Как уволить сотрудника и не лишиться доверия команды — памятка для руководителя

Что и как говорить команде, если приходится проститься с одним из подчинённых.

Как уволить сотрудника и не лишиться доверия команды — памятка для руководителя

Увольнение одного из членов команды бьёт по лояльности и вовлечённости оставшихся сотрудников, следует из совместного исследования Стокгольмского университета и Университета Кентербери: преданность компании падает на 36%, а продуктивность — на 20%.

Рано или поздно любая компания сталкивается с необходимостью уволить сотрудника. Руководитель должен знать, как поддержать команду в этот момент, чтобы избежать падения морального духа и производительности. В памятке — четыре шага, которые следует предпринять.

В нашем Telegram-канале «Мир, привет!» много «фишек» из области деловых коммуникаций. Например, мы писали, как лучше критиковать подчинённых или коллег.

Шаг 1. Заранее продумать, что сказать команде.

После увольнения одного из сотрудников у оставшихся, как правило, появляются вопросы вроде этих:

  • Чем уволенный не угодил?
  • Есть ли риск оказаться на его месте?
  • Что дальше будет происходить с отделом?

Задача руководителя — максимально полно ответить на эти вопросы. Если отмалчиваться или говорить «обтекаемо», появятся слухи и домыслы.

При составлении речи менеджеру следует придерживаться нескольких правил. Во-первых, привести веские причины увольнения. Например, неоднократные прогулы, невыполнение индивидуальных KPI и т.д. Во-вторых, в заявлении не должно содержаться эмоциональных выпадов в сторону уволенного.

Хорошо:

« — Дмитрий трижды за месяц не вышел на работу без объяснения причин. Такое поведение недопустимо».

Плохо:

« — Я больше не мог выносить постоянные прогулы Дмитрия. Невыход на работу в среду стал последней каплей!»

Составьте план действий в связи с увольнением сотрудника. Пропишите, как и когда будете искать замену, каким образом распределятся обязанности среди оставшихся членов команды, будет ли предусмотрена какая-то компенсация за дополнительный объём работы и прочее.

Шаг 2. Сделать заявление для всей команды

Руководитель должен произнести заготовленную речь во время командной встречи. Следует помнить, что сотрудники, чаще всего, эмоционально реагируют на увольнения коллег. В первую очередь это связанно с потерей чувства безопасности. Поэтому на встрече следует спокойно отвечать на все вопросы подчинённых.

Стоит держать в голове, что у обсуждения ситуации две цели. Первая — донести мысль, что сотрудник уволен заслуженно, за систематические грубые нарушения корпоративных правил или регулярное невыполнение рабочих обязанностей. Тем, кто добросовестно выполняет свою работу, ничего не грозит.

Вторая цель — показать компанию «с человеческим лицом». На вопросы о дальнейшей судьбе уволенного коллеги отвечать, что ему будут предоставлены рекомендации, оказана помощь с составлением резюме и поиском нового места и т.д.

Шаг 3. Распределить обязанности

Выпишите задачи, за которые отвечал уволенный сотрудник. На общей встрече предложите членам команды выбрать себе те обязанности, которые больше привлекают или которые будет проще выполнять, так как имеются соответствующие навыки и опыт.

Для сотрудников, берущих дополнительную нагрузку, следует придумать мотивацию. Если нет возможности финансово вознаградить, предложите дополнительные дни отпуска или отгулы.

Важно понимать, что потеря одного из членов команды будет снижать общую продуктивность подразделения. Во-первых, в коллективе останется меньше «рук» при той же нагрузке. Во-вторых, переживания о безопасности собственной карьеры будут плохо влиять на способность творчески подходить к решению задач у каждого отдельного сотрудника. Учитывайте это, когда станете устанавливать сроки и объём задач, чтобы избежать провалов и выгорания.

Шаг 4. Запланировать индивидуальные встречи с сотрудниками

В течение первой недели после увольнения сотрудника следует поговорить с каждым членом команды тет-а-тет. Одной из тем встречи должно стать обсуждение ухода коллеги. Руководителю следует выяснить, как чувствуют себя подчинённые, справляются ли с обязанностями ушедшего коллеги, как видят будущее подразделения, своё собственное будущее в компании.

На встрече можно задавать такие вопросы:

  1. Что изменилось в вашей работе после ухода коллеги?
  2. Вы справляетесь с дополнительной нагрузкой или нам следует пересмотреть сроки и приоритеты?
  3. Вы научились чему-то новому, выполняя задачи ушедшего коллеги?
  4. Поделитесь вашими опасениями, связанными с уходом сотрудника. Попробуем разобраться, имеют они под собой почву или нет.

Увольнение сотрудника всегда отражается на команде, частью которой он был. Сотрудники будут тревожиться за бывшего коллегу, за будущее отдела и себя в нём. Руководитель должен помочь подчинённым «пережить» событие — проговаривать причины решения об увольнении, отвечать на вопросы сотрудников, планировать деятельность отдела в новых условиях.

Читайте больше о деловых коммуникациях в нашем Telegram-канале «Мир, привет!».

Начать дискуссию