Как бизнесу выжить в кризис

Photo by ArtRepublic from Canva
Photo by ArtRepublic from Canva

Традиционно кризис ассоциируется с какой-то утратой — стабильности, душевного равновесия. Это демотивирует и сбивает с толку. Но нужно помнить, что потери всегда идут бок о бок с приобретениями (порой неожиданными). Для одних компаний кризис оборачивается крахом, для других — прорывом. Уверена, это не зависит от фортуны и серии случайностей, скорее — от правильной постановки цели.

Какие бы страшные картины не рисовал человеческий мозг, реагируя на словосочетание “экономический кризис”, мир не замирает в ожидании лучших времен. Работа не стоит на месте, по-прежнему открываются новые бизнесы, текущие — ищут новые точки опоры и пути продвижения. Мне видится, что главное тут адаптировать свою бизнес-модель под текущие изменения и не строить долгосрочные планы — любые инвестиции должны окупаться быстро и точечно. Тот случай, когда синица в руках действительно лучше.

Пожалуй, ТОП-3 вопросов, которые волнуют небольшой бизнес, самостоятельно продвигающийся в онлайн:

  1. Что делать с продвижением в Интернете?
  2. Останутся ли мои клиенты со мной?
  3. Нужно ли менять продукт?

Но обо всём по порядку.

Продвижение в Интернете

Проекты начаты, рекламные кампании запущены, но стоит ли продолжать в том же духе лучше десять раз подумать. Впрочем, не стоит быть слишком категоричным, время коротких гипотез. Осваивать новые каналы придётся в любом случае, причём оценивать их не только с точки зрения присутствия или миграции целевой аудитории, но и релевантности к продукту.

Поможет правильный Tone of Voice, честность и доступность бренда и небольшое исследование — сейчас важно понять, как ситуация в мире отразилась на жизни ваших клиентов и в зависимости от полученных данных, решить, нужно ли менять продукт и на чём строить стратегию продвижения.

Коммуникация с целевой аудиторией

Чтобы понять, насколько ваши клиенты остаются “вашими”, нужно продолжать коммуницировать. Кто-то уйдёт сразу, кто-то останется, у кого-то появится новый запрос и цель закрыть его с помощью вашего продукта, кто-то остался не совсем доволен прежним сервисом, но не ушёл, потому что ему созвучны ценности бренда, например. В любом случае, на все изменения нужно отреагировать и старые проблемы решить.

С поиском новых клиентов я бы повременила. Как показывает практика, всё новое обходится по итогу дороже. А вот формирование комьюнити вокруг бренда и повышение лояльности клиентов — приоритетная задача.

Продуктовая линейка

Что касается продукта, здесь сложно говорить в среднем по больнице. Но как правило, всё упирается в стоимость и модификацию. В зависимости от обновлённого портрета целевой аудитории, вы можете попытаться сохранить адекватную стоимость продукта, снизив, например, рекламные или производственные издержки. В ситуации повышения цены нужно подумать о дополнительных опциях основного продукта или создании альтернативной линейки, в случае инфопродукта — переупаковке материалов.

Также нужно внимательно мониторить смежные рынки. Потенциально можно снизить расходы или расширить сферу влияния. Опять-таки главная задача — попробовать разные варианты, чтобы выбрать свой.

Эксперты отмечают, что для новичков в бизнесе кризис только на руку. Рисков много. Но именно сейчас малому и среднему бизнесу будет легче войти в ниши, где до этого процессами управляли корпорации. Повторюсь, главное — план и сразу антикризисный.

Предусмотреть всё невозможно. Но как говорят на Востоке, отсутствие новостей — уже хорошая новость. Время сбавить обороты и амбиции, но точно не сидеть сложа руки!

22
Начать дискуссию