«Приготовьтесь, будет трясти»: как выстраивать работу и переадаптировать сотрудников в условиях неопределенности
Рынок труда в России оцепенел и забурлил одновременно. Бизнес приостанавливает работу или переходит в режим ручного управления, срываются цепочки поставок и привычные процессы, менеджеры хватаются за голову, а рядовые сотрудники просто не понимают, что им делать. Мы в Boto Education и сами оказались в такой ситуации. Делимся личными находками и соображениями, как из всего этого выплывать и адекватно переадаптировать сотрудников.
Регулярное информирование
Кризисные обстоятельства ставят бизнес перед дилеммой: обсуждать происходящее с сотрудниками или, наоборот, стараться минимизировать тревогу во внутреннем инфополе. По информации из открытых источников, многие компании выбрали первый вариант: кто-то провел общие собрания в зуме, кто-то рассылает письма от первых лиц, кто-то выкладывает сообщения на корпоративных площадках.
68% участников опроса, проведенного компанией MERCER в первый год пандемии, назвали информирование и повышение осведомленности лучшей заботой со стороны работодателя: они были бы рады ежедневно узнавать о ситуации внутри компании, изменениях и прогнозах на фоне кризиса. 72% респондентов хотели больше определенности конкретно в вопросах заработной платы и продолжения работы.
Итак, шаг 1. Регулярно информируем сотрудников.
Утренние письма на почту, обновления в интранете или ежедневные сообщения в корпоративном мессенджере. В них — честный статус дел в компании на текущий момент.
- Встречи с руководством, Q&A-сессии, созвоны в форматах 1-2-1. Главное — обеспечить открытую двустороннюю коммуникацию, чтобы сотрудники вышли из своих тревожных мыслей и в идеале объединились перед лицом предстоящих испытаний.
Снижайте, насколько это возможно, уровень неопределенности, беспокойство за карьерные перспективы и экономическую стабильность. Коммуникацию можно вести как от первых лиц компании, так и обезличенно (например, в корпоративном бот-мессенджере). Главное, чтобы регулярно и честно.
Психологическая поддержка
По сравнению с началом года число вакансий для корпоративных психологов в России выросло на 111%.
Продолжительный страх неопределенности вкупе с общим стрессом начинает довольно быстро менять химию человеческого мозга. Поэтому наряду с регулярным информированием о положении дел окажите сотрудникам психологическую поддержку и обучите их базовым техникам борьбы с тревожностью.
Шаг 2. Оказываем оперативную психологическую помощь.
Инструменты:
- Бережное присутствие. Важно в буквальном смысле быть рядом (пусть и виртуально): спрашивать, как дела, нужна ли помощь, проговаривать страхи и давать возможность делиться переживаниями.
- Режим baby steps. Расскажите команде, что можно начинать работу с маленьких шагов: сначала разобраться с небольшими задачами, а потом переходить к делам посерьезнее. Это помогает вернуться в нормальность и избавиться от ощущения, что все валится из рук.
- Мягкое заземление. Предлагайте заменить постоянное отслеживание новостей (Doomscroll) рутинными делами и рабочими обязанностями, вернуться к старым привычкам. Мы знаем, что во многих компаниях сотрудники стали чаще приезжать в офис — такая смена обстановки помогает держать фокус на задачах и не мониторить постоянно ленту. Распределенным командам помогают созвоны — не для встреч, а именно для совместной работы.
- Постоянная диагностика состояния команды. Проводите пульс-опросы, встречи с лидерами мнений, сессии формата «спроси меня о чём угодно».
- Практические рекомендации по борьбе со стрессом от профессиональных клинических психологов.
Если у вас большой штат, грамотно написанный корпоративный бот справится в чём-то даже лучше психолога: он сможет общаться со всеми сразу, никто не будет его стесняться, и, как результат, каждый сможет дать волю эмоциям. (Мы убедились в этом, делая корпоративные обучающие проекты в чат-ботах)
Процессная переадаптация
Из-за того, что некоторые профессиональные бренды и инструменты ушли из России, компании вынуждены быстро менять внутренние процессы, прописывать новые регламенты работы и эффективно доносить их до сотрудников.
Шаг 3. Ищем альтернативы, пишем новые регламенты и делаем так, чтобы их можно было быстро найти.
Инструменты:
- Почта, Telegram или любой другой рабочий мессенджер
- Чат-бот как инструмент-помощник и хранилище информации: он всегда под рукой, с удобным поиском и быстрым обновлением информации.
Здесь важную роль играет язык коммуникации: старайтесь уйти от канцелярщины, тяжеловесных конструкций, не всем понятных терминов и долгих вступлений. Пишите живо, формулируйте кратко и по делу.
Профессиональное перепрофилирование и обучение
Сотрудники, работающие в «приостановленных» компаниях, сейчас активно переориентируются:
В малом и среднем бизнесе ситуация тяжелее: кризис вынуждает работодателей сокращать штат. Один из способов если не избежать этого, то хотя бы уменьшить объемы сокращений — оперативно перепрофилировать сотрудников в соответствии с новыми задачами и направлениями бизнеса.
Внутри Boto Education мы сконцентрировались на развитии новых продуктов и адаптации существующего контента для зарубежных рынков. Если остро стоит вопрос увольнений, кроме переобучения можно помочь сотрудникам с карьерным коучингом и подготовкой к этапу поиска новой работы.
Шаг 4. Быстро обучаем сотрудников новым скиллам.
Инструменты:
- Микрообучение в мессенджере
- Обучение on-the-job на реальных задачах
Чат-бот позволяет обучаться новому очень быстро: короткие сессии в мессенджере по 10-15 минут, мультиформатность и возможность интерактива доказали большую эффективность по сравнению с традиционными LMS и вебинарами. Когда речь не просто о корпоративном соцпакете, а об экстренной переориентации и сохранении работы, это особенно важно.
Фасилитация общения в команде
В ситуации общей напряженности возрастает риск конфликтов даже в самых сплоченных командах. Этот момент важно отслеживать и понимать, что желание спорить, неготовность принять чужую точку зрения и агрессия — это тоже защитный механизм психики, форма проявления страха. Разговоры о политике в целом токсично влияют на рабочее взаимодействие. Они разъединяют, снижают продуктивность и подпитывают негативными эмоциями — даже если собеседники сходятся во взглядах.
Шаг 5. Создаём безопасное поле для общения, выступаем посредниками и задаем тон коммуникации.
Инструменты:
- Техника «Блиц-опрос». Очень простой инструмент, который отлично разряжает обстановку и объединяет команду. В начале ежедневных утренних встреч задавайте один неожиданный вопрос, на который каждый коротко отвечает: «Твой любимый фильм? Книга? Страна? Кошки или собаки? Твоя мечта?». Обычно вопрос задает тот, кто пришел на встречу последним.
- Практики нетворкинга. Донесите до команды, что сейчас особенно важно не рвать связи, а создавать новые. Отлично подойдет техника «Четыре обеда»: выберите человека, с которым давно хотели пообщаться и который, по ощущениям, может вас обогатить. Договоритесь с ним на 4 регулярные встречи (например, каждую среду на протяжении месяца вы встречаетесь на обед — можно в онлайне), прошейте себе и собеседнику календарь. Чтобы начать диалог, используйте формулу «Три “П”»: похвалить, пожаловаться, пообещать.
- Минимизация потенциально опасных тем: в общей зоне будет нелишним повесить табличку «No politics» и ввести неформальное табу на новости в рабочих чатах.
И ещё
Кризис с чередой незапланированных событий — самое подходящее время, чтобы показать, как корпоративные ценности (в частности, забота о сотрудниках) реализуются на практике, в конкретных действиях. Это создает по-настоящему позитивный опыт взаимодействия с работодателем, повышает его яркость и ценность на фоне негатива и неопределенности момента. А значит, когда всё закончится, люди останутся с вами и за вас. Важно помнить об этом, думать о будущем — и оно обязательно снова станет светлым.
Спасибо за статью. Руки опускаются. Помогает, когда видишь, что кто-то себя в руках еще держит и старается помочь другим.
Мне бы противно было работать в компании со всеми этими психологами чат ботами, рандомными вопросами, развитием нетворкинга и прочей херней которую придумает очередной эффективный менеджер.
На работе надо работать, да.
На фоне очевиднейшего, лютейшего кризиса и полной беспомощности обычного человека только вопросов о моей любимой стране не хватало. Очевидно, чтобы напомнить, что мне там больше не побывать, наверное, никогда.
Конец статьи получился вдохновляющим вот только реальность, а главное будущее не располагает на позитив.
Можно еще и зарядку перед работай делать, в азии такое работает и на стройке и в кафе, где угодно.
https://www.youtube.com/watch?v=vTN0mjZ7k3U