Как новичку трудоустроиться в IT
Привет, меня зовут Алена Заволокина, я HR-директор UX-студии Everest. Недавно мой коллега Владимир Белоусов рассказал, как мы ищем кадры. А в этой статье я поделюсь с соискателями, на что обращать внимание при поиске компании своей мечты и дам пошаговую инструкцию, как добраться до собеседования и успешно его пройти.
Нулевой шаг: о чем стоит задуматься до поиска вакансий
Первым делом проверьте свои страницы в социальных сетях, приведите их в порядок. Убедитесь, что ваш профиль не содержит ничего лишнего и дает сформировать о вас впечатление как о специалисте.
- Уберите все публикации, в которых присутствуют оскорбления подписчиков, грубый и неоднозначный юмор, компрометирующие фото и видео.
- Обратите внимание на свой никнейм и аватар. Рыдающий енот с ником «Кукуся» проиграет узнаваемой фотографии с именем и фамилией соискателя в 100 случаях из 100.
Еще один важный этап подготовительной работы — собрать рекомендации с предыдущих мест работы. Не нужно указывать их в резюме, но будьте готовы, что если по итогам собеседования вы заинтересуете работодателя, он сам спросит рекомендации.
Шаг первый: ищем вакансию
Ежедневный поиск новых вариантов трудоустройства — полезная альтернатива серфингу в фейсбуке, просмотру развлекательных стримов или зависанию в мессенджерах.
Где искать вакансии
- Следите за предложениями на HH, Хабр.Карьере, мониторьте разделы с вакансиями на сайтах компаний, которые вам нравятся.
- Подпишитесь на страницы известных рекрутеров и хедхантеров агентств — они часто публикуют вакансии других компаний у себя в социальных сетях.
- Ищите вакансии через друзей, знакомых и бывших коллег. Не стесняйтесь искать в своем списке контактов людей, которые связаны с интересующими вас компаниями, и спрашивать у них прямо — тем более, что во многих компаниях сотрудник, который приводит успешного кандидата, получает неплохой бонус.
Но не спешите откликаться на все вакансии сразу. Сначала определитесь с портретом будущего работодателя.
Составьте список компаний, которые вас вдохновляют. Найдите в них общее — то, что вас зацепило. Это важно, потому что устроившись «не туда», можно потерять веру и в себя, и в профессию. Ищите компанию которая будет близка вам по духу и ценностям.
Не бойтесь откликаться на вакансии, которые вам понравились, даже если вам кажется, что вы не дотягиваете до требований на 100%. Как минимум, получите опыт собеседования и поймете, что требуется подтянуть. А при хорошем раскладе — окажетесь в команде.
Шаг второй: составляем резюме
Помните — резюме просматривают бегло! Поэтому воспринимайте его создание как UX-задачу. Резюме должно быть удобным для чтения и компактным — на 1-2 страницы.
Что должно быть в резюме
Частые ошибки при составлении резюме
- Не указана должность. Обязательно укажите, на какую должность вы претендуете, ведь рекрутер сравнивает ее с имеющейся вакансией.
- Нет конкретики, что вы делали на предыдущем месте работы. Если уже есть предыдущий опыт работы, кратко укажите основное, чем вы занимались и чего достигли.
- Фото отсутствует или слишком экстравагантно. Фото в резюме — это акцент, который сразу привлекает к себе внимание. Разные фотографии одного и того же человека способны произвести разное первое впечатление. Хороший вариант — нейтральное фото лица крупным планом. Плохой вариант — селфи, странные аксессуары и антураж, фото с отдыха, снимки низкого качества и так далее.
- Используются прилагательные (я креативный, амбициозный и т. д.). Простое, но действенное правило — начинайте с глагола: сделал, умею, знаю, изучил и т. д.
- Ссылка на портфолио в три строчки. Претендовать на работу в IT и не уметь сокращать ссылки — нонсенс. Избегайте длинных ссылок!
Резюме — это история, из которой понятно, как связаны образование, карьерный путь, дополнительное обучение и личностные качества с должностью, которую вы ищете. Из названия должностей и компаний, которые сменил кандидат, должно быть понятно, что он идет по нарастающей. Если в резюме нет логики, рекрутер его, скорее всего, пропустит.
Составляйте отдельное резюме под каждую вакансию, на которую претендуете. Не рассылайте всем одинаковое резюме! UX/UI-дизайнер, UX-дизайнер, UI-дизайнер — это три разные должности, и в разных компаниях обязанности у них отличаются.
Шаг третий: собираем портфолио
Допустим, вы составили хорошее резюме, которое заинтересовало работодателя — и он решил посмотреть ваше портфолио. Как показать свои достижения так, чтобы сохранить и усилить интерес к вашей кандидатуре?
- Позаботьтесь о подготовке портфолио заранее, чтобы HR-у не пришлось тратить время на поиск примеров работ в десятке вложенных папок. Все примеры должны быть доступны в один клик.
- Не используйте вложения в письма и архивы с примерами работ. Файлообменники и Гугл.Диск — тоже не самые удачные варианты. Сайт-портфолио, сайт-визитка, профильные сервисы подходят для презентации портфолио лучше всего.
- Если Вы претендуете на вакансию UX-дизайнера, отправляйте вместе с работами все исследования и прототипы. Показывайте больше черно-белого «мяса». Одной ссылки на Behance недостаточно, чтобы оценить, что вы умеете.
Шаг четвертый: составляем сопроводительное письмо
Если нет опыта работы, то сопроводительное письмо — ваш спасательный круг. Покажите в нем свою мотивацию, сделайте комплимент компании, объясните, почему вы хотите работать именно здесь.
Сопроводительное письмо должно быть искренним и конкретным! Из этого следует очень простой вывод — пишите для каждой студии, в которую отправляете резюме, персональное обращение.
Ошибки сопроводительного письма:
- Неосведомленность о компании, в которую пишете. Изучите сайт компании, профиль деятельности, блоги и аккаунты в соцсетях. Так можно лучше понять, ваше ли это место работы, подходит ли культура этой компании именно вам, устраивает ли продукт и принципы работы. А заодно — наполнить сопроводительное письмо конкретикой, а не общими фразами.
- Рассылка одинакового письма всем. Длинный список имейлов в строке получателей — кратчайший путь в корзину и для самого письма, и для надежд на трудоустройство.
Шаг пятый: идем на собеседование
Поздравляю! Вы дошли до самого важного этапа — вас пригласили познакомиться и пообщаться лично.
Как не провалить собеседование?
- Подумайте заранее, что можете рассказать о себе, чем вас привлекает выбранная компания и вакансия. Подготовьте историю для презентации себя и своего профессионального опыта — сделайте акцент на достижениях.
- Ведите себя естественно и искренне. Главное — оставайтесь сами собой. Не забывайте улыбаться! Покажите свой интерес, задавайте вопросы, будьте активными в диалоге.
- Покажите вашу ответственность и пунктуальность. Самый простой способ провалить собеседование — просто на него не явиться. Предупреждайте, если у вас изменились планы или если вы опаздываете. Если понимаете, что задерживаетесь больше чем на четверть часа, попросите менеджера по персоналу перенести собеседование на другой день.
- Позаботьтесь о том, чтобы выглядеть адекватно ситуации. Конечно, речь не идет о строгом дресс-коде, но онлайн-формат — не повод приходить на собеседование в пижаме.
О чем говорить на собеседовании, если нет опыта работы?
Главное правило — важнее быть, чем казаться. Покажите свои теоретические знания, не стесняйтесь говорить о пробелах. Расскажите о готовности учиться, приведите пример, как быстро вы осваивали новые навыки. Продемонстрируйте свою мотивацию, покажите что вы знаете все о компании, что она вам интересна и вы готовы расти именно в ней.
Какие вопросы задать работодателю?
Собеседование — это дорога с двусторонним движением. Не стесняйтесь задавать встречные вопросы! Уточните, какие задачи будут у вас на ближайшие месяцы, как вас будут оценивать, какова структура компании и где в ней будет ваше место. Спросите, как организован процесс онбординга и существуют ли менторы, будет ли вам кто-то помогать в начале пути или вы с первого дня будете в самостоятельном плавании. Можно поинтересоваться планами развития компании и ее ближайшими целями.
В заключение
У каждой IT-компании свои критерии отбора кандидатов. Но и у каждого кандидата должно быть понимание, что он ищет от работы, помимо зарплаты. Чтобы случился мэтч и в итоге выиграли все, нужно понимать интересы другой стороны, идти навстречу друг другу — и не наступать на разложенные по пути грабли.
Желающим более глубоко погрузиться в тематику рекомендую почитать книгу «Резюме на миллион» Михаила Притула и Романа Жихарева, которая поможет лучше понять процесс подбора персонала на каждом этапе, и собрать для себя интересные лайфхаки.
Эта статья написана в рамках нашего супер-челленджа «100 дней развития Everest», где мы каждый день анонсируем или релизим новое событие в рамках стратегии развития компании. Следить за выходом новых материалов можно в телеграм-канале с ежедневными отчетами о происходящем.
Успехов в трудоустройстве и интересных предложений!
• Вы просите чтобы в резюме указывали желаемую з/п. А вы сами указываете вилку зарплат на сайтах при поиске?
• Ещё бы желательно видеть резюме или портфолио руководителя в подчинении которого будем работать. Его странички в соц. сетях
• И почитать рекомендации от бывших работников или их телефоны чтобы позвонить, поспрашивать.
• Или это всё только в одну сторону работает? Предоставляете такую информацию?
Работники ведь тоже выбирают работодателей.
Резюме они "читают бегло" - ну и пусть не ноют потом, что никто к ним не идет.
Это обоюдоострые вопросы, под занавес можно ещё поинтересоваться "где вы видите вашу компанию через 5 лет"
Они уже бредят...
Комментарий недоступен
Имхо у профессионалов нет времени на соц.сети если речь не идёт о linkedin который в РФ забанен. Все остальное к работе не имеет никакого отношения.
Комментарий недоступен
Привести соц сети в порядок? А какого вообще мой ЛИЧНЫЙ профайл в соц сети вас вообще волнует? И интересно еще как вы в закрытый профайл попадете, в друзья попроситесь лол
Если вы говорите о проф соц сетях, то так и пишите, а то дико выглядит
И соглашусь с комментаторами выше - пишите вилку зп в вакансиях, прикладывайте реальные отзывы о вас от бывших сотрудников
И прежде чем рекрутер вступит в непосредственный контакт пусть рекомендательные письма пришлет, а то может он стремный какой-то!
Комментарий недоступен
Тогда чего к кукусику и еноту прикапываться, если он не аффилирован с соискателем?
Ну н-надо. Они ведь такие важные. Целая шарага в гаражном кооперативе, называющая это офисом в стиле лофт.
ведь, любой говнарь Гена может в анкете указать, что он в членстве директоров *софт?
Комментарий недоступен
Привести соц сети в порядок - это скорее для заграничных компаний, особенно демократичных. Если ты успешно проработал 20 лет в компании и у тебя нет никаких нареканий, но когда-то давно ты зарепостил чернушную шутку и она сейчас всплыла - смертъ.
Именитых людей с подобными новостями полно, но это же не значит, что так не увольняют обычных работяг.
Да и у нас уже тоже
https://www.svoboda.org/a/30958944.html
В гос.органах внимательно на это обращают (по закону сотрудники даже обязаны представить ссылки на соц. сети), в гос. корпорациях тоже практикуется такое (хотя в отличии от гос. органов законодательно не закреплено), на западе достаточно часто обращают на соц. сети.
И пробелов все эти шаги вам придется длительное время общаться с колхозными рекрутерами желающих вас продать хоть самому сатане. И да, если вы разработчик, то вам дадут тестовое задание формулировка которого недвусмысленно намекает, что его составитель обычный имбицил. Ну да, а сами вакансии будут усыпаны сотней смайлов, ведь это так напоминает цветочный луг, который обожают коровы. Но вы неадекваты айтишные должны в интернете под собственным именем и фамилией регистрироваться! Это вам приказывают алкоголички с пятью классами образования!!!!!!!!!! И что же вы за лошарский новичок такой, что у вас нет портфолио¡!!!!!!!!! А длинные ссылки? Вы хоть представляете как они раздражают!!!!
И пробелов все это вы попадете в их сраную "продуктовую компанию", нет не так - в "ПРОДУКТОВУЮ КОМПАНИЮ", что означает - говностудия!
"Да как вы разговариваете со звездой!?" (ц) киркоров
Эчарка зазвизделась
Ой, очередное ведро буллшита от эйчаров. Интересно, а есть статьи в которых кандидаты дают советы эйчарам, как подготовиться и не запороть собеседование, чтобы кандидат выбрал именно эту компанию.
Совет для тех, кто идет на собеседование в IT: игнорировать hr - вся польза от них, это первичный созвон/скрининг "адекватный ли, хочет ли общаться", если вы общаетесь с hr больше 15 минут - бегите, контора дно. первое реальное общение идет с профильным специалистом.
Это да. Но если эйчар выбирает по фоточке в инсте, то до профильного специалиста можно и не добраться
С другой стороны, оно возможно и к лучшему - ведь профильный специалист как-то прошёл этого эйчара.
Очень хорошо подмечено
Да и фиг с ними тогда. Свет клином не сошелся. Это всегда игра случая.
Вы должны оценивать проф. навыки при найме, а не копаться в чужом белье
Охотники за рабами совсем обленились – приносите голову на тарелочке...
"Обратите внимание на свой никнейм и аватар. Рыдающий енот с ником «Кукуся» проиграет узнаваемой фотографии с именем и фамилией соискателя в 100 случаях из 100."
ТО ЧУВСТВО КОГДА У ТЕБЯ НА АВАТАРКЕ КРОЛИКИ, И НЕ СМОТРЯ НА ЭТО КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ ПОСТУПАЕТ КАК МИНИМУМ ОДНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ. (Правда я не новичок, но всё же...)
Шаг минус один: возьмите новую виртуальную симку, после получения работы избавиться от неё, иначе вас задолбят звонками кадровые агентства
Комментарий недоступен
Когда работать ещё не научились, зато "мечты" продают на каждом углу.
Обратите внимание на свой никнейм и аватарПогодите, тут трудоустраивают в IT или маркетологи? Через личные соцсети, никнеймы и аватвары продукт продавать будут?
Лень дальше разбирать, выглядит как набор советов для тех кто хочет устроиться в команду-однодневку от Сбера.
Шаг 0:
Послать нахуй HR, которая требует и смотрит личные страницы в соцсетях. Никому не намекает само название, "ЛИЧНАЯ страница"? С какой стати я должен ещё и личные страницы вести так, как хочет некая хрюша из компании "ЗалупнкиStars"?
Если рекрутёр не в состоянии на первичном обзвоне понять, человек адекватный или нет, то на кой хер вообще нужен такой рекрутёр. Задача у HR одна - найти адекватного кандидата и передать его в руки технического специалиста, между делом налаживая атмосферу в коллективе.
Ах да, может если вы сразу начнёте указывать вилку зарплаты, то и работать с кандидатами будет легче? С:
Чет накинулись. Нормальная статья.
До тех, кого это касается. Один из уровней - это детская игра «Сахарные соты». Участникам раздают коробочки, в которых лежат большие сахарные печеньки, которые как раз похожи на соты. В центре у сладости находится фигурка – треугольник, круг, звезда или зонтик. С помощью иголки её нужно извлечь из печеньки и не повредить.
Не наш путь!
"Внучек, лизали всё подряд!" (с)
Ничего не понял, но дико интересно))
Не стоит вскрывать эту тему
Если лезут в мои соцсети и собирают сплетни, это не моя компания мечты. Да и с рекрутерами я не общаюсь, сразу с руководством.
Комментарий недоступен
Текст даже нет смысла обсуждать. Далеко от IT. Но за форточку Спасибо, профессионально). Ирония
Не читал, но по-моему какая-то херня.
Комментарий недоступен
Столько работы в СНГ завались. Я аж в Болгарию свалил от безысходности
Статья отличная, спасибо.
Всё по делу, полезная статья
картинка прям топ)) ахах
по поводу фоточки совет - лижите.
До до