4 типа сотрудников: как отличается их поведение в стандартных рабочих ситуациях (сравнительная таблица)?

Сотрудников любой компании можно условно разделить на 4 типа:

  1. Саботажник
  2. Имитатор
  3. Исполнитель
  4. Лояльный

В этой статье предлагаю рассмотреть популярные рабочие ситуации и модели поведения в них каждого из вышеописанных типов сотрудников. Но для начала начнем с характеристики.

Саботажник. Кайфует от нарушения правил. Особенно усерден в достижении цели: “Вывести руководителя”. Его девиз - "Я против"

Имитатор. Имитирует бурную деятельность. Усерден в достижении цели: “Избежать новых задач”. Его девиз - "Не трогайте меня"

Исполнитель. Четко выполняет свои обязанности и не больше. Усерден в достижении цели: “Выполнить задание в требуемые сроки/в требуемом качестве/в требуемом количестве”. Его девиз - "Сделаю ровно столько, сколько от меня требуют"

Лояльный. Кайфует от своей позиции, процессов, в которых он участвует, коллектива и работы в целом. Усерден в достижении цели: “Быть максимально полезным”. Его девиз - "Сделаю больше, и найду способы сделать лучше"

А теперь рассмотрим рабочие ситуации и то, как каждый из типов сотрудников на них реагирует...

1. Манера коммуникации с руководителем.

  • Саботажник. Перебивает, спорит и закатывает глаза. Во время споров реагирует резко, дерзит, повышает голос и переходит на личности. Популярные фразы: “Это не сработает”, “Кто до этого додумался?”, “Это бред””.
  • Имитатор. Слушает, но не задает вопросы. Никак не отстаивает свою позицию.
  • Исполнитель. Слушает и задает уточняющие вопросы. Во время споров ведет себя сдержанно и конструктивно. Отстаивает свою позицию, при этом, если вопрос заходит к спору, уступает.
  • Лояльный. Активно участвует в диалоге и предлагает варианты. Во время спорных ситуаций активен, но не переходит грань конструктива. Пытается аргументировать.

2. Если сотрудник увидит, что четкое выполнение процедуры/инструкции приведет к возникновению проблем.

  • Саботажник. С радостью выполнит так как написано и потом подсветит это публично.
  • Имитатор. Либо остановится на этом этапе (когда он сделал это открытие) и будет ждать, когда руководитель придет. И потом скажет: “Я не сделал это, потому что это привело бы к таким проблемам…”. Либо пойдет к руководителю и попытается вернуть ему это задание ссылаясь на невозможность его безопасного выполнения.
  • Исполнитель. Увы, но сделает четко по инструкции.
  • Лояльный. Если есть полномочия, внесет правки в процедуру выполнения и сделает правильно. Если же таких полномочий нет - обратится к руководителю с вариантами решения.

3. Если во время выполнения задания сотрудник сталкивается с проблемой, которая блокирует дальнейшее выполнение.

  • Саботажник. Со словами "я же предупреждал" обвинит руководителя в возникновении этой проблемы. Постарается придать проблеме максимальную публичность. Все силы будут направлены не на то, как решить проблему (Как?), а на причину ее возникновения (Почему?).
  • Имитатор. Будет тихонько сидеть, пока руководитель сам не спросит о результате выполнения задания. На вопрос руководителя: "Почему ж ты ничего не предпринял/молчал?" - ответит: "Та как-то не подумал…". Все силы будут направлены на утаивание наличия проблемы. После того, как о проблеме будет известно, попытается вернуть задание руководителю в виде обезьяны.
  • Исполнитель. Если возможность возникновения проблемы была оговорена, решит проблему. Если не было оговорено - обратится к руководителю и проинформирует о наличии проблемы.
  • Лояльный. Попробует самостоятельно устранить проблему. В случае если это самостоятельно решить не удастся, обратится к руководителю и предложит варианты решения.

4. Если в ходе выполнения задания сотрудник столкнется с недостаточностью полномочий.

  • Саботажник. Легко и без разрешения полезет в любую зону… и навредит там.
  • Имитатор. Как и в примере выше, сотрудник ничего не будет предпринимать. И вообще, сотрудник всеми силами старается не принимать на себя новые полномочия и максимально “сливать” свои.
  • Исполнитель. Сделает ровно столько, сколько в его компетенции.
  • Лояльный. Попросит дополнительных полномочий и с радостью пойдет туда. Во время использования дополнительных полномочий постарается учитывать риски и не навредить.

5. Если сотрудник не знает, как выполнить задание.

  • Саботажник. Сотрудник не постесняется резко сказать: “А откуда я знаю, как это делать?!”.
  • Имитатор. Сотрудник достаточно задумчиво скажет: “Ну, не знаю, попробую, конечно…” и ничего не сделает. Когда же руководитель придет за результатом задания, сотрудник напомнит ему: “Я же говорил, что попробую. Я попробовал и у меня не получилось”.
  • Исполнитель. Сотрудник скажет: “Я раньше не выполнял подобные задачи. Я не знаю, как их сделать”. Далее уже руководитель должен либо инициировать обучение сотрудника, либо выбор другого исполнителя.
  • Лояльный. Сотрудник скажет: “Я не делал, но разберусь, как сделать” и сделает все возможное, чтобы выполнить задание. Если самостоятельно не удастся выполнить - обратиться к руководителю, но не со всей задачей, а с конкретным куском (по которому не нашел ответ).

6. Отношение к субординации.

  • Саботажник. Понятие “субординация” для сотрудника отсутствует в принципе. Сотрудник взаимодействует со всеми напрямую и не заморачивается с уведомлением ответственных руководителей. При наличии живого и здравствующего руководителя он ходит со своими вопросами ко всем вокруг.
  • Имитатор. Соблюдает только тогда, когда это выгодно для него. К примеру, может долго ждать согласование вопроса “можно пойду задам вопрос Васе” (который между прочим сидит рядом). Частым примером нарушения субординации: 1) “А мне директор сказал это не делать/делать другое, поэтому я и не выполнил ваше задание” (на вопрос руководителя: “Почему ты не выполнил эту работу?”). 2) “Я отпросился у директора” (на вопрос руководителя: “Почему ты не вышел сегодня на работу?”).
  • Исполнитель. Субординация соблюдается свято. Даже если выполнение какой-либо работы было бы намного эффективнее, сотрудник будет идти строго по процедуре.
  • Лояльный. Субординация соблюдается всегда, при этом сотрудник подсвечивает зоны, где стоило бы ее отменить/дополнить.

7. Если сотрудник не верит в проект.

  • Саботажник. Постарается все обустроить таким образом, чтобы провалить его. К примеру, найдет таких подрядчиков, которые все завалят. После логичного провала, обвинит во всем руководителя.
  • Имитатор. Постарается подольше не приступать к работе в надежде на то, что проект действительно провалиться.
  • Исполнитель. Будет делать то, что скажут.
  • Лояльный. Вступит в дискуссию о целесообразности выполнения проекта. Если в дискуссии не удастся добиться ничего - постарается выполнить и достигнуть результата. При этом он попросит полномочия выходить выйти за рамки поставленной задачи.

8. Когда и какие идеи предлагает сотрудник?

  • Саботажник. Те, которые принесут вред.
  • Имитатор. Никогда, так как идею “давайте не будем работать” никто не примет:)
  • Исполнитель. Когда что-то мешает выполнять конкретную работу.
  • Лояльный. Всегда, когда видит в этом пользу для компании.

9. Отношение сотрудника к проблемам/возможностям, не связанным с его работой (к примеру, в туалете течет труба).

  • Саботажник. Прикроет дверь туалета и откроет кран побольше.
  • Имитатор. Пройдет мимо. Это его не касается!
  • Исполнитель. Сообщит руководителю.
  • Лояльный. Закроет кран, вытрет пол, сообщит руководителю и предложит заняться проектом по диагностике труб в офисе.

Табличную PDF версию сводной таблицы и другие статьи о менеджменте и мотивации находите в telegram-блоге: OS_management

Подписывайтесь! Далее будет…

.

.

.

11
8 комментариев

Комментарий недоступен

6

Не стоит все дословно принимать:) Некоторые вещи я целенаправленно описал слишком красочно, чтобы была понятна логика.

Странно, что ещё не отсосал пока рассказывал о проделанной работе.1. Очевидно неудобно.
2. Это обязательный навык.

Четко разделить людей на подобные архетипы это не правильно. В основном люди может и делятся на какие то типы, но все же в основном это смесь разных черт.

Согласен, при этом всегда есть доминирующая, которая и определяет основную модель отношения к работе.