Нанимать, нельзя остановиться
QIWI — о подходе, благодаря которому ИТ-рекрутмент в компании остается стабильным.
В апреле QIWI наняла в 2,5 раза больше ИТ-специалистов, чем в начале года. Мы давно поняли, что даже в кризис нельзя прекращать брать новых разработчиков — это серьезные инвестиции в будущее. Основные силы мы сосредоточили на поиске специалистов по Java, Big Data, IOS и Android.
Что мы видим на рынке
ИТ-рекрутмент — один из самых сложных сегментов, на него влияет всё, что происходит в мире. Так, в период пандемии возникла острая необходимость в увеличении штата ИТ-специалистов, поскольку наши продукты стали пользоваться большим спросом из-за массового перехода компаний в онлайн и роста их потребностей в платежной инфраструктуре.
В текущей ситуации рынок снова перевернулся. В начале марта он и вовсе замер — можно сказать, что найм во всех сферах полностью остановился, не только в ИТ. Это было связано с сомнениями потенциальных кандидатов: они находились в стрессе и были не готовы принимать решения — им было важно сначала прощупать почву. Однако через две недели ситуация стабилизировалась, и рекрутинг продолжился. Важным изменением стало увеличение среднего времени принятия решений: соискатели в сфере ИТ стали дольше думать до и после получения оффера. Они тщательнее анализируют ситуацию в компании и смотрят, как на ней отразились текущие события.
В течение последних двух месяцев острым вопросом на рынке стала релокация. В марте часть ИТ-специалистов решила уехать. И в целом, потенциальные сотрудники стали больше рассматривать вакансии от зарубежных компаний с возможностью релокации или удаленной работы. Но с течением времени этот тренд стал ослабевать — для многих специалистов такой вариант перестал выглядеть стабильным, скорее наоборот. И внимание соискателей вновь стало сосредотачиваться на российских работодателях, способных дать ощущение твердой почвы под ногами.
Что мы учитываем при найме
Ищем по ценностям. По нашему опыту, успешно и долго можно сотрудничать с теми ИТ-специалистами, с кем компания совпадает ценностно — поэтому мы не «перекупаем» массово людей у других организаций. Мы делаем ставку на сотрудников, которые вольются в корпоративную культуру. Нам важна проактивность, погружение в предмет и индивидуальный подход к проектам. В условиях, когда QIWI продолжает стабильно работать и развиваться, нам нужны ИТ-специалисты, которые поддержат эти процессы, потому что мы как компания близки им по духу.
Придерживаемся гибкого подхода в рекрутинге. Принцип быстрого найма существует в QIWI давно — он разрабатывался в течение четырех лет и меняется в зависимости от ситуации на рынке и позиции, которую нужно закрыть. Например, если нужно быстро нанять нескольких разработчиков, но в разные команды, то мы оптимизируем процесс — не создаем двойную работу и конкуренцию между рекрутерами, а запускаем «круг» найма. Это значит, что специалистов подбирают не в конкретную команду, а в компанию. Кандидата не будут интервьюировать два раза на две позиции со схожими компетенциями. Проводящие интервью менеджер и эксперт могут оценить уровень кандидата и сделать ему предложение в любую продуктовую команду. Выбор всё равно остается за кандидатом, и он может по своему желанию поменять продукт, находясь уже внутри компании.
Уделяем много времени обучению нанимающих менеджеров и рекрутеров. Обязательным условием для участия в рекрутменте в QIWI является прохождение специальных тренингов, где сотрудники изучают методы и инструменты оценки кандидатов, правила ведения беседы. Кроме того, сначала новичок в рекрутменте должен присутствовать на нескольких интервью в роли «тени» — наблюдать за процессом и набираться опыта. Именно от того, насколько комфортно проходит интервью для соискателя, зависит решение кандидата о работе в компании. По результатам наших внешних и внутренних опросов, кандидаты очень позитивно отзывались о процессе найма, а также отмечали, что часто узнавали что-то новое на техническом интервью.
Готовим «t-shaped» специалистов. Это набирающий популярность подход по управлению талантами в сфере гибкой разработки ПО. Концепция Т-образных навыков — это метафора, используемая для описания способностей ИТ-специалистов разного профиля. Вертикальная черта на букве T представляет собой глубокую, но узкую экспертизу в одной из областей разработки или тестирования. Тогда как горизонтальная линия — это черта дженералиста. Суть его в том, чтобы не делить айтишников по стекам, а иметь универсальных «солдат» с разными компетенциями — так они смогут быстрее вникнуть в процессы на соседних проектах и помогать друг другу.
Как мы находим «своих» айтишников
ИТ-специалисты выбирают будущее место работы по-разному. Некоторые идут в компанию только из-за бренда. Большинство выбирает работу по продукту, который принесет пользу окружающему миру. Есть и те, кто выбирает команду, а продукт им менее важен, потому что продвинутое комьюнити – это одна из главных составляющих успешного проекта.
У нас есть термин QIWI Fit – это человек, который подходит компании по духу, стремлениям и целям. Мы ищем «своих», кому интересна наша культура, кто готов пробовать и вникать в то, в каком русле развивается компания и ее продукты. При обучении рекрутеров мы делаем фокус на омниканальный найм: традиционных ресурсов (HH.ru и Хабр.Карьеры) иногда может быть недостаточно — и нужно искать новых ребят в том числе и на альтернативных площадках.
Безусловно, любой новой команде нужно время, чтобы притереться друг к другу. Даже если человек 100% match, мы понимаем, что сначала его ждет адаптационный период, и в нашей уникальной корпоративной культуре ему понадобится пара месяцев, чтобы стать полностью «кивишным».
Что предлагает ИТ-специалистам QIWI:
- Технологичность. У нас современный стек технологий, который мы меняем в зависимости от потребностей бизнеса и развития рынка. У нас гибкая структура, сами разработчики имеют все возможности модернизировать процессы без указаний сверху.
- Открытость. Нет развития там, где нет свободы. В QIWI специалист любого уровня может открыто говорить о каких-либо найденных недостатках в рабочих процессах или в функционировании продуктов и выносить вопросы на обсуждение. Именно за счет этого растут профессионалы, а с ними и компания. Наш топ-менеджмент также доступен для дискуссий, в том числе и CEO.
- Лояльность. Мы ценим сотрудников за то, что они готовы изучать новые технологии. Например, если в продукте меняется технологический стек, на котором специализировался человек, компания обеспечивает его обучение и выделяет время на переориентацию.
- Развитие. Любой сотрудник может свободно менять направления, должности, команды, если захочет. Компания инвестирует в обучение своих людей, предлагая большой каталог внутренних и внешних курсов. Бывает, что специалисты кардинально меняют направление в карьере. У нас есть кейс, когда человек из аналитики перешел в разработку. И есть несколько разработчиков, которые перешли в product owners.
Найм увеличился только потому, что в период максимальной нестабильности, связанной с сами_знаете_с_чем после 24 февраля, единственным способом покупать что-то по адекватному курсу оставался Алиэкспресс. С его способом оплаты через Киви с биржевым курсом (близким к нему). Однако, после закручивания гаек с гемблингом и предписанием ЦБ, массовой веерной блокировкой кошельков барыг (и не только) Киви как был помойкой, зарабатывающей на кошмаринге обычных людей, таким же и остался.
Мы разрабатываем много инструментов для людей и бизнеса: кошельки, карты, эквайринг, прием налички и безнала от клиентов, массовые выплаты сотрудникам и фрилансерам. Поэтому и нанимаем классных специалистов.
Блокировки касаются только кошельков с подозрительными операциями. Мы на время ограничиваем доступ к аккаунту, оперативно проверяем документы и платежи и, если с ними все ок, восстанавливаем доступ к кошельку. Если видим нарушения, то прекращаем обслуживание и даем вывести деньги на счет в другой банк.
очень "классные" у вас специалисты, отказались принимать мое фото с паспортом только потому что там было написано "для qiwi" и закрыты рандомные буквы, при этом не мешающие установить личность. ваши "классные" специалисты о безопасности пользователей вообще не думают(я вот не хочу, чтоб у кого-то было "чистое" мое фото с паспортом, вот у яндекса базу слили, нет гарантии, что у вас не сольют) . клиентоориентированность на нуле, короче.
ушла в юмани и не жалею. там хотя бы работники подписываются своими именем и фамилией и я знаю, кто несет ответственность за предоставленные мной данные. у вас же обезличенные анонимные работники играют в упрямцев там, где это не нужно. фи
Полина, здравствуйте!
Меня зовут Мария, я очень хочу вам помочь и исправить ситуацию. Пожалуйста, напишите номер вашего обращения на разблокировку, я помогу оперативно решить вопрос.
Селфи с паспортом помогает нам понять, что вы — это вы. Фото проверяется автоматической системой, поэтому важно, чтобы оно не подвергалось обработке, и реквизиты паспорта были четко видны: https://static.qiwi.com/ru/doc/oferta_lk.pdf, п.4.4.2
Насколько я знаю, слили данные пользователей Яндекс.Еды. Мы же — финансовый сервис с высочайшим уровнем безопасности, все ваши данные храним надежно и не допускаем утечек.
Служба сотрудников безопасности опасна и трудна. 😉 Как раз из-за высокого уровня защиты их имён не знаем даже мы. У меня есть подозрение, что они сами уже забыли свои фио. Кстати, наша служба поддержки налицо – все с именами, а некоторые даже с отчествами и отвечают душевно. Могут даже рецептом пудинга поделиться.
Но пока очень хочется разобраться поскорее с вашей заявкой, буду очень ждать номер.
Полностью подпишусь- киви полная помойка с полным отсутствием понимания слова сервис, как такового. Свой кошелек пополнил, тратил с него деньги на повседневные расходы (продукты питания, шеринг, бензин), а потом 2 недели объяснял, что я не верблюд. То фото не то, то объяснения. ПОМОЙКА!
Евгений, добрый день!
Видим, что вопрос экологии нашего сервиса волнует вас очень остро. Пожалуйста, подскажите номер вашей заявки, очень хотим индивидуально изучить ваш кейс и ответы наших специалистов. Результатами проверки поделимся с вами.
И плюсы от новорегов, эх.