(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(94186254, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(94186254, 'hit', window.location.href);

Формула карьеры маркетолога: как выбрать свою первую компанию

Профессия маркетолога сегодня не менее популярна и востребована, чем желанный для многих IT. Возможности бесконечного горизонтального роста, работы на удалёнке или вовсе на себя, а также доступность качественных профильных курсов онлайн, делают эту сферу как никогда привлекательной.

Итак, вы закончили профильный вуз или прошли быстрые курсы по переподготовке. Как быть дальше?

Варианты развития

Сегодня для маркетолога есть три основных варианта старта карьеры:

  • Корпорация или крупная компания, то есть работа в инхаус-команде — на стороне клиента. В том числе в банке, на стороне ритейлера, в государственном учреждении и т. д.
  • Стартап. Очень молодая, но дерзкая инновационная компания.
  • Агентство, например, рекламное, маркетинговое, пиар- или диджитал-агентство.

Как определиться с первым местом работы? Давайте обозначим критерии для выбора и ответим себе на несколько вопросов.

Зона ответственности. Хотите иметь широкий функционал или предпочитаете узкую специализацию?

Оба варианта развития возможны везде. Но в корпорациях с первым сложнее: служебные инструкции, за рамки которых сотрудник не должен выходить, для них не редкость. «В Сбербанке всё четко регламентировано, — рассказывает HR-специалист Ольга Новогородова. — Люди, которые не вписываются в рамки, быстро уходят».

В агентстве же можно смело выходить за рамки должностных обязанностей, предлагать что-то новое, штормить с командой и клиентом. «Креативные процессы в Blacklight общедоступны — в брейншторме может принять участие любой сотрудник. Опыт показывает, что идеи, которые в итоге покупает клиент, иногда придумывают люди, от которых ты этого не ждёшь», — рассказывает исполнительный директор агентства Маша Зайцева.

Что касается стартапов, часто от маркетолога ждут умения решать задачи, которые могут выходить далеко за рамки должностного функционала. И это нормально. Позволить себе большой штат ассистентов, менеджеров и пиарщиков могут не все.

Бренд, продукт и бизнес-процессы компании. С какой тематикой и отраслью хотите иметь дело; на какой стороне работать — агентской или клиентской, и в какой структуре — государственной или частной?

В маркетинг-отделе компании и стартапе у вас будет возможность уделять бизнесу и его продуктам максимум времени, в отличие от агентской стороны, где можете получать задачи по абсолютно разнокалиберным темам в течение дня. Зато это позволяет мозгам находиться всегда в тонусе, иметь широкий кругозор.

Именно в агентстве вы сможете отточить умение работать над несколькими проектами параллельно, следить за дедлайнами и контролировать процесс. К тому же, со временем приходит осознание степени адекватности запросов клиента, можно изучить все этапы разработки, от идеи до отчета.

Содержание работы. Чем конкретно хотите заниматься в своей роли?

В маркетинг-отделе компании вас озадачат какой-то одной деятельностью. Либо вы занимаетесь smm, либо таргет-рекламой, либо perfomance.

На стороне агентства по специфике деятельности будет примерно то же. «Здесь много специфической, технической и рутинной работы, хотя и здесь многое зависит от зоны ответственности. Работая в таком режиме, очень сильно прокачиваешься в знании деталей, становишься экспертом в определенной области», — солидарны с мнением Дмитрия Елисеева, на момент интервью старшего менеджера по цифровому маркетингу CSC Pharma. Но при этом в агентствах часто приходится погружаться в новые темы, прокачиваться в разных бизнесах в зависимости от клиента.

В стартапе маркетологу придётся проявлять себя в разных ролях — маркетолога, копирайтера, менеджера. Самостоятельности тут много. Но есть и свои минусы: «Часто приходится брать на себя работы больше, чем можешь осилить, и приоритизировать её на ходу, откинув то, что сейчас не даёт вырасти. Из этого растёт и психологическая нагрузка, и нагрузка в рабочих часах», — рассказывает сотрудник стартапа Антон Матковский.

Культура и люди компании. В какой корпоративной культуре и в составе какой команды хотите расти как специалист?

Долгие процедуры согласования даже самых мелких рабочих вопросов — бич крупных компаний. По данным опроса исследовательского центра портала SuperJob.ru, бюрократический тип корпоративной культуры — самый распространённый в России. Именно с таким типом ассоциируют свою компанию 46% опрошенных, работающих в организациях со штатом 500-1000 человек, с численностью персонала от 1000 до 5000 человек — 39% опрошенных и штатом от 100 до 500 сотрудников — 35%.

Агентство — чаще это небольшой коллектив. У нас, к примеру, работает чуть больше 100 сотрудников. Здесь процессы и роли на проектах зафиксированы довольно четко, но корпоративная среда, внимание к людям и ряд внутренних инициатив помогают создать очень комфортную и продуктивную атмосферу, независимо от того, в офисе ты или на удалёнке.

О стартапах: здесь чаще всего царит хаос. Плюс – вы сами можете определить механику процессов, минус – их самому и предстоит выстроить. Причем опыт будет перенимать не у кого.

«Когда у нас с партнёрами был стартап, я два года работал без отпуска и выходных. Теперь у меня есть время на спорт и досуг», — рассказывает бывший предприниматель Дмитрий Салатов (в 2018-21 гг. директор по онлайн-маркетингу в Модульбанке).

Уровень вознаграждения. Зарплата, премии и другие плюшки — чего ожидать.

Как правило, он в среднем выше в больших брендах. А еще, конечно, приятней соцпакет, чаще других корпорации заморачиваются оформлением офиса и дополнительными плюшками вроде корпоративного спортзала и массажиста. Одновременно с этим здесь дольше и тяжелее происходит процесс индексации, повышения в должности и окладе.

«Я уверена, что есть организации, где труд оплачивают соизмеримо вкладу. И всегда сначала придётся попотеть, научиться и доказать, что ты готов к следующему уровню ответственности и, соответственно, зарплаты. Здесь же, к сожалению, увеличение оплаты не предвещалось, о чём мне честно сказали сразу», — рассказывает бывший маркетолог крупной фармацевтической компании.

В зрелых агентствах при небольшом коллективе как правило выстроена четкая иерархия и система грейдов. Здесь все процессы обслуживают основной бизнес, а значит, может быть более прозрачная система бонусов и более быстрая практика премирования и повышения в должности. Бонусы, тринадцатые зарплаты, различные поощрения и выплаты здесь, как и в корпорациях, тоже есть, чего нельзя сказать о стартапах. Не секрет, что агентства бывают разные, не во всех процессы выстроены чётко. Вы можете уточнить этот момент на собеседовании.

Согласно ежегодному исследованию «Стартап барометр», посвящённому состоянию российских стартапов, в 2019 году треть таких компаний вообще не получали прибыль от своей деятельности. А 22% стартапов имели выручку не больше 1 миллиона рублей в год. За время исследования было опрошено более 630 их основателей. Выводы делаем сами.

Возможность профессионального развития. Что для вас важнее — быстрый рост, свобода в выборе задач или планомерное развитие.

В корпорации всё будет очень планомерно и размеренно. Людей много, процессы выстроены, взрывного роста бизнеса, а значит и новых позиций, не намечается. Зато здесь как нигде велика накопленная база знаний, а работать вам доведется с профессионалами, которые провели в этом бизнесе годы и десятилетия.

В агентстве вы одновременно задействованы в нескольких проектах, можете попробовать весь доступный на рынке инструментарий или тестировать свежие бета-версии раньше, чем это может сделать основной рынок. Профессиональный рост происходит очень быстро. Можно сказать, что год идет за два.

В стартапах обычно больше свободы в принятии решений и выборе задач — огромный плюс для профессионального развития и карьеры. «У меня работа в стартапе теперь ассоциируется со скоростью: мы можем утром что-то придумать, а уже вечером реализовать. В крупных компаниях, где я работал до этого, на согласование изменений могли потребоваться недели. А некоторые планы так и не были реализованы — говорили: “Всё, поздно”. К счастью, в 4brain такого нет», — рассказывает Руслан Конюков, маркетолог стартапа 4brain.

Зато и в корпорации, и в агентстве вам не придётся доходить до всего самим — у вас всегда будет спасательный круг в виде накопленной базы знаний или опытных коллег по цеху.

Возможности карьерного роста. Готовы ли ждать долго, чтобы перейти на следующую ступень.

В корпорациях есть все возможности расти как горизонтально, так и вертикально — стать топ-менеджером или занять руководящий пост. Но чтобы перейти на следующую ступень, зачастую надо долго идти к этому:

«Работаю в крупной FMCG-компании. За 5 лет прошел путь от стажера до старшего бизнес-аналитика — карьерный рост планомерный: на каждую более-менее серьезную позицию внутри организации уже есть претенденты, которые ждут, когда она освободится», — делится один из читателей Т—Ж.

Рост карьеры в стартапе может быть стремительным, но только если сам стартап вырастет, как случилось с Юрием Богомоловым, бывшим сотрудником одного московского стартапа: «Я пришел в стартап на второй день его работы, на позицию senior-разработчика. Нас было четверо: два руководителя и два разработчика. Со временем мне предложили стать техническим директором. К тому моменту я проработал там около двух лет».

В агентстве тоже растёшь быстро. Многие из наших лид-специалистов и директоров начинали свой профессиональный путь с рядовых позиций: ассистента, менеджера, копирайтера. И за несколько лет работы стали группхедами или руководителями профильных служб — клиентской, креативной, службы управления цифровыми решениями. Безусловно, у всех очень разный путь, но перспективы есть всегда. Подробнее о них и их опыте можно почитать в наших соцсетях.

Возможность баланса работы и личной жизни. Свободный, но зачастую очень напряжённый график или пятидневка.

В корпорациях, как правило, пятидневная рабочая неделя с началом и окончанием работы в строго определённое время. Здесь тоже придется много работать, чтобы расти. Но все же вы будете ужинать дома сравнительно часто.

В агентствах же к подвижкам в графике отношение более снисходительное, он вообще может быть свободным. Но есть и минусы: часто клиентам результат нужен был «ещё вчера», поэтому переработки здесь явление не редкое.

У нас в Convergent переработки случаются, но всегда компенсируются дополнительными днями отдыха или финансово. Мы за work&life balance!

В стартапах, к сожалению, переработки и работа на выходных — обычное дело. Зато возможностей договориться о свободном или более гибком графике тут ещё больше, особенно если работать за низкую зарплату.

«Проработав в стартапе около четырёх лет, я решил сменить компанию. Мне кажется, для работы в стартапе нужны люди из особого теста — которые будут готовы работать в сумбурном режиме, но держаться за идею. Мне кажется, если работаешь в таком состоянии несколько лет, в какой-то момент что-то в организме ломается. У меня начались проблемы со здоровьем, и я понял, что больше не могу работать в таком темпе», — считает Юрий Богомолов, ныне тимлид в крупной компании.

Коротко о главном

Если в первую очередь для вас важны быстрый рост и релевантный опыт работы по профессии — лучше агентского опыта для маркетолога не придумать. Если предпочитаете свободный график, хотите строить бизнес и тестировать гипотезы — вам в стартап. Работа с определённой тематикой и стабильный график для вас в приоритете — инхаус-команда крупной компании подойдёт для вас лучше всего.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда