Все идет по плану: как составить PDP и прокачать карьеру
PDP, или персональный план развития, — инструмент, который помогает системно и экологично по отношению к себе двигаться к цели. В тексте рассказываем, чем он полезен для развития карьеры и как его составить самому.
Как выглядит PDP и кому он нужен?
План развития карьеры (personal development plan) — индивидуальный и реально существующий документ, в котором сформулированы и прописаны профессиональные цели, сроки их реализации, а еще метрики для отслеживания эффективности действий. Чтобы его составить, нужно проанализировать и оценить текущие навыки, составить стратегию и подобрать развивающие действия.
Все это немалый труд. Так что перед стартом убедитесь, что у вас есть силы и потребность в развитии. Помните: PDP — не волшебная таблетка. Он не поможет решить проблемы, связанные с «разбалансировкой» организма или других сфер жизни.
→ PDP будет полезен, если есть:
- стремление развиваться и профессионально расти;
- готовность выйти из зоны комфорта и пробовать новое;
- запрос на самоанализ сильных и слабых сторон;
- обратная связь от руководителя и коллег, которую хочется проработать.
→ PDP будет бесполезен, если вы:
не готовы к переменам в работе и жизни в целом;
- стараетесь делать только то, что хорошо получается;
- считаете, что рефлексия и анализ своих действий — трата времени;
- уверены, что знаете о себе все.
Как составить план развития карьеры?
Процесс составления PDP можно разделить на пять базовых этапов.
Первый этап: анализ
В основе карьерного плана — ваши компетенции и навыки, которые можно улучшить. Чтобы получить полную картину, советуем начать с анализа ситуации: разобраться, какие скиллы нужны на текущем месте работы или пригодятся в ближайшем будущем.
Какие данные и инструменты использовать:
→ результаты ревью, которое проводится в компании раз в год или полгода;
→ обратная связь 360 — самостоятельный сбор обратной связи от компетентных коллег (лучше через анонимную электронную форму);
→ SWOT-анализ — лаконичная саморефлексия, которая позволяет взглянуть на навыки с разных сторон: выделить сильные стороны, зоны развития, возможности и угрозы.
Второй этап: визуализация результатов
После сбора данных визуализируйте результаты. Это поможет увидеть картину в целом, а также установить измеримые цели.
В качестве инструмента советуем использовать колесо компетенций. Для этого выделите ключевые навыки, важные для вашей специальности. Например, для UX-специалиста необходимы прототипирование, работа с аналитикой и умение проводить пользовательские исследования, а для разработчика сайтов актуальны UI, визуальный дизайн и навыки HTML-разработки.
На старте составления PDP не стоит делить колесо на 10+ компетенций: выберите 6-8 ключевых, а после расширяйте зоны развития.
Также важно ввести шкалу с прозрачным делением, для удобства предлагаем от 1 до 10. После дайте «оценку» каждому навыку, определите исходную точку и желаемую. Подумайте, за какое время вы могли бы «подтянуть» нужные компетенции, но не переусердствуйте с планированием — важно, чтобы цели были реалистичными и ненасильственными по отношению к себе.
Шкала оценки навыков и компетенций:
→ от 0 до 3 — новичок;
→ от 4 до 6 — есть опыт;
→ от 7 до 8 — сформированная компетенция;
→ от 9 до 10 — мастер.
Третий этап: выбор стратегии
Какие навыки прокачивать и в каком порядке, определяет стратегия. Можно подтянуть все до одного уровня — стать T-shaped специалистом. Можно — усилить только преимущества и развить навыки, которые уже находятся на высоком уровне.
Иная стратегия — освоить компетенции для новой роли. Это актуально, если в ближайшем будущем хотите сменить деятельность или вырасти в смежной области.
Идеальное решение в выборе карьерной стратегии — поговорить с руководителем подразделения и спросить, какие задачи сейчас важны и критичны для команды. Другой вариант — посмотреть во внутренней документации стратегическую цель на ближайшие полгода и определить, какие компетенции нужны компании.
Четвертый этап: выделение конкретных целей
Цели в PDP — это четко сформулированные векторы работы. Они должны:
→ быть по SMART (конкретными, достижимыми, измеримыми, актуальными и ограниченными по времени);
→ отвечать реальным потребностям человека (не навязанными начальником или средой);
→ содержать образ желаемого результата действий (отображать поведение, к которому стремитесь, через глаголы «знаю», «понимаю», «умею»);
→ не содержать запретов и отрицательных формулировок (цель «меньше времени сидеть в телефоне» лучше изменить на «читать две научные статьи в неделю»).
Пятый этап: подбор развивающих действий
Развивающие действия — конкретные способы, с помощью которых будете двигаться к цели. Можно идти через инструкции — это источники знания (книги, курсы, семинары), через тренировки — практические задачи, где тренируется навык; через челленджи — краткосрочные активности, повышающие мотивацию.
Чтобы «собрать» сбалансированные и работающие на цель действия, рекомендуем действовать по формуле:
→ 75% — работа с практическими задачами (например, написать кусок кода, настроить инфраструктуру в тестовой среде);
→ 15% — коммуникация с экспертами (с ментором или бадди, коллегами на работе или профессиональной конференции);
→ 10% — курсы и тренинги.
Интересный вариант развития навыка — реализация рабочего спецпроекта. Так в короткий срок пройдете весь процесс и изучите подводные камни, а в конце увидите вполне конкретный результат.
Как оценить качество PDP?
Оценить эффективность плана развития карьеры можно с помощью таблицы ниже. В ней — шесть ключевых критериев.
→ 45 баллов и выше — отличный результат;
→ от 30 до 44 баллов — рабочий PDP, но для достижения максимального результата нужны корректировки;
→ до 30 баллов — PDP стоит доработать.
Как оценить свой прогресс?
Метрики
Метрики эффективности сильно зависят от природы развиваемого навыка: одни компетенции можно освоить быстро (например, научиться работать в программе по графическому дизайну), а на обучение другим может уйти год или несколько (если нужно освоить иностранный язык).
Но и в том, и другом случае советуем использовать количественные показатели. Например, навык тайм-менеджмента можно измерить в количестве закрытых тикетов за рабочий спринт, а навык коммуникации с коллегами — в количестве смолл-токов перед деловыми встречами или во время обеденных перерывов.
Спринты
Чтобы PDP был реально полезным инструментом (а не красивой табличкой в блокноте) и помогал двигаться к цели системно, предлагаем разбить процесс на трехнедельные спринты.
Три недели — срок, за который можно оценить работу и не зависнуть в процессах.
Если работа прошла гладко, похвалите себя, возьмите неделю на отдых и продолжайте прокачивать навык по плану. А если чувствуете, что выбрали неподходящие развивающие действия или неправильно определили нужную компетенцию — вернитесь на шаг назад и скорректируйте PDP.
Форма
Внешний вид плана развития карьеры может быть любой. Главное, чтобы он был наглядным и удобным для вас. Можно использовать один из предложенных вариантов:
- Notion;
- Trello;
- Google Sheet;
- ежедневник;
- Miro;
- трекеры привычек.
Делитесь в комментариях своим опытом развития карьеры и составления планов, а еще подписывайтесь на наш блог с новостями из мира IT и Инстаграм про карьеру в Selectel.
Спасибо за статью. Почитал бы еще по каждому этапу подробнее и в разрезе конкретного примера (с тем же UX дизайнером) с использованием конкретных инструментов.
Также интересно было бы познакомиться с личным опытом применения подхода на длинной дистанции. Почему именно на длинной? Потому что есть еще большой вопрос самомотивации, без которого данный подход по-моему не так ценен. Конкретно для меня этот вопрос решается сложнее, чем постановка целей и путей к их достижению.
Sergey, спасибо, что поделились! Подумаем о том, чтобы выпустить вторую, более детальную по примерам часть :)
А с какими барьерами в мотивации на длинных дистанциях вы сталкивались ранее? Какими инструментами и лайфхаками пользуетесь?
Получается барьерами для меня были как раз сроки реализации этапов. Я планировал затраты времени на неделю. Причем старался делать это адаптивно, выделять время на отдых. Но получалось так, что к выходным сил нет, а делов по плану на 3-5 часов. Иногда через силу делал, иногда понимал, что не вывезу, и отдыхал - получал бонусом чувство вины))
Лайфхаком для меня стал отказ от роста по графику. Сейчас на пути к другой парадигме. Стараюсь в ней найти способы развиваться по возможности шустро и, что важнее, стабильно.
Sergey, понимаем — история, когда давят временные рамки, не редкость. Но вашей целеустремленности и желанию достичь результата можно только позавидовать :)
В целом рекомендуем начинать работу с PDP с коротких, трех недельных спринтов. И выстраивать график: 3 недели спринт, 1 неделя отдых, новый спринт 3 недели, 1 неделя отдых. Такое чередование поможет плавно влиться в рабочий режим.
Чем длительнее период работы с PDP выбираете, тем больше усилий нужно приложить для поддержания мотивации в процессе его выполнения. У PDP практически нет временных ограничений, даже если ваш привычный горизонт планирования составляет 1–1,5 года. Для таких длительных забегов рекомендуем:
⁃ учитывать ежегодный отпуск, новогодние и майские каникулы, другие дни, когда обучение и развитие точно будут на паузе;
⁃ запланировать читмил. Даже очень замотивированные люди устают идти к цели и нуждаются в отдыхе. Заранее наметьте себе недельку-другую, чтобы отдохнуть и восстановить силы;
⁃ создать привычку. Когда какое-то действие переходит в эту категорию, перестаем воспринимать его как нечто, на что тратим силы и энергию. Чтобы было легче, проведите детальную декомпозицию задач из плана, разбив их на короткие и простые операции.
И на десерт: не забывайте о награде. Конечно, любая внешняя мотивация не может работать вечно, но добавить приятных ощущений ей по силам. После каждой завершенной недели спринта (месяца/квартала в зависимости от сроков всего плана) рефлексируйте об итогах — что получилось, что не очень, что помогло или помешало. И порадуйте себя чем-то — это может быть просто похвала или приятная мелочь.
Спасибо за подробный ответ! План обязательно составлю, а с длительностью спринтов буду экспериментировать. Важно сохранить уровень комфорта и энтузиазм)
Года полтора назад я ударился в эффективную эффективность. Хватило меня примерно на полгода, после чего я просто кончился. Вот совсем. Справедливости ради следует отметить, что наверняка наложилась накопившаяся усталость прошлых 3 лет, когда помимо основной работы были постоянные пет проекты.
Сейчас почти год стараюсь больше отдыхать и саморефлексировать. К осени получается начали вновь появляться силы на саморазвитие, но теперь я подхожу крайне осторожно. Про тайминги я пока что забыл. Меня они демотивируют, особенно, когда важные дела переносятся по несколько раз из-за неправильного планирования или чаще из-за непредвиденных затрат времени на неделе.
Таким образом, составляя сейчас для себя траектории развития, я не декомпозирую их на мелкие действия со сроками. Получается менее структурированно, но более гибко и комфортно. И развиваться становится в кайф, потому что я это делаю не когда запланировал, а когда хочется.
Полезная статья. Спасибо)
Ольга, спасибо за обратную связь!
Сделайте примеры для продакта
Евгения, а на каких этапах создания PDP такие примеры для вас актуальнее/интереснее всего?
Спасибо за статью, полезная и важная информация.
Динозавры вымерли - цель динозавра умереть.
Статья отличная, за исключением одного абзаца.