«Приготовьтесь, будет трясти»: как выстраивать работу и переадаптировать сотрудников в условиях неопределенности

Рынок труда в России оцепенел и забурлил одновременно. Бизнес приостанавливает работу или переходит в режим ручного управления, срываются цепочки поставок и привычные процессы, менеджеры хватаются за голову, а рядовые сотрудники просто не понимают, что им делать. Мы в Boto Education и сами оказались в такой ситуации. Делимся личными находками и соображениями, как из всего этого выплывать и адекватно переадаптировать сотрудников.

«Переадаптация» — термин из клинической психологии. Это процесс перестройки личности, когда условия жизни и деятельности резко и коренным образом меняются. Например, в условиях перехода с семейной жизни к одинокой, неожиданного снижения доходов, переезда и т. п.

В бизнес-практике переадаптация — это подготовка сотрудника к работе в сильно изменившихся условиях. Переадаптация происходит, когда меняются смыслы, правила, потребности и мотивации, появляются новые цели, способы и средства работы. Процессы переадаптации повышают устойчивость, гибкость и эффективность человека в новой реальности.

Регулярное информирование

Кризисные обстоятельства ставят бизнес перед дилеммой: обсуждать происходящее с сотрудниками или, наоборот, стараться минимизировать тревогу во внутреннем инфополе. По информации из открытых источников, многие компании выбрали первый вариант: кто-то провел общие собрания в зуме, кто-то рассылает письма от первых лиц, кто-то выкладывает сообщения на корпоративных площадках.

В СМИ говорят, что вот-вот мы прекратим работу, и все продолжат получать полную зарплату. Но по факту, пока до сотрудников от руководства эта информация не доведена, корпоративных рассылок тоже не было. На днях состоится вебинар, где руководство обещает сказать о дальнейших шагах

Комментарий сотрудника сети ресторанов «Макдональдс»

68% участников опроса, проведенного компанией MERCER в первый год пандемии, назвали информирование и повышение осведомленности лучшей заботой со стороны работодателя: они были бы рады ежедневно узнавать о ситуации внутри компании, изменениях и прогнозах на фоне кризиса. 72% респондентов хотели больше определенности конкретно в вопросах заработной платы и продолжения работы.

Итак, шаг 1. Регулярно информируем сотрудников.

  • Утренние письма на почту, обновления в интранете или ежедневные сообщения в корпоративном мессенджере. В них — честный статус дел в компании на текущий момент.

  • Встречи с руководством, Q&A-сессии, созвоны в форматах 1-2-1. Главное — обеспечить открытую двустороннюю коммуникацию, чтобы сотрудники вышли из своих тревожных мыслей и в идеале объединились перед лицом предстоящих испытаний.

Снижайте, насколько это возможно, уровень неопределенности, беспокойство за карьерные перспективы и экономическую стабильность. Коммуникацию можно вести как от первых лиц компании, так и обезличенно (например, в корпоративном бот-мессенджере). Главное, чтобы регулярно и честно.

Психологическая поддержка

По сравнению с началом года число вакансий для корпоративных психологов в России выросло на 111%.

На данный момент мы видим, что компании, как правило, ищут специалистов, которые могли бы оказывать психологическую поддержку работникам, консультировать в стрессовых ситуациях, проводить тренинги в рамках корпоративной поддержки, а также проводить психологический анализ новых сотрудников и кандидатов.

Мария Бузунова,

Комментарий руководителя пресс-службы HH.ru по Северо-Западному федеральному округу

Продолжительный страх неопределенности вкупе с общим стрессом начинает довольно быстро менять химию человеческого мозга. Поэтому наряду с регулярным информированием о положении дел окажите сотрудникам психологическую поддержку и обучите их базовым техникам борьбы с тревожностью.

Шаг 2. Оказываем оперативную психологическую помощь.

Инструменты:

  • Бережное присутствие. Важно в буквальном смысле быть рядом (пусть и виртуально): спрашивать, как дела, нужна ли помощь, проговаривать страхи и давать возможность делиться переживаниями.
  • Режим baby steps. Расскажите команде, что можно начинать работу с маленьких шагов: сначала разобраться с небольшими задачами, а потом переходить к делам посерьезнее. Это помогает вернуться в нормальность и избавиться от ощущения, что все валится из рук.
  • Мягкое заземление. Предлагайте заменить постоянное отслеживание новостей (Doomscroll) рутинными делами и рабочими обязанностями, вернуться к старым привычкам. Мы знаем, что во многих компаниях сотрудники стали чаще приезжать в офис — такая смена обстановки помогает держать фокус на задачах и не мониторить постоянно ленту. Распределенным командам помогают созвоны — не для встреч, а именно для совместной работы.
  • Постоянная диагностика состояния команды. Проводите пульс-опросы, встречи с лидерами мнений, сессии формата «спроси меня о чём угодно».
  • Практические рекомендации по борьбе со стрессом от профессиональных клинических психологов.

Если у вас большой штат, грамотно написанный корпоративный бот справится в чём-то даже лучше психолога: он сможет общаться со всеми сразу, никто не будет его стесняться, и, как результат, каждый сможет дать волю эмоциям. (Мы убедились в этом, делая корпоративные обучающие проекты в чат-ботах)

Пример пульс-опроса для сотрудника
Пример пульс-опроса для сотрудника

Процессная переадаптация

Из-за того, что некоторые профессиональные бренды и инструменты ушли из России, компании вынуждены быстро менять внутренние процессы, прописывать новые регламенты работы и эффективно доносить их до сотрудников.

Шаг 3. Ищем альтернативы, пишем новые регламенты и делаем так, чтобы их можно было быстро найти.

Инструменты:

  • Почта, Telegram или любой другой рабочий мессенджер
  • Чат-бот как инструмент-помощник и хранилище информации: он всегда под рукой, с удобным поиском и быстрым обновлением информации.

Здесь важную роль играет язык коммуникации: старайтесь уйти от канцелярщины, тяжеловесных конструкций, не всем понятных терминов и долгих вступлений. Пишите живо, формулируйте кратко и по делу.

Профессиональное перепрофилирование и обучение

Сотрудники, работающие в «приостановленных» компаниях, сейчас активно переориентируются:

Теперь есть время заняться всеми делами, бумажной рутиной, до которой раньше просто не доходили руки. Прохождение различных тренингов и повышение компетенции происходит каждый день. Мы все стараемся уделить этому время, потому что потом его снова не будет.

Комментарий сотрудника IKEA

В малом и среднем бизнесе ситуация тяжелее: кризис вынуждает работодателей сокращать штат. Один из способов если не избежать этого, то хотя бы уменьшить объемы сокращений — оперативно перепрофилировать сотрудников в соответствии с новыми задачами и направлениями бизнеса.

Переобучение сотрудников вместо увольнения приносит долгосрочные бенефиты. Об этом говорит кейс американского телеком-оператора AT&T. В 2013 году там решили, что через десять лет они должны будут сократить 100 тыс. рабочих мест из 240 тыс. Вместо того, чтобы начать увольнять сотрудников, AT&T принялась их переобучать. Таким образом, компания сохранила ресурсы и время, вложенные в специалистов, а еще получила доступ к новым идеям от лояльных сотрудников. По словам директора по стратегии AT&T Джона Донована, уже через 18 месяцев после запуска переобучения компания сократила сроки разработки продукта на 40%, а время выхода на прибыль снизилось на 32%.

Внутри Boto Education мы сконцентрировались на развитии новых продуктов и адаптации существующего контента для зарубежных рынков. Если остро стоит вопрос увольнений, кроме переобучения можно помочь сотрудникам с карьерным коучингом и подготовкой к этапу поиска новой работы.

Шаг 4. Быстро обучаем сотрудников новым скиллам.

Инструменты:

  • Микрообучение в мессенджере
  • Обучение on-the-job на реальных задачах

Чат-бот позволяет обучаться новому очень быстро: короткие сессии в мессенджере по 10-15 минут, мультиформатность и возможность интерактива доказали большую эффективность по сравнению с традиционными LMS и вебинарами. Когда речь не просто о корпоративном соцпакете, а об экстренной переориентации и сохранении работы, это особенно важно.

Фасилитация общения в команде

Я обсудила с сотрудниками не столько политические точки зрения, сколько то, как они бы хотели, чтобы я, как руководитель, реагировала на их проявление гражданской позиции. К сожалению, если в начале мы выступали за то, что она может быть максимально свободна у всех и мы всех поддерживаем, то с выходом нового закона нам снова пришлось собраться и изменить это решение. Теперь стараемся быть более сдержанными в высказываниях.

София Лагутинская, Комментарий директора благотворительного центра «Верю в чудо»

В ситуации общей напряженности возрастает риск конфликтов даже в самых сплоченных командах. Этот момент важно отслеживать и понимать, что желание спорить, неготовность принять чужую точку зрения и агрессия — это тоже защитный механизм психики, форма проявления страха. Разговоры о политике в целом токсично влияют на рабочее взаимодействие. Они разъединяют, снижают продуктивность и подпитывают негативными эмоциями — даже если собеседники сходятся во взглядах.

Шаг 5. Создаём безопасное поле для общения, выступаем посредниками и задаем тон коммуникации.

Инструменты:

  • Техника «Блиц-опрос». Очень простой инструмент, который отлично разряжает обстановку и объединяет команду. В начале ежедневных утренних встреч задавайте один неожиданный вопрос, на который каждый коротко отвечает: «Твой любимый фильм? Книга? Страна? Кошки или собаки? Твоя мечта?». Обычно вопрос задает тот, кто пришел на встречу последним.
  • Практики нетворкинга. Донесите до команды, что сейчас особенно важно не рвать связи, а создавать новые. Отлично подойдет техника «Четыре обеда»: выберите человека, с которым давно хотели пообщаться и который, по ощущениям, может вас обогатить. Договоритесь с ним на 4 регулярные встречи (например, каждую среду на протяжении месяца вы встречаетесь на обед — можно в онлайне), прошейте себе и собеседнику календарь. Чтобы начать диалог, используйте формулу «Три “П”»: похвалить, пожаловаться, пообещать.
  • Минимизация потенциально опасных тем: в общей зоне будет нелишним повесить табличку «No politics» и ввести неформальное табу на новости в рабочих чатах.

И ещё

Кризис с чередой незапланированных событий — самое подходящее время, чтобы показать, как корпоративные ценности (в частности, забота о сотрудниках) реализуются на практике, в конкретных действиях. Это создает по-настоящему позитивный опыт взаимодействия с работодателем, повышает его яркость и ценность на фоне негатива и неопределенности момента. А значит, когда всё закончится, люди останутся с вами и за вас. Важно помнить об этом, думать о будущем — и оно обязательно снова станет светлым.

24
6 комментариев

Спасибо за статью. Руки опускаются. Помогает, когда видишь, что кто-то себя в руках еще держит и старается помочь другим.

6
Ответить

Мне бы противно было работать в компании со всеми этими психологами чат ботами, рандомными вопросами, развитием нетворкинга и прочей херней которую придумает очередной эффективный менеджер.

6
Ответить

На работе надо работать, да.

2
Ответить

На фоне очевиднейшего, лютейшего кризиса и полной беспомощности обычного человека только вопросов о моей любимой стране не хватало. Очевидно, чтобы напомнить, что мне там больше не побывать, наверное, никогда.

1
Ответить

Конец статьи получился вдохновляющим вот только реальность, а главное будущее не располагает на позитив.

2
Ответить

Можно еще и зарядку перед работай делать, в азии такое работает и на стройке и в кафе, где угодно.
https://www.youtube.com/watch?v=vTN0mjZ7k3U

Ответить