(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93790508, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93790508, 'hit', window.location.href);

Все идет по плану: как составить PDP и прокачать карьеру

PDP, или персональный план развития, — инструмент, который помогает системно и экологично по отношению к себе двигаться к цели. В тексте рассказываем, чем он полезен для развития карьеры и как его составить самому.

Как выглядит PDP и кому он нужен?

План развития карьеры (personal development plan) — индивидуальный и реально существующий документ, в котором сформулированы и прописаны профессиональные цели, сроки их реализации, а еще метрики для отслеживания эффективности действий. Чтобы его составить, нужно проанализировать и оценить текущие навыки, составить стратегию и подобрать развивающие действия.

Пример оформления PDP в Trello. Автор: Евгения Ращупкина

Все это немалый труд. Так что перед стартом убедитесь, что у вас есть силы и потребность в развитии. Помните: PDP — не волшебная таблетка. Он не поможет решить проблемы, связанные с «разбалансировкой»‎ организма или других сфер жизни.

PDP будет полезен, если есть:

  • стремление развиваться и профессионально расти;
  • готовность выйти из зоны комфорта и пробовать новое;
  • запрос на самоанализ сильных и слабых сторон;
  • обратная связь от руководителя и коллег, которую хочется проработать.

→ PDP будет бесполезен, если вы:

  • не готовы к переменам в работе и жизни в целом;

  • стараетесь делать только то, что хорошо получается;
  • считаете, что рефлексия и анализ своих действий — трата времени;
  • уверены, что знаете о себе все.

Как составить план развития карьеры?

Процесс составления PDP можно разделить на пять базовых этапов.

Первый этап: анализ

В основе карьерного плана — ваши компетенции и навыки, которые можно улучшить. Чтобы получить полную картину, советуем начать с анализа ситуации: разобраться, какие скиллы нужны на текущем месте работы или пригодятся в ближайшем будущем.

Какие данные и инструменты использовать:

результаты ревью, которое проводится в компании раз в год или полгода;

обратная связь 360 — самостоятельный сбор обратной связи от компетентных коллег (лучше через анонимную электронную форму);

SWOT-анализ — лаконичная саморефлексия, которая позволяет взглянуть на навыки с разных сторон: выделить сильные стороны, зоны развития, возможности и угрозы.

Второй этап: визуализация результатов

После сбора данных визуализируйте результаты. Это поможет увидеть картину в целом, а также установить измеримые цели.

В качестве инструмента советуем использовать колесо компетенций. Для этого выделите ключевые навыки, важные для вашей специальности. Например, для UX-специалиста необходимы прототипирование, работа с аналитикой и умение проводить пользовательские исследования, а для разработчика сайтов актуальны UI, визуальный дизайн и навыки HTML-разработки.

На старте составления PDP не стоит делить колесо на 10+ компетенций: выберите 6-8 ключевых, а после расширяйте зоны развития.

Также важно ввести шкалу с прозрачным делением, для удобства предлагаем от 1 до 10. После дайте «оценку»‎ каждому навыку, определите исходную точку и желаемую. Подумайте, за какое время вы могли бы «подтянуть»‎ нужные компетенции, но не переусердствуйте с планированием — важно, чтобы цели были реалистичными и ненасильственными по отношению к себе.

Шкала оценки навыков и компетенций:

→ от 0 до 3 — новичок;

→ от 4 до 6 — есть опыт;

→ от 7 до 8 — сформированная компетенция;

→ от 9 до 10 — мастер.

Третий этап: выбор стратегии

Какие навыки прокачивать и в каком порядке, определяет стратегия. Можно подтянуть все до одного уровня — стать T-shaped специалистом. Можно — усилить только преимущества и развить навыки, которые уже находятся на высоком уровне.

Иная стратегия — освоить компетенции для новой роли. Это актуально, если в ближайшем будущем хотите сменить деятельность или вырасти в смежной области.

Идеальное решение в выборе карьерной стратегии — поговорить с руководителем подразделения и спросить, какие задачи сейчас важны и критичны для команды. Другой вариант — посмотреть во внутренней документации стратегическую цель на ближайшие полгода и определить, какие компетенции нужны компании.

Елена Насыбуллина, методист образовательных программ Selectel

Четвертый этап: выделение конкретных целей

Цели в PDP — это четко сформулированные векторы работы. Они должны:

быть по SMART (конкретными, достижимыми, измеримыми, актуальными и ограниченными по времени);

отвечать реальным потребностям человека (не навязанными начальником или средой);

содержать образ желаемого результата действий (отображать поведение, к которому стремитесь, через глаголы «знаю»‎, «понимаю»‎, «умею»);

не содержать запретов и отрицательных формулировок (цель «меньше времени сидеть в телефоне»‎ лучше изменить на «читать две научные статьи в неделю»‎).

Пятый этап: подбор развивающих действий

Развивающие действия — конкретные способы, с помощью которых будете двигаться к цели. Можно идти через инструкции — это источники знания (книги, курсы, семинары), через тренировки — практические задачи, где тренируется навык; через челленджи — краткосрочные активности, повышающие мотивацию.

Чтобы «собрать»‎ сбалансированные и работающие на цель действия, рекомендуем действовать по формуле:

75% — работа с практическими задачами (например, написать кусок кода, настроить инфраструктуру в тестовой среде);

15% — коммуникация с экспертами (с ментором или бадди, коллегами на работе или профессиональной конференции);

10% — курсы и тренинги.

Интересный вариант развития навыка — реализация рабочего спецпроекта. Так в короткий срок пройдете весь процесс и изучите подводные камни, а в конце увидите вполне конкретный результат.

Елена Насыбуллина, методист образовательных программ Selectel

Как оценить качество PDP?

Оценить эффективность плана развития карьеры можно с помощью таблицы ниже. В ней — шесть ключевых критериев.

45 баллов и выше — отличный результат;

от 30 до 44 баллов — рабочий PDP, но для достижения максимального результата нужны корректировки;

до 30 баллов — PDP стоит доработать.

Как оценить свой прогресс?

Метрики

Метрики эффективности сильно зависят от природы развиваемого навыка: одни компетенции можно освоить быстро (например, научиться работать в программе по графическому дизайну), а на обучение другим может уйти год или несколько (если нужно освоить иностранный язык).

Но и в том, и другом случае советуем использовать количественные показатели. Например, навык тайм-менеджмента можно измерить в количестве закрытых тикетов за рабочий спринт, а навык коммуникации с коллегами — в количестве смолл-токов перед деловыми встречами или во время обеденных перерывов.

Спринты

Чтобы PDP был реально полезным инструментом (а не красивой табличкой в блокноте) и помогал двигаться к цели системно, предлагаем разбить процесс на трехнедельные спринты.

Три недели — срок, за который можно оценить работу и не зависнуть в процессах.

Если работа прошла гладко, похвалите себя, возьмите неделю на отдых и продолжайте прокачивать навык по плану. А если чувствуете, что выбрали неподходящие развивающие действия или неправильно определили нужную компетенцию — вернитесь на шаг назад и скорректируйте PDP.

Елена Насыбуллина, методист образовательных программ Selectel

Форма

Внешний вид плана развития карьеры может быть любой. Главное, чтобы он был наглядным и удобным для вас. Можно использовать один из предложенных вариантов:

  • Notion;
  • Trello;
  • Google Sheet;
  • ежедневник;
  • Miro;
  • трекеры привычек.

Делитесь в комментариях своим опытом развития карьеры и составления планов, а еще подписывайтесь на наш блог с новостями из мира IT и Инстаграм про карьеру в Selectel.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Ольга Ядрихинская

Полезная статья. Спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Selectel
Автор

Ольга, спасибо за обратную связь!

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Землянская

Сделайте примеры для продакта

Ответить
Развернуть ветку
Selectel
Автор

Евгения, а на каких этапах создания PDP такие примеры для вас актуальнее/интереснее всего?

Ответить
Развернуть ветку
Marina Martynova

Спасибо за статью, полезная и важная информация.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Elesin

Спасибо за статью. Почитал бы еще по каждому этапу подробнее и в разрезе конкретного примера (с тем же UX дизайнером) с использованием конкретных инструментов.
Также интересно было бы познакомиться с личным опытом применения подхода на длинной дистанции. Почему именно на длинной? Потому что есть еще большой вопрос самомотивации, без которого данный подход по-моему не так ценен. Конкретно для меня этот вопрос решается сложнее, чем постановка целей и путей к их достижению.

Ответить
Развернуть ветку
Selectel
Автор

Sergey, спасибо, что поделились! Подумаем о том, чтобы выпустить вторую, более детальную по примерам часть :)

А с какими барьерами в мотивации на длинных дистанциях вы сталкивались ранее? Какими инструментами и лайфхаками пользуетесь?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Elesin

Получается барьерами для меня были как раз сроки реализации этапов. Я планировал затраты времени на неделю. Причем старался делать это адаптивно, выделять время на отдых. Но получалось так, что к выходным сил нет, а делов по плану на 3-5 часов. Иногда через силу делал, иногда понимал, что не вывезу, и отдыхал - получал бонусом чувство вины))
Лайфхаком для меня стал отказ от роста по графику. Сейчас на пути к другой парадигме. Стараюсь в ней найти способы развиваться по возможности шустро и, что важнее, стабильно.

Ответить
Развернуть ветку
Selectel
Автор

Sergey, понимаем — история, когда давят временные рамки, не редкость. Но вашей целеустремленности и желанию достичь результата можно только позавидовать :)

В целом рекомендуем начинать работу с PDP с коротких, трех недельных спринтов. И выстраивать график: 3 недели спринт, 1 неделя отдых, новый спринт 3 недели, 1 неделя отдых. Такое чередование поможет плавно влиться в рабочий режим.

Чем длительнее период работы с PDP выбираете, тем больше усилий нужно приложить для поддержания мотивации в процессе его выполнения. У PDP практически нет временных ограничений, даже если ваш привычный горизонт планирования составляет 1–1,5 года. Для таких длительных забегов рекомендуем:

⁃ учитывать ежегодный отпуск, новогодние и майские каникулы, другие дни, когда обучение и развитие точно будут на паузе;
⁃ запланировать читмил. Даже очень замотивированные люди устают идти к цели и нуждаются в отдыхе. Заранее наметьте себе недельку-другую, чтобы отдохнуть и восстановить силы;
⁃ создать привычку. Когда какое-то действие переходит в эту категорию, перестаем воспринимать его как нечто, на что тратим силы и энергию. Чтобы было легче, проведите детальную декомпозицию задач из плана, разбив их на короткие и простые операции.

И на десерт: не забывайте о награде. Конечно, любая внешняя мотивация не может работать вечно, но добавить приятных ощущений ей по силам. После каждой завершенной недели спринта (месяца/квартала в зависимости от сроков всего плана) рефлексируйте об итогах — что получилось, что не очень, что помогло или помешало. И порадуйте себя чем-то — это может быть просто похвала или приятная мелочь.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Elesin

Спасибо за подробный ответ! План обязательно составлю, а с длительностью спринтов буду экспериментировать. Важно сохранить уровень комфорта и энтузиазм)

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Elesin

Года полтора назад я ударился в эффективную эффективность. Хватило меня примерно на полгода, после чего я просто кончился. Вот совсем. Справедливости ради следует отметить, что наверняка наложилась накопившаяся усталость прошлых 3 лет, когда помимо основной работы были постоянные пет проекты.

Сейчас почти год стараюсь больше отдыхать и саморефлексировать. К осени получается начали вновь появляться силы на саморазвитие, но теперь я подхожу крайне осторожно. Про тайминги я пока что забыл. Меня они демотивируют, особенно, когда важные дела переносятся по несколько раз из-за неправильного планирования или чаще из-за непредвиденных затрат времени на неделе.

Таким образом, составляя сейчас для себя траектории развития, я не декомпозирую их на мелкие действия со сроками. Получается менее структурированно, но более гибко и комфортно. И развиваться становится в кайф, потому что я это делаю не когда запланировал, а когда хочется.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad

Динозавры вымерли - цель динозавра умереть.
Статья отличная, за исключением одного абзаца.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда