Как я ходила на собеседование в ВТБ и оказалась в начале 2000-х

Итак, быстро ввожу в курс дела. Мне чуть более 40 лет, 16 из которых я продаю разные банковские продукты... На сайте давно, но как читательница. Теперь решила написать про личный опыт и впечатление от свежего собеседования в госбанке.

В начале 2022 года мне позвонил нижегородский филиал ВТБ и предложил прийти к ним на собеседование. Государственный банк, стабильный высокий доход, уникальные преимущества работы и тому подобное. Приходите у нас для вас много вакансий в сфере работы малого и среднего бизнеса...

Окей. Давайте попробуем, заодно узнаем, как живёт один из крупнейших банков страны.

За день до собеседования специально зашла на сайт банка посмотреть какие продукты банк предлагает, в чем его уникальность ... Ничего полезного найти не удалось - все как у всех, никаких особенностей или региональных фишек. Основная страница филиала для МСБ предлагает только РКО (расчетно-кассовое обсуживание).

Поиск условий банковских продуктов на сайте тоже ничего интересного не дал, ну кроме пары-тройки ссылок, ведущих в пустоту, с первой же поисковой странице об услугах ВТБ малому и среднему бизнесу (https://www.vtb.ru/malyj-biznes/acquiring/sistema-bystryh-platezhey/ - кому интересно попробуйте узнать на странице про «Мобильный банк ВТБ» и подробности о «Возместим комиссию при оплате QR-кодом»). Весьма интересно и характеризующе для такой организации, ну да кто в России без греха? И уж тем более без сайта, сделанного на коленке.

Теперь немножко о работе. Что такое продажи малому и среднему бизнесу? Это продажи клиентам, что чуть выше физических лиц – то есть до 2 млрд рублей годового оборота. Тут вперемешку ИП и ООО, патенты, УСН, а кто то даже на ОСН; есть розница, опт, мелкое производство, строительство и даже ВЭД. Практически всем нужно финансирование покупателей (для розницы – кредитование покупателей, для оптовиков - факторинг), для любителей тендеров дополнительно нужны банковские гарантии. Для тех, кто расширяется - кредиты на покупку земли, зданий, строительство, оборудование или лизинг того же. Некоторые из клиентов даже знают, что государство может погасить часть процентов по взятым кредитам. В общем рутина, даже так РУТИНА. Возни, честно говоря много - столько же сколько с крупными клиентами, а доходность так себе - кредит мал в размерах, а относительно высокая ставка компенсирует по факту только риск закрытия и банкротства, но не расходы на ведение и тем более привлечение. Поэтому банки, в основном, разрабатывают с таких клиентов на эквайринге и остатках на счетах (самого клиента и его зарплатного проекта), плюс комиссионные с продаж небанковских продуктов. Раз работа малодоходна, то имеет смысл и сделано так, что работа с МСБ практически у всех (по крайней мере я так думала до сегодня) автоматизирована и оцифрована, чтобы сэкономить. Ведь время банковского работника — это деньги, а значит расходы.

По своей сути работа клиентщика банка в сфере МСБ состоит из двух блоков.

Первый, как привязать к себе тех, кто хочет начать бизнес.

Помните эти тупые холодные обзвоны, как только вы открывали свое ИП или ООО? Уважаемый имярек, ну пожалуйста откройте у нас счёт). Было же такое у вас? Прогресс не стоит на месте и теперь любой банк предлагает вам совершенно бесплатно (и даже без госпошлины) и не тратя своего времени - открыть бизнес. Только оставь свою заявку на сайте, к тебе приедут, соберут все документы и отправят за тебя в налоговую, хотя ты можешь быть в Москве, а открывать ИП будут по месту твоей постоянной регистрации в Находке.

Само собой у всех банков стало общим местом предоставление бесплатных плюшек - годовое бесплатное РКО, выпуск ЭЦП и услуги электронного документооборота, бесплатные корпоративные карты, скидки на облачные и онлайн кассы, конструкторы юридических документов, облачную бухгалтерию, эквайринг и прием платежей через сбп с возвратом комиссии от государства - в обмен на открытие счета. Некоторые идут дальше и предлагают покрыть часть расходов на рекламу в интернете площадках или на привлечение персонала.. Все у всех отличается исключительно в деталях: у кого сколько и на сколько.

Главным же стало правильно сделать лендинг клиента и важны, как и везде сегодня, работа таркетолога, smmщика и копирайтера. Просмотры, лиды, заявки, продажи – банк ничем не отличается от обычного отдела продаж. На стадии проработки заявки клиента приходит время работы клиентского менеджера - помощь в подборе пакета РКО под вашу деятельность; в выборе вида корпоративных карт; оформление страховок (что для начинающего бизнеса особенно актуально из-за начальных ремонтов (пожары, потопы, замыкания, сломали или разбили из-за рук горе-подрядчиков) и противоправных действий по отношению к имуществу (в том числе краж совершенных новыми сотрудниками), помощь в выборе налогового режима, рассказать что есть облачная бухгалтерия и зачем она, конструктор договоров и актов, электронный документооборот, что лучше и дешевле покупать в начале в лизинг или брать в аренду у партнеров банка оборудование, пока идет тестирование бизнес-идеи, и так далее. Проблемы и вопросы у всех начинающих же одинаковы. Часто клиентский менеджер банка - это бизнес-ангел начинающего бизнеса.

Рассказывай, показывай на примерах, убеждай - продавай - зарабатывай.

Второй блок - как переманить действующих.

Понятно, что у каждого клиентщика, спустя даже год работы, есть база клиентов, которые готовы переходить с ним из банка в банк. Они знают, что он поможет, подскажет, организует, не бросит при запросах по 115-ФЗ и тд. В старые добрые времена банки так и работали - переманивания друг у друга клиентщиков, а молодежь сажали нарабатывать свою базу - обзвоном Спарк-Интерфакс, Сбис и 2Гис. Клиентов было много, а бизнес непуганный. Берешь базу, сортируешь и вперёд - перелапачивать тонны ради единиц.

С тех пор многие изменилось, и даже старый дед в деревне Какино Нижегородской области знает, что причина, по которой клиент меняет банк - это конфликт. Не в смысле война, а в смысле неудовлетворённость клиента чем то. Может расходами (дорогое РКО или ставки по кредитам), может качеством обслуживания (сроки ответов, рассмотрения заявок по кредитам и гарантиям или постоянным применением по делу и без 115-ФЗ), может качеством банковского приложения или его сложностью; тем что тарифы спрятаны или непонятны; может просто личные отношения не сложились - не важно! главное, что без конфликта менять никто ничего не будет.

Фундаментальная разница в условиях работы с крупными банками настолько микроскопична, что клиент должен сполна наесться говна и эмоционально перегореть, что бы требование перемен его затюкало на неблагодарное дело переезда. Как же иначе его заставить сделать это с учётом большего геморроя от переезда (уведомление клиентов о смене счета и банка, притирка к новому банку, замена зарплатных карт у персонала и тд).

В мире полного проникновения интернета везде и всюду, первым признаком конфликта будет поисковый запрос: о возможности получения кредита или банковской гарантии, поиск информации о ставках по кредитам или тарифах банковских продуктах, отзывов о работе других банках или узкоспециальные: что делать, если у вас в таком-то банке заблокировали ДБО.

Снова впереди всего - задачи как правильно организовать лендинг, лиды и заявки. Сделать так, чтобы менеджер не тратил свое время и деньги банка, а зарабатывал, и на встрече с теплым клиентом продавал ставку, минимальные сроки рассмотрения, страховки, факторинг, банковские гарантии, РКО, бесшовный переход зарплатного проекта, услугу проверки соискателей и контрагентов, да все что угодно. Дайте мне упакованный продукт и запрос клиента на перемены и я переверну мир).

Теперь, когда более-менее понятны ожидания клиентщика от работы, вам понятны и его типичные вопросы к рекрутеру: количество просмотров, доля рынка, лиды, заявки, договора, основная причина отказов, месячные планы, упаковка наборов продуктов, конструктор упаковки, сроки рассмотрения заявок, наличие одного окна продажи продуктов, сроки скоринга клиента и тд...

И вот что удивительно, ВТБ в регионах кажется обошелся без всего этого. Он к 2022 году смог сохранить исконные скрепы ведения бизнеса в России практически без перемен. Ну какой к чертям лендинг, если по словам рекрутера за все время, что он помнит (3 года), они обработали 1 (одну!) интернет заявку от МСБ?!!! Какие лиды, если речь о работе серьезного государственного банка, а не об онлайн продажах каких-то курсов "успешного успеха". Тут все серьезно, без всяких Инстаграм штучек и словечек. Госбанк - где тут место для изучение интересов клиентов, что дано то и кушайте? О какой эффективности может идти речь, если одним из условий работы менеджера в 2022 году будут 40 холодных звонок в день?) "Готовьтесь к звонкам, эмоциональной реакции клиентов, и отчётности по факту прозвона". Да кому это вообще может быть сегодня интересно?
На 10 минуте собеседования я поймала себя на мысли, что вернулась на 20 лет назад в эпоху - в период между продажами по каталогам и желтым страницам и ажиотажем 2006 года, когда по залам Мвидео-Эльдорадо бегали мои кредитные агенты, ловя покупателей, чтобы выполнить планы продаж. К 18 минуте после вопроса: а вы умеете анализировать баланс, мы обе пришли к мнению, что собеседование надо прервать, мне уже не удержимо хотелось смеяться.

Фактически можно констатировать что второй по активам и размерам банк в стране технологически в сфере МСБ освоил к 2022 году - холодные звонки формата Дешели. Кто знает - тот поймет). Как объяснить человеку из другого времени, что малому бизнесу (тому же ИП) нет дело до баланса (которого у него нет) - ему надо чтобы клиент всегда имел деньги (если не свои, то пусть кредитные от банка и чем быстрее, тем лучше); чтобы у него был кредитный лимит по бизнес-карте; понятное приложение, и доступ к небанковским продуктам в одном окне (бухгалтерия, юристы, договора, страховки, проверки и тд).

Я прекрасно понимаю, что ВТБ прекрасно выживает за счёт работы с крупным бизнесом, сделками с Роснефтью, торговлей Магнитом и прочими Гайдаровскими форумами и Россией вперёд. Но неужели имея триллионный бизнес и государственную поддержку нельзя нормально трансформироваться под современные запросы и требования? Неужели сложно технологически сделать продукт доступный для понимания и кошелька клиента? Или это несовместимо?

Разумеется мы с рекрутером пообещали друг другу - обязательно созвониться, но каждый остался при своем мнении - я о безумно устаревшем бизнесе, который при желании тот же желтый Т будь молодым и здоровым мог съесть за 3-4 года, несмотря на хороший соцпакет и даже компенсацию расходов на такси (sic))) в ВТБ, а она наверняка - что там свое про женщину с какими непонятными вопросам из тик-тока и Инстаграма..

Вот так и существуют одновременно в России всегда несколько времён: завтра, и позавчера. Жаль только, что в сегодня они никак не пересекутся.

А впереди тест Газпромбанка...

0
437 комментариев
Написать комментарий...
Sergey Kaluzhsky

Года два назад менял в ВТБ карту по истечении срока действия. У меня тогда был долг по кредитке желтого банка, видимо ВТБ об этом знал, и мне предложили перекредитоваться у них по более низким процентам.
- Хорошо - говорю я - Что для этого нужно?
- Справка с места работы о доходах.
Я говорю "Я ИП, могу показать банковскую выписку".
- Нет, она не пойдет
- И как быть?
- Ну вы устройтесь где-нибудь фиктивно и принесите справку...
Я немного подофигел от такого предложения, сказал "Спасибо" и ушел. И решил спокойно выплатить долг в тинькове, что и было сделано...

Ответить
Развернуть ветку
Peter K.

Помню одного сотрудника зеленого банка, который ради выполнения плана по реструктуризациям задолженности по кредитам физических лиц создал целый виртуальный пельменный цех с кучей "лепщиков пельменей" из безработных должников, а еще лесопилку.

Ответить
Развернуть ветку
Tata Gladstein

Только в России теперь сотрудники государственной почты должны за свою, как правило копееечную, зп покупать у себя же шоколадки и прочие "пельмени", чтоб выполнить финансовый план. А вот в нулевых такого дурдома там не было

Ответить
Развернуть ветку
Peter K.

Не свисти, в Сбере сотрудники постоянно покупали то, что не продавалось, и в 90-х и в нулевых: памятные монеты, лотерейные билеты и пр. Ставился план по их продажам, приходилось покупать самим.

Ответить
Развернуть ветку
Vitalii Chashchin

Мать уже лет 25 в Сбере работает, никогда она никакие лотереи, монеты, не покупала))))) сейчас спросил у нее)) она сказала в интернете много балаболов, только я заменил чуть слово)

Ответить
Развернуть ветку
Невероятный Блондин

Во, друг, попроси её статью/очерк написать о работе в Сбербанке, или от ее имени опубликуй.

С удовольствием почитал бы.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Medvedev

Огонь статья будет 🔥

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Невероятный Блондин

Подмигиваю ;)

Ответить
Развернуть ветку
Георгий

Если у вас такого не было, это не значит, что нет в других отделениях. Есть несколько знакомых, которые выполняли план таким образом, сказали что это нормальная тема в банке.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Николайчук

А если у вас было, это не значит что повсеместно…

Ответить
Развернуть ветку
Peter K.

Если она не работает в продажах (розница), то ее это не должно касаться.

Ответить
Развернуть ветку
eva aleva

Ничё себе, как это у Вас мамочка 25 лет продержалась в Сбере? Сколько знаю сотрудников греф-банка, это постоянные массовые сокращения...

Ответить
Развернуть ветку
Коваленко Андрей

Согласен на все 100%

Ответить
Развернуть ветку
leo ch

прям почту России вспомнил), такая же фигня с планами.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Михаил Белов

Не вижу в этом какой-то большой драмы.

Ответить
Развернуть ветку
Джон Смит

Слово "план" в России имеет в целом драматическое значение

Ответить
Развернуть ветку
В.В.

Приходят из морга в хирургию..
- так у нас никто не умер..
- а у нас план

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Айну

драма в том что менеджеры от ржд, считают что если ты в вагоне то ты как бы в космосе на мкс и предлогают конский ценник на шоколадки

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Gulyaev

А куда ты пойдёшь в поезде? Он же движется)
Просто мэнэджэры из ржд, могут позволить купить тут и сейчас, например в поезде, и не думая, что чай "пакетик" стоит четверть от упаковки в 100 пакетиков.
А народ знает это, и покупает все заранее.
А страдает проводник)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Белов

Вот же негодяи какие, денег хотят.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Белов

Но сам факт, что они там продаются вас ведь устраивает?
Летом Сникерс обычный стоил 69 рублей, сам покупал. Все относительно конечно, но для меня цена вполне подъёмная.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Zotov

Как справедливо заметили выше, Сникерс можно купить заранее, если знаешь о ценах в поезде. Конечно, всегда есть часть аудитории, которые на цену не посмотрят (или едут впервые), но их количество зависит от общего уровня платежспособности населения.
Если уж очень хочется заработать с конской наценкой, лучше переключиться хотя бы на продукты с особым режимом хранения. Упакованные сэндвичи, холодные напитки, готовые салаты, подогретые в микроволновке быстрые обеды в конце концов...

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Белов
Как справедливо заметили выше, Сникерс можно купить заранее, если знаешь о ценах в поезде.

Да можно. Если хотите узнать цены в поезде, то узнаете. Не хотите узнавать, не узнавайте, только не надо из пассажиров делать каких-то жертв и заложников.

Конечно, всегда есть часть аудитории, которые на цену не посмотрят (или едут впервые), но их количество зависит от общего уровня платежспособности населения.

Есть еще те, которых цены устраивают. А есть еще те, которым дешево. Вы опять пытаетесь выставить пассажиров жертвами какой-то обдираловки. И да, как вы верно заметили, цены в поезде выставлены в соотвествии с платежеспособностью населения, иначе бы не покупали. Про первый раз, так совсем смешно. А если кто-то читать или считать не умеет, то и за это им видимо тоже можно предьявить.

Если уж очень хочется заработать с конской наценкой, лучше переключиться хотя бы на продукты с особым режимом хранения.

Стакан чая в поезде стоит 45 рублей. В более менее крупном городе, вы ни найдете таких цен нигде. Вы видимо считаете, что РЖД это какой-то социальный проект. Это не так.

Упакованные сэндвичи, холодные напитки, готовые салаты, подогретые в микроволновке быстрые обеды в конце концов...

Сюрприз. Такое уже есть.

Ответить
Развернуть ветку
Поликарп Сергеев

что не подано, то выкуплено проводником по полной стоимости, чай, газеты, продукция, вода и прочие товары, билетики, даже по белью был план, - если вдруг в теме.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Белов

Пиздеж. И да, вдруг в теме.

Ответить
Развернуть ветку
eva aleva

Ой-ой-ой, а кто это у нас здесь такой униженный, обиженный и оскорблённый. Критика конструктивная, и она касалась даже не сервиса и цен в поездах, а планов для проводников, их работа не план выполнять по шоколадкам, а обеспечивать людям комфорт в поездке.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Белов

Ну судя по тому, что вы пишете, обиженка и униженна тут видимо вы.

Критика конструктивная, и она касалась даже не сервиса и цен в поездах,

Выше мы обсуждали цены. Просто надо читать глазами, а не жопой.

а планов для проводников, их работа не план выполнять по шоколадкам, а обеспечивать людям комфорт в поездке.

С чего вы взяли, что план продаж не входит в их работу? Напомню РЖД это коммерческая организация.

Ответить
Развернуть ветку
Поликарп Сергеев

ты идиот или придуряешься?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Белов

Ну ты то точно ...

Ответить
Развернуть ветку
eva aleva

Многоуважаемый, драма состоит в том, что это средневековье в 21-м веке. Сервис нулёвый по сей день у всех банков, а бублики, расчёски и шоколадки - это не точки роста, а маразм топ-менеджмента.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Белов
Сервис нулёвый по сей день у всех банков,

Какие банков? С вами все хорошо? Мы тут РЖД обсуждаем. И у них отличный сервис. Лет за 10 последних, сколько ездил, ни разу проблем не было.

а бублики, расчёски и шоколадки - это не точки роста, а маразм топ-менеджмента.

Ну еба, вам то виднее конечно, где там у РЖД точки роста))

Ответить
Развернуть ветку
Поликарп Сергеев

"Не вижу в этом какой-то большой драмы" одним словом миша белый((

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Белов

Написал, чел с именем Поликарп. Тебя родители не любили?

Ответить
Развернуть ветку
Никита П.

Ага.
Скажите это тем, кто попал под любой другой "план", кто неудачно вышел за сигаретами)))

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Белов

Ну да, давайте теперь обвинять инструмент продаж. Это детский сад. И я таки верно вас понял, план продаж у проводников в поездах плох, потому что кто-то, где-то попал под какой-то план и не вывез? Аргумент на пятерочку.

Ответить
Развернуть ветку
eva aleva

А что тут за лоббист РЖД и капитализма появился? Инструмент продаж должен быть уместен и соответствовать реалиям времени. Дело проводника любезно предложить, а не продать. А то поезда с VIP-купе на одного пассажира курсируют только между МСК и СПб, а сникерсы проводники должны втюхивать повсеместно.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Белов
Инструмент продаж должен быть уместен и соответствовать реалиям времени.

Вполне соответсвует.

Дело проводника любезно предложить, а не продать.

Ага, а уборщица говно в туалете отмывает, потому что ей хочется и нравица. И совсем не потому что ей за это платят.
Зачем проводнику вообще что-то предлагать пассажирам, если это только добавит ему работы. А на з/п не скажется вообще никак. Ах ну да задача же такая.

А что тут за лоббист РЖД и капитализма появился?

Ахах, уроки иди делай.

Ответить
Развернуть ветку
Никита П.

Не совсем.
Я про то, что "план" идиотский.
Любой план выполним, если есть нормальное ценообразование)
И можно реализовавывать постоянно не 5 шоколадов по 120р, а 10 по 60.
В результате у тебя начнут другие "метрики" расти и общий оборот пойдёт вверх.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Гусев

У меня жена так с проводниками общалась, я у вас накуплю барахла на энную сумму, а вы постараетесь сделать вид, что не замечаете как я периодически выхожу курить между вагонами.
Многие шли на встречу.

Ответить
Развернуть ветку
Александр А

Так делали все мои курящие знакомые и я сам лично) Правда, это было лет 5 назад, не знаю как сейчас

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Гусев

3 года назад вполне себе работало.
Как сейчас, тоже не знаю, ибо услуги РЖД частенько дороже самолёта.

Ответить
Развернуть ветку
Поликарп Сергеев

цены примерно вровень, но смотря какой поезд и какой регион. отличается только время из москвы в хабаровск))

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Гусев

Я из Москвы периодически летаю в Барнаул. Фтрещину этот РЖД с их ценником.

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96
так как у него план

пару раз спрашивал почём стакан-начинают отмазываться сразу
так что не надо тут, нет у них ничего

Ответить
Развернуть ветку
Димон Баев

Как раз в начале нулевых оно и появилось. Мамуля таскала с работы пачку самой дешёвой прессы чтоб сделать план продаж. Потом появилась прочая печатная продукция, потом консервы, канцелярия, стиральные порошки и прочее говно

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly Ivanov

"эффективный" менеджмент, который бездумно фапает на кривой KPI

Ответить
Развернуть ветку
Поликарп Сергеев

с 2000-х так работает вся ржд - фпк.

Ответить
Развернуть ветку
badResistor

а можно все это где-то прочитать?!

Ответить
Развернуть ветку
Number One

😀😀🔥🔥👍👍

Ответить
Развернуть ветку
434 комментария
Раскрывать всегда