Должны ли сотрудники быть счастливы?

Как часто случается во время кризисных явлений, сейчас многие сотрудники разных компаний переживают, испытывают стресс и от этого не только страдают сами, но и теряют мотивацию. Поэтому сейчас еще более, чем обычно, важно уделять внимание эмоциональному состоянию персонала, ведь это напрямую влияет на его продуктивность. Рассказываем, как мы решаем эту проблему в StartExam, и как помогаем сделать это другим.

Спокоен сотрудник – доволен руководитель

Забота о стабильном эмоциональном фоне сотрудников – это вопрос не только и не столько филантропический, сколько практический. Подтверждают это и цифры. Согласно исследованию Оксфордского университета, продуктивность сотрудников, которые считают себя счастливыми, выше на 13%. А точность выполнения задач повышается у счастливых сотрудников почти на одну пятую – это немало.

Но сейчас у многих проблемы не то что со счастьем, а с банальным стабильным эмоциональном состоянием. Не удивительно, что это отражается на бизнесе. По данным кадрового агентства Uteam, с конца февраля 2022 года 49% российских компаний почувствовали снижение продуктивности работников. При этом более половины руководителей (59% ) считают, что сегодня крайне важна забота о персонале.

Наверняка некоторые работодатели задаются вопросом: почему нельзя просто повысить зарплату и включить в компенсационный пакет еще пару плюшек? Можно и нужно. Но как показывает богатый опыт российского бизнеса, в том числе финансово успешного (ИТ-компаний, энергетического сектора, да и наш собственный – компании StartExam), материальных благ бывает недостаточно для стабильной мотивации.

Дело в том, что, во-первых, не для всех людей материальные ценности стоят на первом месте. Во-вторых, привыкая к определенному уровню жизни, человек перестает испытывать от этого счастье – такой феномен носит название гедонистической адаптации.

Поэтому работодатели, кадровые специалисты и исследователи уже давно озадачились вопросом, каким же образом можно работать с мотивацией и счастьем сотрудников.

Держать руку на пульсе

Итак, мы выяснили, что сейчас сотрудники особенно переживают и теряют мотивацию, поэтому важно заниматься их эмоциональным состоянием, ведь это напрямую влияет на их продуктивность. Отсутствие вовлеченности ведет к прокрастинации, ошибкам на работе, и наоборот – счастье и вовлеченность повышают эффективность труда.

Но как понять, из-за чего ваш сотрудник недостаточно счастлив и вообще узнать, что у него есть проблемы? Разумеется, можно приглашать каждого из них в кабинет и, глядя в упор немигающими добрыми глазами, спрашивать: «Все ли тебя устраивает?». Но, во-первых, искренность ответов в таком случае вызывает некоторые сомнения, а во-вторых, это отнимет время и ресурсы у руководителя или HR, прямо пропорциональное масштабам бизнеса.

Очевидно, что для управления счастьем сотрудников, как бы это ни звучало, необходим некий цифровой инструмент.

К счастью для нас и наших сотрудников, сам наш бизнес связан с цифровизацией работы с людьми. Поэтому мы в StartExam решили проблему мотивации с помощью собственного инструмента StartExam: Pulse.

Мы вообще с удовольствием используем собственные продукты, и StartExam: Pulse не исключение. С его помощью мы, во-первых, регулярно проводим мониторинг психоэмоционального состояния наших сотрудников. Ключевое слово тут «регулярно», в нашем случае – еженедельно. И при этом все делается в автоматическом режиме. Прохождение опроса занимает у сотрудника 3 минуты, ответы в основном даются путем выбора одного из предложенных вариантов.

Должны ли сотрудники быть счастливы?

По результатам опроса система находит проблемные зоны в работе сотрудника или всего коллектива для оперативного реагирования.

Затем уже наступает очередь руководителей, которые, обладая достоверными данными в цифровом виде, разрабатывают (или модернизируют) активности, позволяющие поддерживать вовлеченность и снижать тревожность. Сюда могут входить:

  • групповые или индивидуальные консультации с психотерапевтами,
  • консультации и помощь сотрудникам со стороны юристов или налоговых специалистов,
  • организация физических активностей,
  • геймификация разных процессов и т. п.

Важную роль в таких программах занимает построение индивидуального плана развития (ИПР), который позволяет сотруднику расти как в личностном, так и в профессиональном плане: с помощью ИПР человек организованно и методично осваивает новые hard и soft skills, как результат – повышает собственную самооценку, уверенность в себе и, в конечном итоге, приносит пользу для команды и бизнеса. Кстати, для подготовки, выработки ИПР и контроля его прохождения мы также используем собственные решения.

Например, с помощью опросов и их цифрового анализа мы оперативно выяснили, что людей стали волновать такие базовые, но очень важные вопросы:

  • какая у компании стратегия развития,
  • сохранится ли рабочее место сотрудника,
  • каков план компании по преодолению кризиса,
  • изменятся ли рабочие обязанности и если да, то как.

Неопределенность в этих вопросах создает у сотрудников ощущение хаоса, неуверенности в завтрашнем дне и в собственном положении, а отсюда неминуемо вытекают падение вовлеченности, эффективности и рост числа ошибок в рабочем процессе.

Выяснив, что именно это сейчас волнует наших людей, мы провели с ними честные и прямолинейные разговоры, объяснив им наше текущее положение, ситуацию на рынке и наши планы по дальнейшему развитию, а также все другие вопросы, которые их волновали. Важно отметить, что ни один тренинг и ни один психолог ответов на эти вопросы не даст – задача услышать этот запрос от сотрудника и дать на него своевременный ответ лежит исключительно на руководстве и HR.

Язык цифр

Мы начали проводить опросы в StartExam: Pulse в 2021 году, и сейчас, к маю 2022, результаты таковы:

— На 0,8 балла улучшилась оценка при ответе на вопрос: «Есть ли у меня материалы и оборудование, необходимые для правильного выполнения работы?»

— На 0,3 балла – на вопрос: «Заботится ли мой руководитель или кто-то на работе обо мне, как о человеке?»

— На 0,1 балла – на вопрос: «В этом году были ли у меня на работе возможности учиться и расти?»

Кроме того, на 0,2 балла выросла атмосфера в коллективе. А у двух отделов общая вовлеченность стала заметно лучше: на 0,4 балла у разработчиков и на 0,2 – у бухгалтерии.

Мы уверены, что улучшение этих показателей – это как раз следствие работы над ошибками. И руководители, и сотрудники компании получили оценки, затем руководители провели встречи с сотрудниками – причем встречи проводились индивидуально и конфиденциально, и по итогам того и другого мы поменяли подход к работе над вовлеченностью. Как говорится, профит: в результате нашим сотрудникам стало комфортнее работать, что подтверждается объективными результатами опросов.

Что еще нужно учесть?

Цифровизация и правильный подбор мероприятий имеют огромное значение, но все-таки недостаточны для улучшения эмоционального фона в коллективе. Не менее важно умение руководителя выстраивать коммуникацию с сотрудниками и создавать продуктивную рабочую среду.

Наши руководители для этого прошли специализированное обучение, и теперь мы рекомендуем такой вариант всем, кто намерен серьезно заняться повышением уровня счастья и вовлеченности своих сотрудников.

Сделайте первый шаг

Выше мы рассказали о том, что используем в работе с собственными сотрудниками свой продукт StartExam: Pulse. Мы проводим знакомство с решением StartExam: Pulse, помогаем его запустить и оказываем методическую поддержку. Все это конфиденциально – мы понимаем, что информация об эмоциональном состоянии коллектива очень важна и даже интимна.

Каждый человек хочет быть уверенным в завтрашнем дне. Ваши сотрудники не исключение. Вы можете помочь им в этом прямо сейчас. Поучаствовать в программе можно, отправив письмо-заявку на подключение к StartExam: Pulse.

8
Начать дискуссию