{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Аналитика по аналитикам: как изменились зарплаты в ИТ с февраля 2022 года

В статье рассказываем, как изменились зарплаты в аналитике и почему, на основании чего принимают решение работодатели и аналитики каких грейдов оказались в наименее выигрышном положении.

Обсудим тренды, которые будут определять найм в ближайшие месяцы, а там, где это необходимо, дополним результаты исследований экспертными комментариями руководителя практики найма аналитиков и Data Scientists в NEWHR Оксаны Прутьяновой.

Этот материал мы готовили на базе сразу двух наших работ:

  • Зондажного исследования про изменения зарплат аналитиков с февраля по май 2022 года (без фокуса на конкретном профиле).
  • Фокусного исследования рынка конкретно продуктовых аналитиков, которое провели ещё осенью 2021-го.

Фокусные исследования предполагают более глубокое погружение в узкую тему, тогда как зондажные нужны для быстрой оценки ситуации и выявления тенденций, к ним предъявляются менее жёсткие требования по репрезентативности выборки.

В нашем фокусном исследовании 2021 года участие приняли 381 продуктовых аналитиков, все они прошли этап премодерации. Но и для зондажного мы собрали выборку в 253 человека с аналитиками самых разных профилей и грейдов — для краткосрочного проекта это очень неплохой показатель.

Для начала объясним, почему мы вообще свели эти два исследования в одну статью и считаем, что их можно рассматривать в одном контексте.

  • Фокусное исследование рынка продуктовых аналитиков, на наш взгляд, всё ещё валидно. Мы видим подтверждение полученных результатов в своей работе.
  • Весомая часть аудитории (примерно 50%) фокусного исследования поучаствовала в зондажном. То есть выборки этих исследований как минимум наполовину совпадают.
  • Общая картина с изменением зарплат аналитиков релевантна для всех, кто имеет отношение к этой профессии. Но, безусловно, конкретные цифры будут касаться только продуктовых аналитиков

1. Как изменились зарплаты аналитиков

Видны явные тенденции на увеличение зарплаты или сохранение её в норме. По сравнению с другими профессиями в ИТ эти показатели выше среднего. Вот лишь некоторые данные по всем ИТ-профессиям, что мы систематически получаем в рамках наших исследований. Так:

  • 51,7% ИТ-специалистов за весну 2022-го не потеряли в деньгах;
  • и лишь у 35,6% выросла заработная плата.

То есть, сектор аналитиков показывает явно более спокойные, позитивные и устойчивые результаты.

Но стоит отметить, что в нашем исследовании 2021г, в котором мы концентрировались на рынке продуктовых аналитиков, ситуация была ещё лучше — рост зарплат за последний год тогда произошёл у 78% респондентов.

1. Кому готовы повысить зарплату, а кому — нет

Об этом мы спросили работодателей и нанимающих менеджеров — людей, которые как раз принимают решения о размере зарплат и найме аналитиков в команду.

И вот ради чего аналитикам готовы повышать ЗП в нынешних условиях:

О чём говорят такие результаты? О том, что рынок ориентирован на сохранение текущих эффективных сотрудников, а работодатель готов вкладываться больше во внутреннее развитие команды, нежели в привлечение сторонних специалистов.

Наши выводы подтвердила и консультант практики поиска аналитиков Оксана Прутьянова. По её наблюдениям, сегодня HR-менеджеры делают акцент на удержание сотрудников и стараются создать привлекательные условия, чтобы команда не фокусировалась на предложениях зарубежных компаний.

2. Что по грейдам

Лучше всего дела идут у тимлидов с самыми низкими показателями по увольнениям и снижениям зарплаты, на втором месте — мидлы. Эти две категории чувствуют себя наиболее стабильно по сравнению с аналитиками других грейдов. По стажёрам и топам выборка в исследовании небольшая, но данные по ним получились весьма занятными.

Причины ощутимого разброса данных по грейдам объяснила эксперт Оксана Прутьянова:

«Большую роль в создании такой картины сыграла ситуация быстрого найма, когда за март–апрель 2022 года на рынок вышли аналитики из компаний, которые либо ушли с рынка, либо сократили штат. Рынок получил концентрат хороших спецов и начал подхватывать сильных мидлов, сеньоров и тимлидов — аналитиков, которые могут быстро и самостоятельно решать задачи компании.

Результаты по стажёрам тоже сближены с реальностью, потому что снижать зарплату им уже некуда, а ресурсов для роста и продвижения на рынке пока немного.

С топами ситуация сложнее. Во-первых, для этого грейда характерны более долгие переговоры и процесс найма. Во-вторых, для приглашения топа у компании в принципе должна быть позиция такого уровня или желание сформировать её под сильного кандидата.

Но ситуация на рынке постепенно начинает стабилизироваться, у топов уже появляются хорошие офферы, а рынок по-прежнему остаётся кандидатским. Будет интересно посмотреть на эти графики где-нибудь через полгода.

В исследовании 2021 года изменения зарплат по грейдам мы не изучали. Но тогда мы собрали не менее интересные данные — размеры зарплат продуктовых аналитиков (включая руководителей) в зависимости от их опыта работы. Просмотреть результаты можно в нашей отдельной статье.

3. Насколько именно изменились зарплаты

С одной стороны, мы видим хороший, спокойный, уверенный рост зарплат на 15–20% в среднем. Соответственно, если вы мидл, тимлид или сеньор, то возможное и ожидаемое повышение будет именно в таких пределах с разбросом до 30%.

С другой стороны, 5,5% аналитиков сообщили о снижении доходов. Но даже в абсолютных значениях это маленькое число по сравнению со всей выборкой. Да и размер, на который у большинства уменьшается ЗП — от 11 до 20% — некритичный. Да, потеря ⅕ часть дохода весьма ощутима, но резкого урезания не наблюдается.

По словам нашего эксперта, рост зарплат в 15–20% — вполне стандартная рыночная картина, характерная для спокойных времён. А рост ЗП до 30% — как раз тот самый люфт, который обычно закладывают при переходе из одной компании в другую.

Таким образом, рынок аналитики вновь демонстрируют завидную стабильность. Если вы аналитик, то снижение ЗП вам, скорее всего, не грозит. Если же вы ищете специалистов в штат, то держите эти числа в голове, чтобы не отставать от рынка.

Как мы отмечали ранее, осенью 2021 года мы не анализировали размеры изменения зарплат — до февраля 22-го этот вопрос не был столь актуальным. Но в том исследовании мы получили множество других интересных результатов, ознакомиться с которыми можно здесь.

4. За счёт чего происходили изменения

Повышения зарплат более чем в половине случаев происходили за счёт изменения стабильных показателей — повышения окладной части и индексации. Ещё почти четверть повышений происходила на основании performance review — оценки профессиональных качеств и эффективности сотрудника. То есть виден явный тренд на повышение за счёт более стабильных показателей, которые в перспективе сложно откатить назад. Это ещё раз подтверждает выводы о том, что тенденции в сфере аналитики даже сейчас остаются благополучными.

Снижение же ЗП в основном как раз происходит за счёт сокращения бонусов и премий. Это именно те части, которыми всегда можно жонглировать. И это зона риска как для кандидатов, которые только думают устраиваться в компанию, так и для текущих сотрудников.

Отдельно отметим пункт «Смена профессии» как фактор снижения зарплаты. Это как раз тот случай, о котором мы часто говорим. Меняете вы профессию кардинально или специализацию внутри профессиональной области — неважно, часто этот процесс будет сопровождаться хоть относительно непродолжительным, но всё же снижением ЗП.

Для сравнения ниже приведём график с результатами исследования 2021 года (по продуктовым аналитикам). Здесь мы видим, что увеличение дохода в 2021 году происходило практически по тем же причинам, что и в 22-м. То есть тенденции на повышение дохода за счёт более стабильных показателей сложились на рынке аналитики ещё до кризиса.

5. Готовы ли аналитики снижать свои зарплатные ожидания и насколько сильно

В исследовании 2022 года мы спросили у респондентов, какими они видят изменения на рынке в целом (в ближайшие 2–3 месяца) и какие ожидания у них по отношению конкретно к своей зарплате, а затем сравнили эти два параметра. Оказалось, что:

  • 63% аналитиков предполагают, что рынок не готов повышать зарплаты в принципе, но в отношении себя такого «подвоха» ожидают лишь 54%.
  • 32% респондентов прогнозируют рост ЗП по рынку, но увеличения своей ЗП ожидают целых 45%.

Разрыв в общих и личных ожиданиях есть, но он небольшой, что говорит о весьма трезвых взглядах респондентов и адекватном анализе рынка.

С другой стороны, девять из десяти аналитиков сообщили, что не готовы снижать свои зарплатные ожидания. Но их требования по ЗП касаются не золотых гор, а полностью отражают текущую ситуацию: ипотеки и кредиты, повышение цен и ощутимое снижение уровня жизни, затратный релокейт, текущая ЗП на уровне нижней границы по рынку.

Однако, специалисты всё же стали менее категоричны в разговорах про деньги и начали демонстрировать готовность к открытому диалогу. В докризисное время разговор с востребованным кандидатом мог проходить в формате: «Сейчас я получаю 100 тысяч, поэтому не готов рассматривать предложения ниже 300 тысяч». Сейчас это чаще звучит как «я получаю 100 тысяч, комфортная для меня сумма — 250, но я готов рассмотреть разные варианты».

То есть при определённых условиях часть респондентов всё же готова пойти навстречу работодателям и снизить свои ожидания по зарплате. На графике ниже — основные причины, по которым это может произойти.

Во время исследования 2021 года вопрос о снижении зарплатных ожиданий на рынке аналитиков ещё не стоял, спрашивать об этом респондентов не было необходимости. Однако тогда мы сравнили реальные ЗП продуктовых аналитиков с желаемыми и получили весьма занимательные результаты (посмотреть их можно здесь).

6. Меняется ли валюта зарплаты и в какой валюте просить ЗП сейчас

Рубль — неизменная валюта зарплаты респондентов. По сравнению с результатами осеннего исследования за весну 2022-го изменения произошли незначительные:

  • доля рубля в общем эквиваленте снизилась с 90,7% до 86,6%;
  • незначительно выросла суммарная доля иностранных валют и крипты.

По словам нашего консультанта практики поиска аналитиков Оксаны Прутьяновой, ситуация конкретно по продуктовым аналитикам идентична той, что мы видим на графике для аналитиков всех направлений.

А в какой валюте всё-таки следует просить зарплату? По словам наших экспертов, на этот вопрос всё ещё нет однозначного ответа, так как нужно понимать, где, на что и в какой валюте будет тратиться эта зарплата. Да, раньше даже при нахождении в России получать в долларах считалось более выигрышным вариантом, но сейчас эта стратегия может стать проигрышной. Курс валют максимально нестабилен, и непонятно, как конвертировать доллары/евро, находясь в рублёвом пространстве.

7. Про дополнительный доход

Мы спросили у респондентов, есть ли у них постоянный дополнительный доход сейчас и был ли он до кризисных событий. А также узнали, насколько этот доход для них важен и насколько критично будет его потерять.

В итоге аналитика опять подтвердила звание максимально стабильной области ИТ. Несмотря на кризис, здесь не произошёл скачок роста дополнительного дохода (как было, так и осталось у порядка 25% респондентов).

Хотя стоит отметить, что в исследовании 2021 года по продуктовым аналитикам мы получили ещё более низкие результаты — тогда о дополнительном доходе сообщили всего 12% респондентов.

Жизненно зависят от дополнительного дохода всего 3,6% аналитиков. Для гораздо большего количества специалистов дополнительные деньги не имеют решающего значения, а ЗП покрывает основные потребности.

В нашем осеннем исследовании мы увидели, что и для продуктовых аналитиков дополнительный доход чаще средство, чем цель. У них нет отчётливого фокуса на сиюминутный заработок. Ведущая мотивация — вклад в свой профессиональный рост, который приведёт к повышению дохода в перспективе.

8. Про покупательскую способность

В конце мы хотели понять, как сами аналитики оценивают своё материальное положение, и попросили их сравнить номинальный доход с фактическим — размер получаемых денег с тем, что на эти деньги можно купить.

Что выяснили: в то время как номинальный доход вырос почти у половины аналитиков, фактический рост дохода заметили только 16% человек. Более половины респондентов (55%) отметили, что их реальный доход снизился, и лишь треть (29%) — что у них ничего не изменилось.

Полученные данные очень точно совпадают с результатами первых частей нашего исследования. При этом даже в плане покупательской способности аналитики ощущают себя чуточку лучше, чем другие специалисты в ИТ-профессии — среди них неудовлетворёнными себя чувствуют 62% человек.

Разумеется, для этого раздела у нас нет сравнения с результатами 2021 года. Вопрос о покупательской способности появился в наших исследованиях лишь после февральских событий, и мы надеемся, что он недолго останется актуальным.

Эта статья — лишь выжимка из нашего объёмного исследования. Посмотреть полную презентацию со всеми графиками вы можете в Miro, а послушать наши комментарии и выводы по проделанной работе — в этом видео на YouTube.

За два исследования мы собрали кучу интересных данных по зарплатам на рынке аналитики. Из-за того, что темы вопросов в 21-м и 22-м часто не соприкасались, мы решили вынести тему зарплат продуктовых аналитиков в отдельную статью. По ссылке — всё ещё валидные результаты фокусного исследования 2021 года с конкретными цифрами по ЗП.

Ещё мы выпустили нашу ежегодную аналитику по хантингу. В ней дали срезы желаемых зарплат по всем ключевым ИТ-профессиям — аналитикам, продактам, разработчикам, тестировщикам и DevOps-инженерам.

Хотите получать ещё больше интересных данных о своей профессии? Вступайте в наше закрытое комьюнити аналитиков, обсуждайте насущные вопросы в компании единомышленников и предлагайте темы для новых исследований.

Оставить заявку на вступление в закрытое комьюнити можно через почту [email protected] Для этого в сообщении опишите вашу специализацию и оставьте ссылку на любой профиль, подтверждающий профессию (LinkedIn, HH и др.)

  • Чтобы не пропускать наши исследования и статьи, следите за анонсами в канале NewHR;

  • Много полезного для тех, кто нанимает людей, мы пишем в канале «Доказательный Рекрутинг»

  • Если вы находитесь в анонимном поиске работы — приходите в GeekJob;
  • Ещё у нас есть канал с мемами про рекрутинг в IT (конечно же, с котиками) «Рекрутинг и жизнь»;
  • А видео про рекрутинг, карьеру и зарплаты в IT смотрите на нашем канале в YouTube.

Приходите читать, смотреть и комментировать.

0
2 комментария
Artem Sovetnikov

Невозможно это читать

Ответить
Развернуть ветку
Никита Чижов

Как изменились ЗП? Скажу так, стало меньше головняка, а от заказчиков поступают заказы исключительно по узкой тематике. Ушли 2 крупных клиента с комплексными проектами,но на их место встали 5 клиентов с точечными постоянными задачами.

Работаю чуть меньше, денег получаю на 20% больше (в долларах)

Все ситуации разные

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда