На что смотрят крупные заказчики в резюме IT-специалиста?

Резюме – это специальный язык, связывающий заказчика и исполнителя. От него во многом зависит, пригласят вас на интервью или нет. Но в IT есть своя специфика и высокое количество требований – на порядок выше, чем, скажем, у маркетолога. Основатель компании «С-Консалтинг» Евгений Сафронов рассказывает, как кандидаты привлекают внимание крупнейших IT-проектов страны.

У IT-специалиста больше карьерных маршрутов, чем у профессионала из других сфер. Он может прийти в компанию junior-девелопером, а выйти из нее senior-аналитиком, хотя на входе он никогда и не думал об этой стезе. Существует большое количество профессиональных ролей и подзадач, которые добавляются в портфолио айтишника в процессе его профессионального развития на конкретном рабочем месте. Когда HR на входе замеряют кандидата, они должны понимать, какой специалист из него получится через год, три и далее.

Отличие IT-рынка и в изменениях зарплатных ожиданий. Инфляция зарплаты в IT в уходящем 2021 году находится в пределах 40% годовых. Если год назад доход в 300 000 рублей для айтишника был довольно редким, то сейчас это близко к норме. Тогда мы не могли себе представить, что у нашего руководителя проектов будет зарплата почти 10 тысяч евро. Сейчас же доход успешного IT-специалиста может вырасти за пару месяцев. Кроме того, любая компания может стать плацдармом для карьерного роста.

Но чем отличается первая самопрезентация в IT и как себя правильно продать при помощи резюме?

1. Делать несколько резюме под каждую конкретную узкую специализацию

У IT-специалистов есть 2 проблемы – нежелание делать резюме вообще и отказ апгрейдить его под требования заказчика. Людей, которые имеют несколько разных резюме, мы в своей практике встречаем единицы. Однако было бы правильно, чтобы айтишник в зависимости от ситуации продавал себя как фронт-энд разработчик, бэк или фулл стек.

Заказчику порой сложно пустить в проект специалиста с серьезным обвесом крутых и полезных технических навыков. «Нам эти скиллы не нужны, он будет только доминировать над нашей командой, тянуть нас к своему мнению, эта избыточность наверняка стоит дорого», - эти опасения рынка не дают возможности познакомиться исполнителю и заказчику. Сделайте таргетированное предложение себя как специалиста. И уже в процессе работы заказчик уточнит, а что вы еще умеете, и будет рад усилить это сотрудничество.

2. Прописывать все технологии с опытом работы от 3 месяцев

Знание любой технологии с опытом работы не менее 3 месяцев должно быть прописано. Как бы вы к этому ни относились, для рынка это уже серьезная информация.

Так, нередко компании ищут Java-разработчиков со знанием Spring. Указание в требованиях «Java + Spring 3+» указывает кандидатам, что здесь необходим опыт от 3 лет. Когда мы начинаем общаться с заказчиком, оказывается, что речь идет о количестве лет работы по Java, а по Spring достаточно от 3 месяцев. Из-за этого недопонимания кандидаты опасаются идти на такие проекты, а заказчик не может подолгу подобрать нужного специалиста.

3. Указывать свои стремления в языках

Обычно опытные разработчики прописывают, какие языки для них являются в настоящий момент привлекательными и какой опыт на этих языках они могут продемонстрировать. А все остальные языки и технологии, которые они знают, просто перечисляют опционально.Так кандидат подсвечивает, на чем конкретно он хотел бы работать сейчас.

4. Раскрывать все проекты, где вы работали руками за последние 3 года

Очень часто программисты умалчивают, что они в проектах сделали руками, а где просто учились. В перечислении проектов мы не видим, каков его личный вклад. Так сложилось, что рынок смотрит 3 последних рабочих места и/или 3 последних года. В резюме очень важно раскрыть все проекты, где специалист работал руками за 3 последних года. Более старый период сейчас мало кого интересует. Редкие заказчики смотрят на опыт 5-10 летней давности.

5. Описывать свои карьерные планы и пожелания

Для заказчика важно, каким количеством профессиональных ролей обладает специалист сейчас и каковы его карьерные планы на ближайшее будущее. Бывают специалисты уровня разработчика, которые имеют небольшой опыт руководящей работы в роли тимлида. Если специалист хочет развивать этот навык дальше, он должен явно об этом сообщить рынку. Это сразу становится ценностью для определенной категории заказчиков.

Есть ряд специалистов уровня тестировщиков программного обеспечения, которые имеют под собой большой аналитический бэкграунд. Для них также важно подсветить знания аналитики в своей предметной области. Бывает, что полная ставка тестировщика не нужна, как и полная ставка аналитика. Поэтому с удовольствием берут одного специалиста с двумя развитыми ролями.

Карьерный трекинг немаловажен для всех специалистов, которые находятся на раннем периоде своего развития (Junior, Junior+). Молодые специалисты, которые могут продемонстрировать свой карьерный план даже в виде ожиданий или мечты, будут ценны. Это можно прописать прямо в резюме: «я изучаю этот язык, обучаюсь на этих курсах, мечтаю в течение 3 лет стать тем-то, быть таким-то». Когда у кандидата есть четкие профессиональные амбиции, он для заказчика потенциально интересен. В силу многогранности IT-рынка и того, что айтишники могут развиваться в любом направлении, заказчику сложно выбрать джуниора, если он не знает, чего этот человек хочет по жизни.

Почему важно думать о будущем?

Еще недавно специалисты чаще всего не переживали по поводу того, как быстро они войдут в проект и покинут его. Сейчас немалая часть исполнителей стремится найти постоянную работу, если не фуллтайм, то «парттайм, но подольше». Раньше критериями были «интересный проект» и «хорошая зарплата». Сейчас, помимо материальных ожиданий, нередко озвучивается вопрос «Насколько длительный проект вы можете предложить?». Все более важной становится стабильность, IT-специалисты начинают опасаться, что краткосрочные стартап-проекты не принесут в долгосрочной перспективе финансовых результатов. В предыдущей статье мы уже делились своей гипотезой о том, что рынок может перейти от аутсорса в фуллтайм.

Поэтому в IT-резюме важно подсветить опыт как практической, так и теоретической работы: «я это изучил, прочитал, над этим работаю в целях карьерного развития». В этом случае можно планировать работу с кандидатом не на ближайшие месяцы, а на 2-3 года.

Еще очень ценно для молодых не стесняться и не бояться работать в первые месяцы за «минималку», думая наперед. Тот, кто готов работать на крутом месте и активно учиться на практике в течение 3 месяцев за незначительное вознаграждение, затем с учетом новых знаний и опыта уже может претендовать на зарплату по рынку. При таком послании специалисты находили бы работу быстрее. На амбициозных джуниоров, которые без каких-либо навыков готовы рассматривать зарплату от 150 000 рублей, рынок смотрит с улыбкой.

Нужны ли айтишнику soft skills?

Софт скиллс в резюме айтишники, как правило, не отображают. Крупные корпоративные заказчики, требующие активного взаимодействия, четкой развернутой и конструктивной обратной связи, понимают персональные компетенции кандидата только в процессе интервью.

Здесь рекомендация, скорее, к заказчикам: заранее описывайте требования по софт скиллс. Учитывайте и то, что их можно развивать внутри проекта. В нашей практике есть специалисты, которые вышли в серьезные команды, поборов косноязычность, страх, неумение презентовать себя.

Резюме для иностранных заказчиков

Подготовьте развернутую версию англоязычного резюме под международный рынок. Здесь важно summary – более сжатая информация, по которой можно быстро понять, какой вы профессионал. Иностранному заказчику в первую очередь необходимо правильно и быстро оценить hard skills.

Стоит отметить, что в западных проектах, в отличие от российских, меньше текучести кадров, они, как правило, рассчитывают на очень длительное сотрудничество. Специалисты на международных проектах работают от 2 и более лет. Потребности же российских заказчиков чаще всего сформулированы в среднем на ближайшие 6 месяцев.

И это одна из причин, почему вход в российский IT-проект происходит быстрее. Если в других отраслях порой дается один-три месяца на «раскачку», то у IT-специалиста есть 2-3 недели, чтобы присмотреться, а на 4-й уже спрашивают результат.

Итак, резюме IT-специалиста имеет свои особенности. Оно строится по принципу «профессиональный стаж – проектный опыт – технологический стек». При подготовке резюме кандидату стоит подумать, чем он хочет заниматься в ближайшее время и какое карьерное будущее он видит для себя, включая вертикальный и горизонтальный рост. Это полезно как с точки зрения профессионального развития и проектной стабильности, так и психологической устойчивости. Как мы видим по большинству молодых специалистов, без этого понимания профессиональное выгорание у молодежи начинается уже через 6 месяцев.

44
Начать дискуссию