Четыре истории как сменить карьерную траекторию и вырасти внутри большой компании
Помните, как мечтали изменить свою жизнь и стать, например, программистом, но боялись действовать? Четыре сотрудника Ростелекома поделились историями своих карьерных переходов внутри компании. Если вы давно задумывались о кардинальных переменах в карьере, но не решались, возможно, эта статья вас вдохновит.
Первая часть материала доступна по ссылке.
Для профессиональной реализации, в первую очередь, нужно учиться, ставить высокие цели и достигать их. При этом важно получать удовольствие не от результата, а от рабочего процесса. Так вы найдете в себе энергию, которая будет двигать вас вперед.
Выбор моей будущей профессии был широким: от дизайнера интерьеров до физика-ядерщика. В итоге я поступила на бюджет в Новосибирский государственный технический университет на факультет радиотехники, электроники и физики. Свою карьерную историю в Ростелекоме я начала еще в студенческие годы, когда на последнем курсе поняла, что за связью будущее и устроилась работать в службу эксплуатации.
Задач было много: Ростелеком как раз переходил от аналога к цифре. Меня пригласили в проект «Ковровое покрытие в Москве и Московской области» в качестве специалиста по техническому учету. Я получила отличный опыт, и до сих пор пользуюсь простым правилом «не все говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь».
Когда проложили волоконно-оптические линии связи, я перешла в департамент строительства на должность руководителя проектов, а оттуда – в клиентский сервис с понижением должности. Кто-то увидит в этом движение назад, кризис или снижение уровня амбиций, но для меня это был шаг для еще большего разгона вперед. Уже вскоре я получила назначение на руководителя направления.
Мы многого добились вместе с командой: выиграли несколько крупных проектов, получили награды корпоративной премии «Признание». Вскоре я поняла, что пора расти и брать на себя новые функции. Изучив рынок, я решила развиваться в работе с государственным сегментом, и начала учиться на совместной с НИУ ВШЭ образовательной программе iMBA «Навыки лидера цифровой компании». Вошла в топ-10 участников и так получила приглашение на мою сегодняшнюю должность.
Каждый человек развивается карьерно в соответствии с потребностями компании и рынка. За последние десять лет сфера связи претерпела кардинальные изменения, к которым необходимо подходить гибко и творчески. Если вы не учитесь, не берете на себя новые задачи, не читаете бизнес-литературу, то вряд ли угонитесь за новыми вызовами. Поэтому держите руку на пульсе и много работайте. Но и впадать в крайности нет смысла.
Не бойтесь менять работу. Смена деятельности расширяет кругозор. Человек, переходящий в новое направление, быстрее подстраивается к бизнес-процессам и получает больше разнообразного опыта. Помните, если вы чего-то боитесь – представьте самый худший вариант развития событий и разберите его на части. Так вы поймете, что надо сделать, чтобы этот вариант предотвратить.
Я пришел в Ростелеком в 2009 году после окончания физфака Южного Федерального университета, устроился связистом в отдел новых технологий. В качестве профессиональной адаптации мне дали книжку «Основы организации сетей Cisco» объемом 513 страниц.
В отделе я проработал восемь лет: занимался вопросами строительства и эксплуатации сетей, планировал развиваться дальше как технический специалист. Но когда я полностью адаптировался к профессии, у меня появилась потребность искать что-то новое. Стал задаваться вопросами: что мне еще нравится, какие навыки я хотел бы прокачать?
Через несколько лет прошел курсы проектного управления. Параллельно начал учить коллег новым технологиям, и сама возможность – обучение людей – мне понравилась. Конечно, сразу это во что-то грандиозное не вылилось. Техучеба и не более того.
В 2015 году в компании появился институт внутренних тренеров. В нем инженеры помимо своих рабочих обязанностей могли реализоваться в роли технических наставников. Это было отличное средство от профессионального выгорания – расширить круг задач. Тренеры могли самостоятельно разрабатывать курсы и составлять планы обучения. Я вновь задумался, не моя ли это роль – обучать людей?
Спустя время мне доверили федеральный презентационный проект. Для начала нужно было доказать свои умения, чтобы получить такую непростую работу. Делал презентации, постепенно совершенствуясь. В результате я стал презентатором и позже стал куратором этого трека. Я понял, что обучение надо продолжать, когда успешно провел несколько федеральных конференций.
Кроме того, в конкурсе «Лучший в профессии» среди сотрудников технического блока первые места заняли ребята, которых я обучал. Для меня это был результат. Я открыл для себя рецепт работы мечты: то, что тебе приносит удовольствие и хорошо получается, должно встраиваться в рабочие процессы. Когда я осознал, что мне нравится учить людей и организовать мероприятия, то сменил сферу деятельности.
В 2019 году пошел в менеджеры по обучению и развитию. Затем – в офис трансформации. За 12 лет в компании я изучил технологию FTTB (Fiber-To-The-Building, т.е. подведение оптоволокна до здания) и активно занимался ее внедрением. В одной Ростовской области к интернету по этой технологии подключились более 20 тысяч домохозяйств. После я объехал весь Северный Кавказ с управленческими тренингами для руководителей и принимал участие в ключевых проектах компании. Многие говорят, что работа – всегда стресс, но я себе доказал: может быть по-другому, если к делу подходить с трудолюбием и вдохновением.
По сути, я понял важную вещь. Мы – это набор наших навыков, и можем применять их, как хотим. Ограничений нет: чем ты хочешь заниматься, тем и занимайся.
Где находится работа мечты? На пересечении того, что вам нравится, что хорошо получается и за что платят деньги.
В 2012 году я вернулся из армии и устроился в Ростелеком сетевым инженером в региональный центр управления сетями связи в Волгограде. Работа была интересной, я хотел сертифицироваться и развиваться в связи дальше.
За год работы я реализовал несколько проектов и получил первое признание среди коллег. Мой руководитель рассказал о вакансии руководителя технической поддержки, но мне было рано на нее претендовать из-за небольшого стажа работы. Оставался только один вариант: принять участие в конкурсе профессионального мастерства, «засветиться» там и доказать свою компетентность. Мне это удалось: я вошел в призеры регионального филиала и выиграл на уровне макрорегиона (макрорегион объединяет несколько региональных филиалов в одну структуру). После победы в конкурсе меня назначили руководителем техподдержки.
Сначала переход вызывал у меня опасения, что я буду развиваться не как эксперт, а как руководитель. Здесь помогли мои руководители, они показывали хороший пример – я многому научился у них. А потом в наш региональный филиал приехали аудиторы из корпоративного центра (КЦ), из Москвы, и это событие в последствии изменило мою жизнь.
Через полгода после аудита друг поделился, что переехал в Москву. На его примере я понял, что можно эффективно расти внутри компании, эта история побудила меня попробовать переехать в столицу. Я нашел схожую вакансию в КЦ, откликнулся и получил приглашение на самое волнующее, короткое и решающее собеседование. Мне позвонили и спросили: «Не тот ли ты Баркалов Сергей из Волгограда, которого мы проверяли на аудите? Если да, приезжай, мы ждем!». Я спрашиваю в ответ: «А как же собеседование?». Он усмехнулся: «Хочешь собеседование? Вот и приезжай!». Этот диалог и определил мое дальнейшее трудоустройство.
В корпоративном центре меня ожидал путь в совершенно другой роли и функции. Основные идеи, которые у меня появились «на земле», я мог теперь применить в федеральном масштабе. Это была потрясающая мотивация. Я увлекся проектной деятельностью, появился вкус к инициативам. Так я вырос до должности руководителя направления, позже занимался проектами клиентского сервиса и внедрял новые продукты.
Следующий карьерный переход оказался непростым и болезненным, тогда меня назначили руководить процессами клиентского сервиса. Я перегорел и на некоторое время потерял интерес к работе. Коллеги предоставили пару сессий с профессиональным коучем, чтобы я смог восстановиться. Коуч помог мне осмыслить свою карьерную историю, я понял, чем мне интереснее всего заниматься. Это переопределение себя через контекст выполненных задач позволило найти вектор дальнейшего развития.
Однажды я обсудил с шефом мой переход, хотя понимал, что он не вовремя, что целый ряд задач мешает его осуществлению. В итоге переход затянулся на несколько кварталов. Ждать было непросто, но я не отступил и просто придерживался цели. Даже составил понедельные планы передачи дел.
Победа осталась за мной – я стал системным аналитиком, писал задачи по доработке систем, постепенно вникал в процессы автоматизации. Интерес к новой сфере рос, и я начал брать на себя больше ответственности. Вообще любые возможности приходят после ответственности, а не наоборот. Не бывает так: сначала получу должность, а потом что-то сделаю. Сначала ты берешь на себя больше задач, работаешь с полной отдачей, и только потом это приносит результаты. Даже если роста не будет, такой подход даст новые ориентиры для развития, так я стал директором проектов в департаменте автоматизации.
За всё время карьерного пути я сделал несколько полезных выводов. Если вы видите какой-то застой без новых возможностей – начинайте искать, спрашивать и сами себя двигать. Поможет все – проекты, инициативы. Это расширит кругозор, а чем больше знаний, тем больше возможностей.
По образованию я педиатр. В Ростелеком попала случайно после выхода из декрета, думала: либо вернуться в профессию, либо заняться чем-то новым. Я легка на подъем и всегда руководствуюсь принципом «почему бы не попробовать?». Наткнулась на вакансию в call-центре, прошла собеседование и начала путь в компании.
Наставник меня спросила, знаю ли я что-то о связи. На тот момент я знала только то, что связь есть. Поэтому пришлось взять тетрадь и записывать все, что мне говорили. Огромное количество информации, которую я должна была знать, чтобы клиенты оставались довольны обслуживанием. Помню, меня поразило количество компьютерных программ, которыми должен владеть каждый сотрудник.
Позже я перешла на позицию специалиста группы продвижения услуг, это был очень интересный опыт. Я поняла, что функционал не ограничивается должностной инструкцией или рабочим местом, это не предел. Ты можешь открыться новому и мыслить шире своей должности.
В тот момент я попала на внедрение CRM Amdocs, и мне предложили принять участие в пилотном проекте. Было сложно, я добровольно взвалила на себя дополнительный функционал, но ничуть не жалею об этом. Для меня это была активная прокачка всех навыков, ведь помимо моих ежедневных обязанностей я погружалась в изучение новой программы. В таком режиме проработала больше года. За этот период руководители увидели мой интерес и стали делегировать новые интересные задачи.
Я решила попробовать себя на позиции ведущего специалиста, но мне отказали. В ответ на вопрос «Почему?» я услышала простую вещь: «Если хочешь на позицию выше, надо быть на слуху – не только в рамках своей группы. Бери на себя ответственность, усердно работай, участвуй в корпоративных проектах». Так я поняла, что мы сами себя ограничиваем, и, если хотим расти, надо не бояться действовать. Через полгода я попробовала свои силы уже как руководитель центра продаж.
Я проработала на этой должности практически год. После работы в продажах меня перевели в группу управления клиентским опытом Приморского филиала, а позже я перешла в макрорегиональную команду.
Каждую должность я рассматриваю с позиции того, какой опыт могу получить, чему научиться, чем могу быть полезна. Ответы на эти вопросы дают мощный толчок к составлению плана и пониманию конкретной цели. Если у вас есть идеи, как усовершенствовать какой-то процесс – просто начните действовать. Боитесь самостоятельности? Подойдите к руководителю и обсудите с ним ваши опасения. Мы все работаем в команде.
После клиентского опыта я оказалась в офисе трансформации. Это было сложно, мне не хватало навыков руководителя, особенно в постановке целей – до сих пор активно работаю над этим. Переходя на новую позицию, я всегда анализировала свои знания и навыки, чтобы понять, чему еще мне нужно научиться.
Комментарий недоступен
Old Nick, мы работаем в штатном режиме и не планируем сокращать затраты на персонал, который в эти дни прикладывают максимум усилий, чтобы поддерживать бесперебойную и качественную работу связи и наших сервисов.