Оффер

Почти половина учеников в обеих школах рассчитывали получить оффер от агентства по окончании обучения. В Петербурге этот процент был несколько выше: 50% в сравнении с владимирскими 40%. Мы также спросили, есть ли у учеников опасения по поводу обучения. Оказалось, что страхи петербуржцев были связаны с конкуренцией и предложением о работе: «не возьмут в коллектив», «предложат работу кому-то умнее». Тем временем владимирские ребята боялись, что не пройдут первичный отбор в саму Школу из-за недостатка знаний. Стоит отметить, что у владимирских респондентов изначально было меньше страхов по поводу обучения: возможно потому, что их представление о школе отличалось от представления петербуржцев.

Отсюда родилась гипотеза. Владимирские ученики рассматривают Школу как инструмент дополнительного образования, а петербургские — как способ начать карьеру в диджитал и получить практический опыт.

Ожидания от обучения

Мы спросили студентов об их ожиданиях от обучения. Подавляющее большинство указали технические навыки по работе с таргетированной и контекстной рекламой и только двое человек отметили, что хотят обучиться компетенциям аккаунт-менеджера. Лишь четверо из 27, то есть менее 15%, указали приобретение софт-скиллов как желаемый итог обучения: работа в команде, презентации, ответственность.

Отсюда родилась вторая гипотеза. Начинающие специалисты ставят в приоритет наличие hard-скиллов перед soft-скиллами.

Опрос позволил получить первое представление о том, кто такие ученики Школы Риалвеб и зачем они в школу пришли — чтобы получить практический опыт и сделать первый шаг навстречу диджитал-карьере мечты — но и поднял новые важные вопросы: чем диджитал так привлекателен, что в его пользу меняют профессию? Действительно ли соискатели считают, что хард-скиллы у работодателей в большем приоритете? Почему, пройдя обучение в Skillbox или где-то ещё, они возвращаются к учебе?

Что говорят сами ученики

Вторым этапом исследования мы провели личные интервью с 14 учениками из обеих Школ. Далее описаны ключевые моменты и выводы из интервью, а также приведены цитаты учеников — с указанием имен.

Путь к диджитал

Профильное высшее образование — необязательный критерий для соискателей в Риалвебе, и будущие сотрудники, в том числе ученики Школы, приходят в агентство с абсолютно разным бэкграундом. Во владимирском потоке — инженер-технолог, учительница русского языка и литературы; в петербургском — флористка с дипломом социолога, менеджер по аналитике. Интересно, что многие ученики по образованию — специалисты по «Рекламе и связям с общественностью», но по специальности ранее не работали и к рекламе решили вернуться только заинтересовавшись диджитал-сферой. Как отмечают ученики, отчасти это связано с тем, что в университете о диджитал-рекламе им не рассказывали, поэтому представление о сфере пришлось получать самостоятельно — на это потребовалось время.

«Нам в университете не рассказывали про диджитал-маркетинг: была одна лекция об интернет-рекламе, и то попросили её мы, в программе её не было. Нам хоть и не рассказывали про интернет, но говорили, что традиционные виды рекламы ждет спад».

Александр Дианов

Исключением стали студенты Высшей Школы Экономики в Санкт-Петербурге: глаза на мир диджитал им открыл Медиафорум Питерской Вышки — диджитал-мероприятие, которое с 2019 самостоятельно организуют студенты на базе университета. Тем не менее похожих мероприятий в Российских ВУЗах не хватает, как отметили недавние выпускники.

У некоторых учеников вплоть до вводного урока не было представления о том, чем им в Школе предстоит заниматься; их интерес к диджитал был обусловлен тем, что сам термин на слуху, но что сфера из себя представляет — понимания не было.

«Я занималась арбитражем трафика: устроилась на работу, потому что там не требовали опыта. Думала тогда, что арбитраж — основное в интернет-маркетинге, а сейчас понимаю, что это совсем не так».

Яна Александрова

История интереса к диджитал у учеников аналогичная: где-то что-то красивое увидели, услышали, подумали: «Круто, тоже хочу такое делать». Из того, что отметили: рекламная кампания Nike «Из чего же сделаны наши девчонки», фильм «99 франков», лекция от Setters.

И все-таки, чем диджитал так привлекателен, что в его пользу меняют профессию люди за 30?

Среди ключевых факторов можно выделить следующие:

  • В других сферах нет перспективы карьерного роста, как в диджитал.
  • Специалисты стремятся к большей свободе: прийти к истории «digital nomad» и самостоятельно выбирать рабочее место.
  • Специалисты считают, что «будущее за интернетом», эта профессия востребованная и модная, позволяет быть «в тренде».
  • Другие сферы больше подвержены сокращениям под влиянием внешних обстоятельств, диджитал более устойчив.
  • Работа с контекстной и таргетированной рекламой позволит добиться экспертизы в области и стать узконаправленным специалистом, а их предыдущий карьерный путь — нет.

Владимир инженер-технолог по образованию и специалист завода по производству пеностекла по профессии. Он решил изменить профобласть в 33 года. На вопрос, трудно ли далось решение уйти с работы, чтобы с нуля начать новый карьерный путь, он ответил: «Думаю, самое главное — не то, что происходит сейчас, а то, куда это приведет тебя через год. Если ты на одном месте уже долгое время, важно иногда делать встряску. У меня была неплохая зарплата по местным меркам, но я понимаю, что через пять лет так бы и остался на этом месте; в диджитал меня ждет лучший карьерный рост, там через пять лет я буду нужнее, чем на заводе. Я без раздумий написал заявление на увольнение. Если меня услышат будущие ученики: никогда ничего не бойтесь, перешагивайте через себя».

Ученики также поделились, что интернет-реклама в их представлении — нечто, что всегда рядом, и качественно настроенная интернет-реклама упрощает жизнь пользователя. Найти подход к людям, мыслить творчески и поставить себя на чужое место — вот то, что подогревает интерес диджитал-специалистов к работе. А ещё, в отличие от традиционных форм рекламы, интернет-реклама ближе к пользователю и дает большую свободу в формате.

«Впечатляет и пугает одновременно, насколько поведение человека в интернете предсказуемо, насколько оно поддается оценке и аналитике и как легко на него повлиять».

Олег Вирин

«Реклама для меня — это люди, какая-то магия. Это что-то рядом, но интересное и с изюминкой».

Виктория Анипченко

В первой части на примере учеников Школы Риалвеб мы узнали, что из себя представляют начинающие диджитал-специалисты. Их мотивация к смене профобласти тоже стала понятна: не видели перспектив карьерного роста на прежней работе, хотели большей свободы, самостоятельно выбирать рабочее место, быть «в тренде», получить востребованную и модную профессию.

Во второй части мы подробнее рассмотрим, как и где ищут работу новички в диджитал, с какими трудностями сталкиваются (и как пытаются их избежать), а также узнаем, в самом ли деле у работодателей хард-скиллы в приоритете над софт-скиллами.

0
2 комментария
Надежда Смирнова

Классное исследование, спасибо, что поделились статистикой! Особенно полезен инсайт про интерес к хардам в первую очередь.

Подскажите, я верно поняла, что сперва было анкетирование, а затем интервью? Если да, то можете подробнее рассказать про саму анкету (сколько было вопросов, их примеров, статистику по заполнению)?

Ответить
Развернуть ветку
Realweb
Автор

Спасибо!

Да, все верно, было два этапа: онлайн-анкетирование и интервью.

Анкету заполнили 27 человек, то есть примерно 85% всех учеников. Она состояла из 10 вопросов, разбитых на два блока. В первом — вопросы о личных данных: образование, профессия, возраст, имя и готовность участвовать в интервью. Во втором блоке вопросы касались непосредственно digital и подразумевали развернутый ответ: есть ли опыт в сфере, какие ожидания от обучения в школе, какие есть опасения, к каким навыкам и знаниям респондент стремится.

25 респондентов из 27 были готовы к участию в интервью, но мы выборочно пригласили 14 учеников и далее общались с ними уже лично.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда