{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как я справился со страхом отказа. 7 личных принципов

Работа в продажах сопряжена с огромным количеством отказов. Многих продавцов они сломали, и те сменили работу. Я сам раньше их боялся – отказы надолго выбивали меня из колеи. Но еще противнее были угодливость, с которой я проводил коммерческие встречи (обычно это называют подстройкой), и липкое волнение, с которым названивал после, чтобы узнать о принятом решении.

В моем случае метаморфоза случилась буквально мгновенно – тот случай, когда просыпаешься другим человеком. После тренинга маэстро Леонида Кроля «Жесткие переговоры». Как ни странно, про «жесткие» на нем не было сказано не слова, но именно тогда я впервые ощутил в себе переговорную силу. Уже первая встреча прошла по моим правилам, и мне было не важно, чем именно она закончится (через несколько дней перезвонили и сделали хороший заказ).

Со временем я выработал несколько принципов, которые позволяют сохранять правильный настрой:

1. Наша первая реакция на любое, даже очень интересное предложение, - сопротивление. Это нормальная реакция любой системы на попытку ее изменения (кстати, рекомендую разделять возражения и сопротивление – у них разная природа и с ними нужно работать по-разному). Особенно когда мы говорим про активные продажи в b2b. Там клиенты по умолчанию находятся на этапе, когда у них все есть и они ничего не собираются ничего менять. Именно поэтому я не делаю предложений при первом контакте. Давайте еще раз:

Я. Не делаю. Предложений

У меня может быть идея по получению дополнительной прибыли или решению типичной для отрасли проблемы, могут быть кейсы из этой отрасли, где мы достигли впечатляющих результатов, но предложения нет. Во-первых, я не уверен, что сам захочу с ними работать. Во-вторых, я не уверен, что это будет для них интересно. А в-третьих, я до последнего не знаю, что именно в конце концов я предложу:

- Вы сеете лен, а мы внедряем технологии, которые позволяют в пять раз сократить потери на уборке льна и дополнительно заработать на площади 100 га порядка 2 млн рублей за сезон. Не уверен, что вам эта технология подойдет, но за 15 минут общения с вами мы это выясним. А дальше уже сами решите – продолжать общение или нет.

Заметьте, слова «предложение» нет. Для меня оно табуировано (тем более, выгодное).

2. Я с самого начала сам даю клиенту возможность отказаться. Вы наверняка заметили это в приведенном примере. Прием «да-да, нет-нет» прочно вошел в мой арсенал, и я посвящу ему отдельный пост. Сейчас лишь отмечу, что его использование снижает сопротивление в два раза.

3. И уж тем более я не пытаюсь сделать продажу с первого же касания. Большинство продаж в b2b имеет увеличенный цикл, поэтому лучше продавать следующее целевое действие – презентацию для расширенного состава лиц, предварительный аудит, тестовое испытание и т.п.. Их продать гораздо проще, в смысле, отказов получаешь гораздо меньше.

4. А теперь немного эзотерики. Я запускаю цикл продаж с установкой, что продажа не состоится. Это как у самураев – бейся так, будто ты уже умер. Это позволяет мне сохранять требуемый уровень отрешенности и не расстраиваться, если сделка не состоялась. К слову, переговорная сила определяется одним единственным фактором – возможностью сказать «нет». Так что такая установка очень благотворно сказывается на ней. И наоборот, желание продать переговорную силу ослабляет, делая продавца более податливым и зависимым.

5. Держу в голове статистику – в среднем 8 из 10 продажных циклов не заканчиваются сделкой. Я это знаю, поэтому отказы меня не расстраивают. Зато мои компетенции позволяют сократить количество отказов в 2 раза (посчитайте сами, какой прирост выручки это дало бы вашим продавцам).

6. Я – награда. В смысле, меня еще нужно заслужить. В конце концов, не только они выбирают, но и я. А вот чтобы это ощущение было настоящим, нужно очень хорошо осознавать, какую ценность влечет за собой ваша идея и какую ценность получили состоявшиеся клиенты – в цифрах и с доказательствами. Если твое решение позволило прежним клиентом дополнительно зарабатывать 12 млн в год (например), в переговорах чувствуешь себя иначе, знаете ли.

7. Подушка безопасности. Она должна быть. Сложно сохранять отрешенность, когда у твоей семьи остались последние 10 тыс. Рекомендуют, чтобы ее хватило хотя бы на 3 месяца привычного существования, но я себя чувствую спокойнее, если ее хватит хотя бы на год. В ее формирование я вкладывался очень активно, и эта та сумма, которую я никуда не инвестирую. С ней – состояние изобилия, без нее – состояние нужды. Попробуйте угадать, в каком состоянии у тебя быстрее купят?

А как вы справляетесь со страхом отказа?

0
5 комментариев
Nickolai Vasiliev

Что такое отказ :-)?

Ответить
Развернуть ветку
Алексис Второй

Альберт, чего вы достигли благодаря этим 7 принципам и если ещё не достигли желаемого, то каковы планы?

Ответить
Развернуть ветку
Альберт Тютин
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Эльвира Аманова

Хорошо готовлюсь к переговорам и знаю, с какими задачами нужно помочь клиенту.

Ответить
Развернуть ветку
Альберт Тютин
Автор

Подготовка - это очень важно. Я вообще не понимаю, как можно идти к клиенту, хотя бы примерно не понимая его ситуацию и чем ты можешь быть ему полезен. Жесткий к задаче, мягкий к людям - это мой принцип. Я тоже сосредотачиваюсь на изучении задачи и подборе оптимального решения

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда