{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

По ту сторону собеседования: что от вас хочет услышать HR

Каждое собеседование — это загадка. Идешь и не знаешь, чего ждать на этот раз. Чтобы слегка приоткрыть эту завесу таинственности, мы поговорили с нашим HR-менеджером и узнали, к чему готовиться на усредненном собеседовании. Потому что вариаций масса.

Сопроводительное письмо

Если коротко: пишите. Особенно на те позиции, по которым нет релевантного опыта. На площадках, вроде hh.ru, все резюме шаблонны, поэтому сопроводительное письмо и поле «О себе» — это единственные места для прямой коммуникации с HR-менеджером. Больше нигде о своих целях, мотивации и душещипательной истории жизни вы не расскажете до собеседования. А на него еще надо попасть.

Расскажите, почему считаете, что вы подойдете на должность, чем можете компенсировать отсутствие опыта и почему хотите работать в этой компании. Сопроводительное письмо делает ваш отклик менее безликим и показывает вашу заинтересованность.

Но не стоит думать, что само по себе наличие сопроводительного письма — это автоматический плюс. Например, писать так не очень-то эффективно:

Также никто не ждет от вас литературных изысканий на уровне сочинения «Как я провел лето». Достаточно пары предложений о том, почему вы подходите на должность.

Если хотите приложить портфолио, то подойдут ссылки на опубликованные материалы или профильные сайты. Например, behance или github.

Что важно приложить к своему резюме

Все. Буквально все, что хоть как-то покажет вас с лучшей стороны: хоть грамоту за успехи в ОБЖ, хоть сертификаты «Русского медвежонка». Может показаться, что это чушь и это никому не интересно. Но не стоит торопиться. Возможно, в какой-то компании увидят, что вы разносторонне развиваетесь, качаете soft-skills, а им как раз это и нужно. Так что не стесняйтесь.

На всякий случай добавим минимальный чек-лист хорошего резюме:

  • Грамотность,
  • Качественное фото,
  • Структура,
  • Реальные кейсы,
  • Индивидуальная подача.

Поиск работы без опыта

Опыта нет, но вы держитесь. Не секрет, что даже попасть на собеседование в таком случае будет непросто. Поэтому придется брать за счет подготовки, как Бэтмен. Используйте сопроводительное письмо, чтобы показать заинтересованность в вакансии и объясните, почему вы подходите на эту должность.

Перед собеседованием обязательно изучите компанию, это всегда плюс в вашу копилку со стороны HR-менеджера. Во многом на собеседовании проверяют заинтересованность и мотивацию соискателя работать именно в этой организации. Посмотрите, какие требования на рынке у должности, на которую претендуете.

Как заявляет Twin Employment And Training, 47% соискателей не проходят собеседование, потому что ничего не знают о компании и работе, на которую претендуют. Понятно, что «снаружи» знать все о компании нереально. Но вы, мечту свою лелея, решите проблему гениально и соберите хотя бы базовую информацию.

Также на собеседовании можно кратко напомнить о том, что вы рассказали в сопроводительном письме. Покажите свои сильные и слабые стороны, объясните свою ценность для компании и поведайте свои планы на развитие.

И, само собой, не нужно приукрашивать, если опыта нет. Лучше рассказать все как есть, это покажет вас как честного и открытого человека. Что тоже плюс.

Поиск работы после фриланса

Тот же принцип, что и при поиске без опыта. Подошел, уверенно взял за руку, сказал: «Извинити, я был фрилансером все это время», отошел, заплакал. Честность — наше все.

Вообще, просто собираете портфолио, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, готовьтесь объяснить, почему. Например, подписывал соглашение о неразглашении. Фриланс уже давно не кажется чем-то новым и необычным, и HR-менеджеры это понимают.

Этапы собеседований

А к чему вообще готовиться, сколько времени может занять трудоустройство? Нужно ли выжидать три дня, прежде чем звонить, чтобы HR не подумал, что вы навязчивый?

В зависимости от должности может потребоваться разное время для принятия решения. Если говорить в общем, то стоит готовиться к следующим этапам:

  • Отклик, просмотр резюме.
  • Собеседование с HR-менеджером и главой отдела.
  • Собеседование с руководством.

А вот промежутки между этими этапами могут быть самые разные. Плюс в эту схему может втиснуться тестовое задание

Тестовое задание

На некоторых позициях вам предложат выполнить тестовое задание. По-хорошему это небольшой кусочек реальной задачи, который едва ли можно использовать в коммерческих целях. Баннер для дизайнера, сложный отрывок для переводчика или небольшой скрипт для разработчика.

Иногда соискатели отказываются выполнять тестовое задание. И их можно понять, ведь оно не оплачивается. Увы, еще не нашли способа показать свои компетенции лучше, чем выполнить реальную задачу на желаемую должность.

Кто-то может отказаться из опасений, что задание просто украдут и используют в своих целях. И такое действительно случается! Поэтому задание действительно должно быть небольшим. Большинство компаний все-таки переживают за свой HR-бренд и на такое не пойдут. Хочется надеяться.

А вы, как считаете, стоит выполнять тестовое задание, или резюме все скажет за вас?

К каким вопросам готовиться

  • HR-менеджер точно «пройдется» по вашему резюме и попросит восстановить пробелы, которые вызывают вопросы. Так что готовьтесь пересказать историю своей жизни. Если работа предполагает общение с людьми, то ответы на эти вопросы уже будут своего рода проверкой.
  • Также важно понять мотивацию кандидата, поэтому готовьтесь услышать вопросы «Чем привлекает наша компания» или «Чем заинтересовала данная вакансия?».
  • Вопросы, которые строятся от ценностей компании. К этой категории подготовиться немного сложнее: откуда вам знать, что для организации важно? Тут может помочь подготовительная работа. Поэтому если компания ценит, например, развитие сотрудников, можно услышать вопросы вроде «Что полезного дал этот курс?» или «Какие навыки планируете развивать в этом году и как?»

Кем вы видите себя через 5 лет?» — это глупый вопрос, никогда его не задаю. Я же сама на него не отвечу! Это слишком длинный срок. Очень сложно планировать на 5 лет. Да, по нему можно выявить какие-то качества соискателя: планирование, ответственность, серьезность намерений. Но лучше отталкиваться от целей компании и не задавать вопросов, на которые у людей чаще всего нет ответа.

Юлия Хильченко, HR-менеджер Аспро

Уход от ответа

Уклоняйся от ответа. Порхай как бабочка. Жаль, что на работу не взяли.

Вообще, отказываться отвечать на вопросы можно, особенно если это какие-то странные вопросы, с работой не связанные. Вряд ли вас спросят что-то очень личное, но всякое бывает.

А вот если кандидат отказывается отвечать на вопросы о бывшем работодателе, то HR-менеджер, конечно, не обидится, но выводы сделает.

Вопросы от кандидата

Ломающие новости: задавать вопросы HR-менеджеру можно и нужно. На собеседовании не только работодатель оценивает вас, но и вы его. Ведь у соискателя есть то, что нужно компании — его навыки.

Поэтому задавайте вопросы, как минимум, это покажет вашу заинтересованность в вакансии и компании. Спросите про испытательный срок, как в дальнейшем вы сможете повлиять на свою зарплату или почему данная позиция в компании сейчас вакантна. Так вы не только получите ответы, но и поставите себя в равную позицию с работодателем.

Да и HR-менеджеры такое чаще всего любят. Они обрадуются, что им тоже кто-то вопросы задает. Такое случается нечасто, вы и его обрадуете и запомнитесь! Ведь все всегда спрашивают: «Кто HR-менеджер?», но никто не спрашивает: «Как HR-менеджер?»… Заставляет задуматься.

Тревожные звоночки

Некоторые вещи на собеседовании для HR служат такими «стоп-сигналами», которые заставляют усомниться в выборе кандидата. Несколько примеров таких «тревожных звоночков»:

  • Опаздывать на собеседование не стоит. Это неуважение ко времени обеих сторон и просто непрофессионально. Если опаздываете, то лучше предупредить об этом и честно объяснить причину.
  • «Мне интересны только деньги» — эта фраза может смутить HR-менеджера, но не на всех позициях. Если вас нанимают на должность, где оплата зависит от вашего результата или есть прямой рост, то это даже плюс.
  • Спрашивать «Привет, ну что там с деньгами» с порога тоже не стоит. Хороший HR в ходе общения обязательно раскроет все карты и прозрачно осветит вопрос финансовой мотивации. Если в ходе презентации компании и должности этого не случилось — это тревожный звонок уже для соискателя. Уместнее всего расставить все точки над «ё», когда вы будете задавать вопросы. Если вам не предоставили такой возможности, ищите пути отхода и аккуратно перекатывайтесь в сторону выхода.
  • Если вас просят повторить какие-то факты из отклика, то не стоит отказываться и говорить, что и так все есть в резюме. Возможно, HR задает эти вопросы для уточнения или выявления каких-то других ваших навыков. Тут не угадаешь.
  • Не стоит сразу говорить «У меня нет вопросов», задайте хотя бы один, пусть и глупый.

Если вы друг другу не подходите

Предположим, что соискатель не соответствует требованиям, и на собеседовании это стало заметно. В таком случае хороший HR постарается спокойно объяснить, что помешало взять человека на работу.

Но если вы слышите «Мы вам перезвоним», то это необязательно отказ. Возможно, просто рассматривают нескольких кандидатов. В идеальном мире, конечно, всем бы перезванивали даже в случае отказа. Но факты говорят о том, что мало кто на это тратит время. А зря.

«Я всегда стараюсь назвать сроки принятия решения и предоставлять обратную связь. Даже если это отказ. Это влияет на HR-бренд компании. Человек может не подходить нам сейчас, а через время откроется другая, более подходящая позиция для данного кандидата, или он нарастит компетенции. Само собой, не хочется, чтобы были какие-то негативные эмоции по отношению к компании у соискателя.»

Юлия Хильченко, HR-менеджер Аспро

Обратная ситуация: на собеседовании вы понимаете, что компания или должность вам не подходит. В этом случае снова лучшим инструментом будет честность. Объясните, почему вы не сработаетесь, и попрощайтесь.

Не нужно отвечать, что вы подумаете или что-то в этом духе. Компания будет на вас рассчитывать и даже может позвонить! Оно вам надо? То-то же.

Надеемся, что с этими советами вам будет немного легче идти на собеседование, и вы найдете ту самую должность, ради которой вы будете вставать каждое утро и смотреть на будильник с довольным лицом.

0
103 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Программист

Сложный текст для наших HR и компаний)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Программист

"У вас много негатива, вы не специалист, вы нам не подходите"©

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Murin

Ну у HR в обязанностях не только общение на сомнительные темы. Вообще по хорошему на важную позицию собеседовать может сразу руководитель отдела. Особенно если отдел управления персоналом грешит странными вопросами и копанием в душах.
По хорошему, что должен сделать HR, кроме собеседования?
* Написать и согласовать текст объявления. Так чтобы не "Известная в узких кругах компания" а по делу и с конкретными навыками, образовательным цензом.
* Разместить этот текст на площадках, где они ищут кандидатов. Площадок должно быть много, чтобы охватить как можно больше людей.
* Созвониться с кандидатом после отклика, организовать встречу. Объяснить, как добраться. Часто офисы у компаний не в самом удобном месте.
* Поддерживать актуальный реестр должностных инструкций для специалистов.
* Подготовить приказ о приёме на работу, актуальный экземпляр трудового договора и всех приложений (чтобы не подписывать приложения через пару недель, когда человек уже втянулся).
* Подготовить актуальное согласие на обработку персональных данных.
* Подготовить направление на медосмотр, если это требуется в соответствии с приказом 19н.
* Завести карточку Т2.
* Вести трудовые, электронные трудовые книжки.
* Вести реестры ознакомления с должностными инструкциями.
* Создать корпоративный email новому работнику, если такое принято.
* Добавить его в нужные чаты и рассылки.
* Снабдить работника перечнем необходимых ему контактов.
* Если есть спецодежда, корпоративная униформа, то обеспечить по размеру.
* Представить всем необходимым людям. Часто бывает, что человек пришёл на работу и не знает, кто за что отвечает. А кадровики пьют чай и слушают музыку.
* Мониторить резюме нужных специалистов.
* Мониторить перечень вакансий по отделам. Чтобы вакансия открывалась не после потока матерной брани начальника отдела, а когда специалист нужен.
* Вести кадровый резерв (небольшой запас кандидатов на позиции, где люди часто меняются, для планируемогт нового отдела).
* При наличии опыта и профессиональных знаний участвовать в мероприятиях, где собираются нужные компании специалисты.
Работы непочатый край. Была история: хочу помочь своим контрагентам найти сотрудника на позицию. Мне его обязанности пытались впихнуть в подряд, но я совершенно не люблю заниматься такой работой. Прихожу к ним "в кадры", которые представлены двумя девочками. Девочки сидят в вк, пьют кофе и не понимают, что им делать. Даю список. Они на меня смотрят огромными глазами. Звонят директору (по совместительству едиснтвенному учредителю). Слышу из трубки громкие крики. Деовчки неохотно подчиняются, но не понимают, что делать. Смотрят с такими глазами: "А это всё мы должны?". Да, вы. Я вашему шефу помогаю, потому что мы старые друзья. Потому что мы галлон водки выпили. А потом уже за деньги. Но я не могу сделать работу за всю его фирму. В результате я пишу им текст объявления, пишу должностную новому работнику, пишу приказ о добавлении в штатное расписание новой должности. Прошу разместить, выписать счёт с хедхантера. Иду в их бухгалтерию, прошу чтобы бухгалтер заплатила. Иду к своему другу - их шефу, чтобы он подписал приказы. Через 2 дня девочки звонят мне и просят собеседовать человека, который откликнулся. Я чуть не упал со стула. Не поехал. Потому что просто не мог, своих дел было столько, что до ночи не успеть. В результате, человека не взяли. Попросил его резюме. Прочёл. Списался. Объяснил, что я подрядчик этой фирмы, произошла трагическая ошибка, кто-то что-то не знал, не понял, не учёл. Пригласил побеседовать. Написал рекомендацию. Человека взяли. Заказчик мне потом прислал коньяк. А меня освободили от того, чем не люблю заниматься.
К сожалению больше деталей из примера не могу раскрыть, тк подписал согласие, что никаких имён и деталей на сторону.

Ответить
Развернуть ветку
Программист

Интересная история. А вы молодец, не дали пропасть пацану или девушке. Просто иногда вот такие ситуации потом приведут к тому, что работа стопорится. И девчонки просто осваивают бюджет. И к сожалению, в российском сегменте это становится как бы— нормой. Почему-то в 90х, 2000х брали людей без специфичных требований и все было норм. Прямь в загадку века превращается, раньше не было такого дурдома— все работало, теперь какие-то голодные игры делают.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Murin

Откуда голодные игры? Там обычно всё просто. В 00-х в отделах кадров сидели тётки старой закалки. Обычные такие тётки. Которые в чужую работу не лезли, но свою знали неплохо. Их ещё никто не измотал тренингами личностного роста, корпоративными играми, курсами по психологии успеха.
На собеседования по существу они отправляли к начальникам отделов. А сами готовили приказы, писали карточки Т2, направления на профосмотры.
В крайнем случае, кадровики нулевых годов - жены начальников и директоров, которым нужна работа. Они не делали проблем и не строили из себя что-то удивительное. Потому что им было чем заняться.
Когда началась беда? Когда HR-ров нагрузили психологией, имиджем компании, поддержанием статуса этой самой компании. В ответ они перестали делать свою работу хорошо, но стали делать чужую работу. Ну и да, появились соцсети, все стали общаться, делиться мнениями. В результате вместо распространения хороших практик стали распространяться самые плохие и отвратительные. К примеру, вы программист. Я попрошу вас сверстать презентацию в Adobe Illustrator, чтобы мне было удобней продавать вашу программу. Вы скажете, что вы не дизайнер. Я буду настаивать. Вы, не понимая, что делать, полезете в гугл, посоветуетесь с теми кто понимает, соберёте в быстром темпе всё, что нужно по теме, что-то сделаете. Для вас это - чужая работа. А теперь представьте, что вы начнёте делиться своим опытом вёрстки презентаций. Что будет? Ужас будет. Вы эту работу не любите, не учились её делать. А с HR в России такую штуку провернули. Теперь они психологи её. И сами проводят профессиональную оценку кандидатов. И делятся таким опытом. И перенимают такой же. Вот корень зла.
Если вы хотите это зло искоренить, то поручите HR их работу, а кандидатов сами собеседуйте. Вообще без разницы, какая у них мотивация. Кем они себя видят через 5 лет? Ближе к делу разберёмся. Какие ценности бренда ему кажутся наиболее близкими? Он вообще не специалист по ценностям, он код пришёл писать; с текстом работать; рисовать презентации. Пусть ценностями бренда занимаются маркетолог и SMM. Пусть клиент на ценности бренда клюёт, а специалист пусть создаёт те ценности, которые умеет. Тогда оно заработает. Криво, косо, может быть. Но заработает.

Ответить
Развернуть ветку
Программист

Мое почтение по анализу. Согласен с вами. Под голодными играми— я имел ввиду, что все сводится к тому, чтобы выиграть испытания. Из-за этого вышеописанного мусора, как вы указали, люди просто могут не получить работу, а кушать надо. С одной стороны, это побуждает что-то делать, что-то изучать, но заставляют изучать мусор для того, чтобы банально пройти hr, вместо того, чтобы улучшать навыки, которые намного больше пригодятся. И еще к тому же мешает собственным интересам. С другой стороны, люди могут просто выгореть из-за таких приколов, им все это надоест и пойдут туда, куда легче(по другой специальности). Оставшиеся будут делить потенциальное место для того, чтобы прокормиться. Итого, минус часть специалистов. А когда и так дефицит кадров, это не очень хорошие последствия, как и для отрасли, компаний, так и для людей, ищущие работу. Так же и с обучением IT-специальностям в нашем образовании. Тупо все ведётся лишь к получению диплома, требования(задания) во время обучения— не по нуждам IT рынка, инициатива (в плане выбора изучения материала и чего-то более узконаправленного) обучающихся уничтожается. В итоге, специалистов крайне мало, немалые последствия для отрасли, компаний и самого обучающегося. Чо-то негативно, но мне кажется, что наш IT идет куда-то не туда.

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Тут еще момент,что мб они сами решили стать психологами душ человеческих.
Тут еще надо показать важность и нужность своей работы, вот и спрашивают человека о том,в чем сами хоть чуть-чуть но разбираются - в софт скиллах.
Получается, сначала надо понравиться HR,а уже затем достучаться до начальника отдела и уже там ему хард скиллы продемонстрировать.

В общем, софты нужны для прохождения HR,а харды - чтобы работать)))

Ответить
Развернуть ветку
Программист

Неплохая идея. Тупо настроение:

Ответить
Развернуть ветку
Cere8ellum

"Ох..нно хитрожопый HR"

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Биржа рабов?)))

Ответить
Развернуть ветку
100 комментариев
Раскрывать всегда