Эмоциональный интеллект: качество топ-менеджера, красивая строчка в резюме или must have для любого сотрудника

«Эмоциональный интеллект» — красивая строчка в резюме в разделе «О себе». В России о нем говорят не так давно. В крупных компаниях проходят тренинги и мастер-классы, но чаще только для тех, кто занимает руководящие позиции. На самом деле, эмоциональный интеллект — качество, которое нужно каждому сотруднику. Мы поговорили с нашим экспертом и узнали, как эмоциональный интеллект помогает в работе, почему важно об этом говорить и с чего начать работу над его развитием.

Эмоциональный интеллект: качество топ-менеджера, красивая строчка в резюме или must have для любого сотрудника

За помощь в подготовке материала благодарим Елену Логачеву, преподавателя программы MBA-ИТ ЦРКБИ ВШБ ВШЭ.

Елена Логачева — руководитель консалтинговой компании «Делоджис», HR-консультант с 20-летним опытом. Бизнес-тренер: «Развитие эмоционального интеллекта», «Эффективное построение карьеры» и др.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект — достаточно размытое понятие, ему сложно дать четкую формулировку. Существует бесчисленное количество определений эмоционального интеллекта. Я дам то, которое ближе всего мне. Эмоциональный интеллект — это, в первую очередь, способность распознавать свои эмоции, экологично проживать их, управлять ими. Это умение понимать и принимать чужие эмоции, проявлять эмпатию и влиять на эмоции других. Многие считают, что эмоциональный интеллект — это только лишь «ключ» к управлению другими. Да, для менеджера это важно, но пока человек не научится работать со своими эмоциями, он вряд ли сможет управлять эмоциями других людей. Эмоциональный интеллект зачастую объединяют с социальным интеллектом, но для меня это разные понятия, хотя и, безусловно, связанные друг с другом. Социальный интеллект — это умение коммуницировать, договариваться и, кстати, рефлексировать, то есть видеть себя глазами других людей. По моему мнению, социальный интеллект — следствие эмоционального.

Как эмоциональный интеллект помогает в работе

Эмоциональный интеллект — это про взаимодействие с окружающими. Если человек на любой должности находится в эмоциональном раздрае, он не в состоянии понимать и проживать собственные эмоции, управлять ими. Ни про какую эффективность здесь и речи быть не может: человека накрывает эмоциями, он вообще ничего делать не может... Чем дальше человек двигается по карьерной лестнице, тем важнее для него обладать эмоциональным интеллектом. Само определение менеджера об этом говорит — это человек, который управляет другими людьми. Если он не умеет управлять своими эмоциями, не умеет влиять на эмоции других, то он не будет успешен как менеджер. И согласно большому количеству исследований, чем выше человек занимает должность, тем важнее для него обладать эмоциональным интеллектом. В прошлом веке считалось, что IQ — некий показатель, его замеряли при каждом удобном случае. Тогда был проведен некий ряд лонгитюдных исследований, то есть очень долгих по времени, в несколько десятков лет. Самый известный провели в США. Суть исследования заключалась в отборе детей с очень высоким IQ. За ними наблюдали: как складывается их жизнь, карьера. Выяснилось, что эти дети не показали зашкаливающих результатов. После этого стали говорить об эмоциональном интеллекте как о чём-то не менее важном, чем IQ.

Эмоциональный интеллект проявляется во взаимодействии с окружающими. Всем знаком портрет начальника «к которому сейчас лучше не заходить», и вряд ли кому-то хочется быть в подчинении у такого руководителя. Но это еще половина «беды». Самая большая проблема в том, что «непереработанные» эмоции отнимают огромное количество энергии, которой в результате не хватает для продуктивной деятельности. Чем дальше человек двигается по карьерной лестнице, чем большим количеством подчиненных он управляет, тем более значимым для его эффективности и успешности становится развитый эмоциональный интеллект. И это подтверждено многочисленными исследованиями.

Елена Логачева, Преподаватель программы MBA-ИТ. Руководитель консалтинговой компании «Делоджис».

Почему сейчас важно говорить об эмоциональном интеллекте?

Жизнь усложняется, бизнес усложняется. В бизнесе сейчас важна командная работа, командное взаимодействие. В дальнейшем эта тенденция будет только усиливаться. В командной работе эмоциональный интеллект очень важен. Если люди не чувствуют друг друга, если они не в состоянии договариваться, то эффективно работать не получится. Почему ещё сейчас эмоциональный интеллект так важен? Многие компании перешли или переходят на гибридный формат работы. Если раньше менеджер мог видеть всех своих подчиненных, видеть их реакцию, как они себя чувствуют, как работают, то сейчас такой возможности нет. А управлять сотрудниками, которые работают в онлайне, тоже нужно, нужно поддерживать их, понимать, влиять на процесс работы. Сейчас, на удалёнке, это в миллион раз сложнее, чем раньше. Важна стала тема выгорания. Выгорание напрямую связано с эмоциональным интеллектом. Мы выгораем, когда не отрабатываем возникающие у нас негативные эмоции. И выгорание сейчас усилилось, потому что появился новый его вид. В английских источниках он называется tech exhaustion — техническое выгорание. Мы слишком много времени проводим перед компьютером, общаемся в онлайне. И при этом также важно помочь себе и своим сотрудникам не дойти до состояния выгорания. Это важная менеджерская функция, справиться с которой помогает эмоциональный интеллект.

Важная менеджерская функция, опирающаяся на эмоциональный интеллект — помочь себе и своим сотрудникам не выгореть. Как правило, у топ-менеджеров, у руководителей уже достаточно развит эмоциональный интеллект. Иначе они просто не смогли бы достичь карьерных высот. И тем не менее, им приходится постоянно работать над собой, усиливая, например, способность влиять на других. Но развивать эмоциональный интеллект важно для любого сотрудника, на любой позиции.

Елена Логачева, Преподаватель программы MBA-ИТ. Руководитель консалтинговой компании «Делоджис».

Как давно в России говорят об эмоциональном интеллекте?

В бизнес-среде серьёзно об этом стали говорить лет 10 назад. К сожалению, эта тема идет вразрез с нашей культурой. Нас так воспитывают: не реви, терпи, молчи. Забота о том, чтобы на работе сотрудник не только работал, но еще и был счастливым, гармоничным, воплотившаяся на западе в концепции well-being, появилась у нас не так давно. В Японии, например, я знаю, ставят чучело босса в подвале, а любой сотрудник может в свободное от работы время его лупить. Я это ни в коей мере не поддерживаю. Но, по крайней мере, это говорит о том, что за сотрудниками признается возможность испытывать эмоции и давать им некий выход. Ещё одна японская история: прочитала, как одна компания завела в офисе 8 котов. В Японии мало кто может позволить себе держать домашнее животное. Ну вот компания для своих сотрудников и завела в офисе такой классный «антистресс». Получается, коты обласканы, а сотрудники довольны.

Мне очень радостно, что количество «директоров по счастью» в российских компаниях растёт, но пока это, скорее, экзотика. Как правило, сотрудники сами уделяют внимание развитию эмоционального интеллекта. Компании могут приглашать тренеров, но чаще это делается для менеджмента. Работа с эмоциональным интеллектом — это больше индивидуальная задача. Человек должен сам учиться управлять своими эмоциями. Многие хотят получить волшебную таблетку, но нужна очень серьёзная работа над собой.

С чего начать работу над развитием эмоционального интеллекта

Начинать нужно с собственных эмоций. Это вызывает большое огорчение у моих слушателей. Я даю им определённые инструменты, конкретные упражнения, но говорю, что делать их нужно самому, регулярно, достаточно долгое время. Иногда и всю жизнь не помешает возвращаться к ним и повторять. И при этом многие расстраиваются, потому что хотят получить волшебную таблетку и сразу стать успешным менеджером. Так не бывает, нужно работа над собой.

Самое первое, что нужно научиться делать — распознавать свои эмоции. Несколько раз в день, сколько получится. Важно останавливаться и спрашивать самого себя: «Что я сейчас чувствую?». Полезно вести дневник эмоций и наблюдать за изменениями: что произошло в определенный момент времени, в каком месте, в обществе каких людей, какую эмоцию человек при этом испытал. Важно анализировать всё и делать выводы, прорабатывать настораживающие или повторяющиеся моменты. Любое внимание человека к собственным эмоциям полезно. Многие книги, тренеры говорят об одном и том же разным языком. Нужно просто подобрать то, что больше подходит лично вам. Делать любые шаги, даже маленькие — лучше, чем не делать ничего. Просто начните: остановитесь, замрите, закройте глаза и прислушайтесь к себе.

55
4 комментария

Может есть какие толковые приложения для мониторинга эмоций?

Приложения есть и их довольно много. Могут подойти привычные и классические трекеры эмоций, например, Daylio или Thera. В iMoodJournal можно отслеживать графики и другую статистику для любителей цифр и наглядности. Можно подобрать приложение для медитаций: Headspace, Meditopia. Мы советуем попробовать разные и выбрать то, где будет наиболее подходящий функционал. Самое главное — определить, как вам удобнее отслеживать своё состояние и начать делать первые шаги :)

ЭМИ Это короче тебе подходит телочка вся в слезах соплях и говорит я очень расстроенна дай мне 100 тысяч в займы на айфон 13 про , а ты пускаешь слезу и говоришь я сам ищу 100 к уже второй месяц .