{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

4 типа сотрудников: как отличается их поведение в стандартных рабочих ситуациях (сравнительная таблица)?

Сотрудников любой компании можно условно разделить на 4 типа:

  1. Саботажник
  2. Имитатор
  3. Исполнитель
  4. Лояльный

В этой статье предлагаю рассмотреть популярные рабочие ситуации и модели поведения в них каждого из вышеописанных типов сотрудников. Но для начала начнем с характеристики.

Саботажник. Кайфует от нарушения правил. Особенно усерден в достижении цели: “Вывести руководителя”. Его девиз - "Я против"

Имитатор. Имитирует бурную деятельность. Усерден в достижении цели: “Избежать новых задач”. Его девиз - "Не трогайте меня"

Исполнитель. Четко выполняет свои обязанности и не больше. Усерден в достижении цели: “Выполнить задание в требуемые сроки/в требуемом качестве/в требуемом количестве”. Его девиз - "Сделаю ровно столько, сколько от меня требуют"

Лояльный. Кайфует от своей позиции, процессов, в которых он участвует, коллектива и работы в целом. Усерден в достижении цели: “Быть максимально полезным”. Его девиз - "Сделаю больше, и найду способы сделать лучше"

А теперь рассмотрим рабочие ситуации и то, как каждый из типов сотрудников на них реагирует...

1. Манера коммуникации с руководителем.

  • Саботажник. Перебивает, спорит и закатывает глаза. Во время споров реагирует резко, дерзит, повышает голос и переходит на личности. Популярные фразы: “Это не сработает”, “Кто до этого додумался?”, “Это бред””.
  • Имитатор. Слушает, но не задает вопросы. Никак не отстаивает свою позицию.
  • Исполнитель. Слушает и задает уточняющие вопросы. Во время споров ведет себя сдержанно и конструктивно. Отстаивает свою позицию, при этом, если вопрос заходит к спору, уступает.
  • Лояльный. Активно участвует в диалоге и предлагает варианты. Во время спорных ситуаций активен, но не переходит грань конструктива. Пытается аргументировать.

2. Если сотрудник увидит, что четкое выполнение процедуры/инструкции приведет к возникновению проблем.

  • Саботажник. С радостью выполнит так как написано и потом подсветит это публично.
  • Имитатор. Либо остановится на этом этапе (когда он сделал это открытие) и будет ждать, когда руководитель придет. И потом скажет: “Я не сделал это, потому что это привело бы к таким проблемам…”. Либо пойдет к руководителю и попытается вернуть ему это задание ссылаясь на невозможность его безопасного выполнения.
  • Исполнитель. Увы, но сделает четко по инструкции.
  • Лояльный. Если есть полномочия, внесет правки в процедуру выполнения и сделает правильно. Если же таких полномочий нет - обратится к руководителю с вариантами решения.

3. Если во время выполнения задания сотрудник сталкивается с проблемой, которая блокирует дальнейшее выполнение.

  • Саботажник. Со словами "я же предупреждал" обвинит руководителя в возникновении этой проблемы. Постарается придать проблеме максимальную публичность. Все силы будут направлены не на то, как решить проблему (Как?), а на причину ее возникновения (Почему?).
  • Имитатор. Будет тихонько сидеть, пока руководитель сам не спросит о результате выполнения задания. На вопрос руководителя: "Почему ж ты ничего не предпринял/молчал?" - ответит: "Та как-то не подумал…". Все силы будут направлены на утаивание наличия проблемы. После того, как о проблеме будет известно, попытается вернуть задание руководителю в виде обезьяны.
  • Исполнитель. Если возможность возникновения проблемы была оговорена, решит проблему. Если не было оговорено - обратится к руководителю и проинформирует о наличии проблемы.
  • Лояльный. Попробует самостоятельно устранить проблему. В случае если это самостоятельно решить не удастся, обратится к руководителю и предложит варианты решения.

4. Если в ходе выполнения задания сотрудник столкнется с недостаточностью полномочий.

  • Саботажник. Легко и без разрешения полезет в любую зону… и навредит там.
  • Имитатор. Как и в примере выше, сотрудник ничего не будет предпринимать. И вообще, сотрудник всеми силами старается не принимать на себя новые полномочия и максимально “сливать” свои.
  • Исполнитель. Сделает ровно столько, сколько в его компетенции.
  • Лояльный. Попросит дополнительных полномочий и с радостью пойдет туда. Во время использования дополнительных полномочий постарается учитывать риски и не навредить.

5. Если сотрудник не знает, как выполнить задание.

  • Саботажник. Сотрудник не постесняется резко сказать: “А откуда я знаю, как это делать?!”.
  • Имитатор. Сотрудник достаточно задумчиво скажет: “Ну, не знаю, попробую, конечно…” и ничего не сделает. Когда же руководитель придет за результатом задания, сотрудник напомнит ему: “Я же говорил, что попробую. Я попробовал и у меня не получилось”.
  • Исполнитель. Сотрудник скажет: “Я раньше не выполнял подобные задачи. Я не знаю, как их сделать”. Далее уже руководитель должен либо инициировать обучение сотрудника, либо выбор другого исполнителя.
  • Лояльный. Сотрудник скажет: “Я не делал, но разберусь, как сделать” и сделает все возможное, чтобы выполнить задание. Если самостоятельно не удастся выполнить - обратиться к руководителю, но не со всей задачей, а с конкретным куском (по которому не нашел ответ).

6. Отношение к субординации.

  • Саботажник. Понятие “субординация” для сотрудника отсутствует в принципе. Сотрудник взаимодействует со всеми напрямую и не заморачивается с уведомлением ответственных руководителей. При наличии живого и здравствующего руководителя он ходит со своими вопросами ко всем вокруг.
  • Имитатор. Соблюдает только тогда, когда это выгодно для него. К примеру, может долго ждать согласование вопроса “можно пойду задам вопрос Васе” (который между прочим сидит рядом). Частым примером нарушения субординации: 1) “А мне директор сказал это не делать/делать другое, поэтому я и не выполнил ваше задание” (на вопрос руководителя: “Почему ты не выполнил эту работу?”). 2) “Я отпросился у директора” (на вопрос руководителя: “Почему ты не вышел сегодня на работу?”).
  • Исполнитель. Субординация соблюдается свято. Даже если выполнение какой-либо работы было бы намного эффективнее, сотрудник будет идти строго по процедуре.
  • Лояльный. Субординация соблюдается всегда, при этом сотрудник подсвечивает зоны, где стоило бы ее отменить/дополнить.

7. Если сотрудник не верит в проект.

  • Саботажник. Постарается все обустроить таким образом, чтобы провалить его. К примеру, найдет таких подрядчиков, которые все завалят. После логичного провала, обвинит во всем руководителя.
  • Имитатор. Постарается подольше не приступать к работе в надежде на то, что проект действительно провалиться.
  • Исполнитель. Будет делать то, что скажут.
  • Лояльный. Вступит в дискуссию о целесообразности выполнения проекта. Если в дискуссии не удастся добиться ничего - постарается выполнить и достигнуть результата. При этом он попросит полномочия выходить выйти за рамки поставленной задачи.

8. Когда и какие идеи предлагает сотрудник?

  • Саботажник. Те, которые принесут вред.
  • Имитатор. Никогда, так как идею “давайте не будем работать” никто не примет:)
  • Исполнитель. Когда что-то мешает выполнять конкретную работу.
  • Лояльный. Всегда, когда видит в этом пользу для компании.

9. Отношение сотрудника к проблемам/возможностям, не связанным с его работой (к примеру, в туалете течет труба).

  • Саботажник. Прикроет дверь туалета и откроет кран побольше.
  • Имитатор. Пройдет мимо. Это его не касается!
  • Исполнитель. Сообщит руководителю.
  • Лояльный. Закроет кран, вытрет пол, сообщит руководителю и предложит заняться проектом по диагностике труб в офисе.

Табличную PDF версию сводной таблицы и другие статьи о менеджменте и мотивации находите в telegram-блоге: OS_management

Подписывайтесь! Далее будет…

.

.

.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Game Topia
Лояльный. Закроет кран, вытрет пол, сообщит руководителю и предложит заняться проектом по диагностике труб в офисе.

Странно, что ещё не отсосал пока рассказывал о проделанной работе.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Batechko
Автор

Не стоит все дословно принимать:) Некоторые вещи я целенаправленно описал слишком красочно, чтобы была понятна логика.

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Когда из всего перечисленного чувак просто закроет кран, то это его вообще никак не охарактеризует, так как поступить аналогичным образом может абсолютно каждый. А если он побежит жаловаться руководителю на то, что кто-то кран не закрыл, так он ещё и токсик.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Batechko
Автор

В моем примере было не про "незакрытый кран", а про поломку трубы.

А даже если мы представим пример про незакрытый кран, сообщить руководителю можно по-разному. Не обязательно это делать именно в формате "стукачества".

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius
Странно, что ещё не отсосал пока рассказывал о проделанной работе.

1. Очевидно неудобно.
2. Это обязательный навык.

Ответить
Развернуть ветку
Люда Ридовская

Четко разделить людей на подобные архетипы это не правильно. В основном люди может и делятся на какие то типы, но все же в основном это смесь разных черт.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Batechko
Автор

Согласен, при этом всегда есть доминирующая, которая и определяет основную модель отношения к работе.

Ответить
Развернуть ветку
Люда Ридовская

Крайне редко когда есть какая то доминирующая черта которая оказывает подавляющее влияние. В основном влияние оказывает комплекс различных черт, а не какая то доминирующая.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда