(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93790508, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93790508, 'hit', window.location.href);

Как рассказывать о рабочих достижениях с пользой для карьеры? Гайд по самопрезентации

Делать свою работу хорошо — круто и важно. Но, если хотите, чтобы ее больше замечали и ценили, посвящайте коллег в процессы и рассказывайте о достижениях боссу. Как это сделать по существу и без хвастовства — в тексте.

Привет! Меня зовут Александр Савельев.
Я руководитель технической поддержки и администрирования сервисов в Selectel.

В компании работаю семь лет, за это время презентовал свои результаты и как подчиненный, и как руководитель. В гайде делюсь лайфхаками из практики и рассуждаю о пользе самопрезентации для профессионального роста. Если у вас есть, чем поделиться или о чем поспорить, — пишите в комментариях.

Зачем рассказывать о достижениях?

Для шеринга информацией

Так все будут в курсе, чем вы занимаетесь и по какому вопросу можно обратиться за помощью. У руководителя же будут реальные основания для принятия решений о вашем карьерном развитии.

Для баланса негатива и позитива

Плохое видно само по себе — ошибки случаются, и люди любят их обсуждать. А вот хорошим надо делиться: когда все идеально, создается ощущение, что так и должно быть.

Для собственного удовлетворения и мотивации

Когда понимаешь, как именно работа помогла команде и компании, отношение к тому, что делаешь, меняется. Осознание ценности придает сил и стимулирует желание не останавливаться на достигнутом.

Для постановки личных и профессиональных целей

Умение формулировать результат и делиться им помогает системно рефлексировать на тему проделанной работы и карьерных амбиций. Например, вовремя задавать себе вопросы о навыках — какие уже достаточно развиты, а какие стоит подтянуть.

→ О том, как правильно ставить карьерные цели и анализировать свои скиллы, рассказываем в полезном гайде о PDP — персональном плане развития карьеры.

Как говорить о результатах конструктивно и без хвастовства?

В детстве многим из нас твердили: «Хвастаться — нехорошо»‎. Это эхом отразилось на умении публично рассказывать о своих заслугах.

Но делиться и хвастаться рабочими достижениями — не одно и то же. Первый способ распространения знаний о работе опирается на конкретику: метрики, закрытые задачи, проведенные встречи, продажи. Второй зациклен на «я»‎-установке и транслирует, по сути, один месседж: «я супер-пупер классный специалист»‎. А вот почему и зачем об этом нужно знать остальным — не понятно.

Пример

Представим, что работаете в техподдержке, и сотрудники из других отделов компании плохо понимают, как устроена ваша работа. Им кажется, что вы справляетесь с задачами не слишком эффективно и мало помогаете клиентам.

Как конструктивно объяснить, что это не так?

  • Плохое решение — позиция «Я хвастаюсь»‎:

«Я работаю в техподдержке уже 30 лет, за это время решал самые разные кейсы и общался с главными топами сферы. Поэтому лучше знаю, как нужно работать!»‎

  • Хорошее решение — позиция «Я делюсь»‎:

«За 5 лет моей работы в компании оценка удовлетворенности клиентов выросла с 7 до 9. За это время я решил более 500 B2B-кейсов, благодаря мне и команде около 10 клиентов вырастили свои мощности у нас более, чем на 40%»‎.

После советуем устроить ликбез и выступить с презентацией о том, как в компании устроена работа поддержки. Это поможет погрузить коллег в процессы, а еще — снизить уровень раздражения и ответить на самые популярные вопросы.

Как презентовать свою работу? Пошаговый гайд

Шаг первый: ставим цель

На старте ответьте на вопрос: «Что мне даст презентация работы?»‎ После подумайте о фокусе: какую главную идею ‎хотите донести коллегам и руководителю? На чем лучше сделать акцент?

Пример: вы планируете вырасти в должности: сейчас — рядовой специалист технической поддержки, в будущем хотите стать тимлидом. Понимаете, что для смены позиции нужно показать, что вы — хороший организатор, сможете наладить процессы в команде и взаимодействие с другими отделами, клиентами.

Что даст презентация работы? → Возможность показать руководителю и команде себя с нужной вам стороны.

Какая главная идея выступления?→ Я не только опытный специалист техподдержки, но и инициативный организатор.

Что в таком случае стоит подсветить? → Навыки, важные для организации работы: встречи, переговоры, создание и распространение внутренней системы знаний, создание дорожных карт процессов и согласование их со всеми заинтересованными лицами.

Кроме того, умение видеть ситуацию в целом — показать, что можете решать не только точечно вопросы, как исполнитель, но и анализировать общую картину.

Шаг второй: выделяем пользу для компании

Сформулируйте, как ваша работа влияет на жизнь компании, чем ваш вклад реально полезен сейчас и чем будет полезен в будущем.

Продолжим разбор на контексте прошлой задачи: вы планируете вырасти до тимлида и хотите зарекомендовать себя как организатора процессов. Чем этот вектор полезен компании? С помощью каких метрик это можно «пощупать»‎?

Пример действия: я решил сделать полезный гайд по процессам в команде для новичков.

В чем ценность этого действия сейчас? → Переложу знания коллектива из голов на «бумагу»‎, все структурирую и наполню ценностью: полезными ссылками по работе продуктов, контактами ответственных лиц, мини-инструкциями по работе с ключевыми программами.

В чем ценность в будущем? → Тимлиду и команде не нужно будет тратить дополнительное время на обучение нового сотрудника — ответы на ключевые вопросы он найдет в документе сам. Кроме того, доступ к нему получат коллеги из других отделов. В итоге им будет понятнее, как мы работаем. Это снимет часть проблем в будущей коммуникации и тоже сэкономит время, силы команды.

Шаг третий: анализируем аудиторию

Во время подготовки учитывайте, кто будет читать или слушать ваш рассказ — коллеги по команде, тимлид или генеральный директор. Подумайте, что важно для вашей целевой аудитории и почему.

Что важно узнать коллеге по команде→ что конкретно нужно для подготовки гайда для новичков, сколько времени займет интервью и выгрузка полезных материалов, за счет чего он выиграет от этого решения и в какой перспективе.

Что важно узнать тимлиду → сколько времени сотрудники потратят на эту задачу в ущерб другим, где гайд будет опубликован и как будет распространен к нему доступ, какой будет профит для команды и отдела в целом.

Что важно узнать директору отдела → почему есть запрос на создание внутренней системы знаний и как обмен информацией был реализован раньше, как сэкономленное с помощью гайда время сотрудников можно распределить более эффективно, почему стоит использовать эту практику в других командах отдела.

Шаг четвертый: выбираем форму для самопрезентации

Рассказать о результатах работы можно по-разному — например, сделать презентацию, написать отчет в Google-документе, выступить с устным докладом.

Чтобы выбрать наилучшую форму, стоит отталкиваться от двух критериев:

  • от запроса и привычек аудитории → например, для бизнеса понятен формат коротких питчей с цифрами на слайдах, а для коллег можно собрать релевантные референсы и описать предложение в рабочем чате.
  • целесообразности траты ресурсов → например, время на подготовку дизайна и сбор контента, выгрузка и анализ отчетов в условиях высокой загрузки по текущим задачам.

Шаг пятый: тестируем на «понятность»‎

На этом этапе пригодится помощь друзей, семьи или неангажированных коллег — нужно протестировать собранные и оформленные результаты. Отправьте их на проверку и спросите:

  • Удалось ли точно декодировать основную идею вашего рассказа?
  • Все ли показалось понятным и логичным?
  • Какой образ о вас как о сотруднике сложился?
  • Что стоит улучшить и почему?

Еще пять советов для эффективной самопрезентации

  • Не бойтесь рассказывать о факапах. Важно не то, что они у вас были (ошибки совершают все — это нормально), а то, как их переосмыслили и что сделали для устранения.
  • Для подготовки отчетов за длительный период (месяц, квартал или год) не перечисляйте все достижения — будьте лаконичны и сосредоточьтесь на основных векторах развития. Во время короткой самопрезентации (daily или weekly) рассказывайте так, чтобы информация была понятна всем коллегам — не только руководителю.
  • Если сложно сформулировать ценность того, что делаете на рабочем месте, подумаете, зачем вы это делаете (проверочный вопрос: чтобы что?) и для кого (для какой аудитории?). Другой вариант — попросить помощи: у коллег, HR-отдела или психолога. Последний специалист поможет разобраться с внутренними сомнениями и тревожащим синдромом самозванца.
  • Если вы руководитель, который слушает и читает отчеты сотрудников, давайте понятные ориентиры: проговариваете, какие смысловые блоки и метрики хотите увидеть, а еще — почему они нужны в таком виде и что команда может сделать с этими данными в будущем.
  • Если вы сотрудник, совет работает в обратную сторону: спросите у тимлида, что конкретно ему нужно в отчете и для каких задач.

Подпишитесь на блог Selectel, чтобы не пропустить обзоры, новости, кейсы и полезные гайды из мира IT. А еще на наш Телеграм-канал про развитие карьеры!

Читайте также:

0
31 комментарий
Написать комментарий...
Саша G

Делают одинаковую работу два человека.

№1 тихо, спокойно и хорошо выполняет поставленные задачи. Не интроверт: если надо пообщается\обсудит ситуацию с коллегами; посоветуется\разберет возникшую проблему с начальством.

№2 коммуницирует и самопрезентуется по полной: о его рабочих телодвижениях знают не только коллеги из соседнего отдела, но даже уборщица; постоянно ищет контакт с начальством; утрирует выполненные задачи...

№1, после выполненной работы, выдохнет - "Да, серьезная задачка попалась." перекурит, попьет кофейка и продолжит работать.
№2, каждому, кого встретит (о такой же задаче как и у №1, хватаясь за голову) - "Ппц, сегодня со дна вытащил такую задачу. Твердую, как шанкер. Пули её не брали. Я её и так и этак. Хорошо, Сергей Петрович (начальник) советом помог..."

К бабке не ходи - №2, в глазах работников и начальника - ух, работяга и быстрее продвинется в карьере.

Итого: изучение навыков пиздобольства и умение сладко пиздеть - выгодно для карьеры.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей S.L.

Увы, так и есть. Большинство собеседований лишь парад балабольства, можно даже не свои достижения озвучить - никто особо не проверяет. А вкупе с малограмотными ичарами и не очень умеющими в подбор начальниками - такие ребята нарасхват. А потом мы тут читаем про похеренные базы, слитый бизнес и прочее.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кольцов

годно конечно, но люди которые умеют в такие фокусы работают в продажах а не в техподдержке

Ответить
Развернуть ветку
Selectel
Автор

Максим, понимаем вашу мысль, что прокаченные скиллы в коммуникациях чаще всего бывают в продажах :) Но ратуем за то, чтобы все, вне зависимости от отдела и команды, могли прозрачно рассказывать о своих достижениях.

Советы из гайда как раз могут в этом помочь. А то, что они работают за рамками продаж, доказывает на собственном опыте наш спикер :)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Швец

Шеринг информации звучит убого, а в остальном хорошая статья.

Ответить
Развернуть ветку
Hallederiz

если говорить "шеринг информации" вместо "информировать", "гайд" вместо "правила, памятка", "daily, weekly" вместо "ежедневно, еженедельно" и т.п. - это благоприятнее для карьеры?

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Чернядьев

Это важно, злые языки клевещут что важно собрать такое буллшит бинго и можно быстрее продвинуться по карьерной лестнице.

Ответить
Развернуть ветку
Hallederiz

холли крэп!

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai Nikas

А если карьера не удастся, то всегда можно поехать на ранчо к тетушке Синтии убирать гуано за хорсами.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Маташина

Хороший вопрос! Кажется, это может быть важно в контексте: если брать в расчет, как принято говорить в команде и компании в целом.

Но справедливо, что излишние англицизмы погоды не сделают. Важен сам подход.

Ответить
Развернуть ветку
Hallederiz

простите, пять строк слов, а мысль совершенно не ясна.
Что вы хотели сказать?

Ответить
Развернуть ветку
Саша G

Да она Не придумала

Ответить
Развернуть ветку
Hallederiz

I guess so

Ответить
Развернуть ветку
Саша G

Решили перед отъездом больше практиковаться в английском?)
Как точнее к контексту "Не придумала"?

Ответить
Развернуть ветку
Борис Макаров

Круто, как раз резюме обновляю, воспользовался советом

Ответить
Развернуть ветку
Саша G

Да, грамотно составленное резюме - дело серьезное.
А то вон люди МГИМО позаканчивают, а в профессиональных навыках: или пусто или первыми словами "Свободное владение Microsoft Office".

Ответить
Развернуть ветку
Selectel
Автор

Рады, что нашли полезное для себя!

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Объясните, пожалуйста, как организуются ежедневные или еженедельные самопрезентации? То есть каждый день ты берешь начальника за пуговицу или стучишься к нему в мессенджер и засираешь ему мозг своими «достижениями»? Начальник точно это будет терпеть и не пошлет лесом после пары попыток? Откуда берутся все эти дикие фантазии? Где люди так работают? Если каждый день вставать на стульчик в офисе, ты всех задолбаешь до рвоты самим фактом. Не так важно, будешь ли при этом говорить обобщенное «я самый хороший мальчик среди своей мамы» или «я два раза вымыл посуду, перевел трех бабушек через дорогу, один раз обосрался, но планирую научиться стирать трусы».

Ответить
Развернуть ветку
Clovis

Конечно начальник будет терпеть, он тоже этим гайдом пользуется. А пользуются много где, особенно в айти где много молодежи, надо же в уши ссать друг другу, по другому они определять пользу друг друга не могут.

Ответить
Развернуть ветку
Artemy

Помню свое звездное собеседование в Селектел. По совокупности факторов пошел в другое место, но респект до сих пор!

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Маташина

Круто! А на какую позицию собеседовались? :)

Ответить
Развернуть ветку
Artemy

Сошлись на техническом евангелисте. Но Васька предпочтительнее Московских Ворот оказался при прочих равных.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Шапран

Саша, спасибо за статью! Аплодирую стоя!)

Ответить
Развернуть ветку
Selectel
Автор

Андрей, спасибо за теплый комментарий! Расскажите про ваш опыт: какие хаки из текста применяете, а какие взяли на вооружение?

Ответить
Развернуть ветку
Clovis

Эта правда серьезная статья?

Ответить
Развернуть ветку
Саша G

Гайд же ж.

Ответить
Развернуть ветку
Clovis

То есть руководство. Окей, это серьезное руководство?

Ответить
Развернуть ветку
Саша G

Товарищ следователь отпустите, я всё подпишу.
Да хз, люди вон плюсуют.

Ответить
Развернуть ветку
Be Onliner

полезно, спасибо, возьму на заметку:)

Ответить
Развернуть ветку
СлавалС

Тут два варианта:
либо он хороший перформер и ему надо просто дать больше работы, он все переделает.
Если же он трезвонит не по делу, это не повод задвигать его. Сотруднику, который себя распродает как супер перформера, я бы дал самую говняную и сложную работу: потом бы посмотрел на работу, если бы не понравилось, сделал бы так, что все дерьмище вылезло при коллективе, а там уж пусть сам отмывается, выскочек надо учить.
Ну а если уж и правда крут, то добро пожаловать на ступеньку выше, но такое маловероятно.
Грамотное начальство в курсе сложных и нужных задач и то как они решаются , не надо его держать за дурачков :)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ефимов

Такие вещи нужно делать не для самопрезентации в качестве личной инициативы, а прописывать в рабочих регламентах бизнес-процессов. Печально, если у вас в компании так только ограниченное число людей поступает.

Ответить
Развернуть ветку
28 комментариев
Раскрывать всегда