{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Продуктовые аналитики: большое исследование зарплат и тенденций на рынке

В этой статье говорим про зарплаты руководителей и специалистов в продуктовой аналитике. Показываем реальные цифры. Анализируем рост и снижение доходов на различных дистанциях.

Осенью 2021 года мы в NEWHR провели фокусное исследование рынка продуктовых аналитиков с участием 381 человека. Чтобы получить достоверные данные, респондентов отбирали очень тщательно:

  1. Каждого, кто прислал запрос на участие в исследовании, попросили предоставить свой LinkedIn для верификации.
  2. Дополнительно сформировали списки потенциальных респондентов и сами выслали им приглашение на участие в исследовании.

Такой подход повлиял на сроки работы, но позволил нам быть уверенными в максимальной корректности собранных данных. В результате мы получили репрезентативную выборку со следующим портретом респондентов.

Среди участников было практически одинаковое количество специалистов и руководителей — 49 и 51% соответственно. На 61% мужчин в среднем приходилось 39% женщин. При этом в нашей выборке среди руководителей было значительно меньше женщин, чем среди специалистов. Такое соотношение достоверно отражает реальную картину на рынке продуктовых аналитиков.

В исследовании приняли участие аналитики всех возрастов и грейдов. Но больше всего как специалистов, так и руководителей оказалось в категории от 27 лет до 31 года.

По портрету респондентов чётко прослеживается корреляция стажа с должностью. Например, 75% руководителей имеют в аналитике опыт свыше 3 лет, тогда как 74% специалистов — до 3 лет.

Оценив выборку по всем основным критериям, мы ещё раз убедились в её репрезентативности и перешли к анализу данных, полученных в результате опроса.

1. ИЗМЕНЕНИЯ ЗАРПЛАТЫ

Первое, о чём хотели бы рассказать — изменения заработной платы. На графике мы видим однозначно благоприятную тенденцию, сложившуюся на рынке: за 2021 год у 4 из 5 продуктовых аналитиков зарплата повысилась, ещё у 20% осталась неизменной и лишь 2% признались, что за год стали получать меньше.

Интересно и то, за счёт чего именно повысился доход у тех самых 78%. На графике ниже мы видим, что повышение заработных плат в 2021 году часто происходило за счёт стабильных показателей — результатов Performance Review, индексации или планового повышения ЗП. Кроме того, 31% продуктовых аналитиков стали зарабатывать больше благодаря смене компании или должности, а 5% — контрофферу. А значит, работодатели готовы платить больше ради сохранения или хантинга хорошего и эффективного сотрудника.

Не можем не отметить, что с февраля 2022 года ситуация в области аналитики всё же немного поменялась. Подробнее об этом мы рассказали в нашей статье, в которой проанализировали изменения на рынке аналитики за весну 22-го — уже скоро мы её опубликуем.

2. СМЕНА РАБОТЫ

Следующее, что мы хотели оценить в исследовании — это стремление к стабильности и опыт в вопросах смены работы. Мы спросили у респондентов, сколько из них меняли компанию, как часто они это делали и как давно. Что по результатам?

Практически 9 из 10 продуктовых аналитиков хотя бы раз сменили место работы за последние пять лет.

Причём четверть участников исследования ограничилась одной сменой компании, и ещё столько же — сделали это 4 или более раз. Оставшаяся половина за пять лет сменила работу 2 или 3 раза.

Да, представьте, до кризиса мы спокойно могли говорить «последние 5 лет» в отношении работы и карьеры. Но с февраля 2022 года горизонт планирования невероятно сузился, и сейчас мы бы уже не стали использовать в исследованиях такой большой срок.

3. СТРУКТУРА И СИСТЕМА ВЫПЛАТЫ БОНУСОВ

С помощью этой части исследования мы хотели узнать, за что и в каком объёме продуктовые аналитики получают бонусы, насколько регулярно это происходит и зависит ли от занимаемой должности. Что выяснили:

В 2021 году 57% продуктовых аналитиков получали дополнительно к окладу бонусную часть, причём 80% из них — на регулярной основе.

Мы сравнили эти результаты с данными за 2019 год — оказалось, что они идентичны. А значит, подход компаний к выплате бонусов практически не меняется года от года.

Зачастую руководители получают бонусы намного чаще, чем специалисты — 68% против 50%.

Для 3 из 5 респондентов бонусы составляют менее 20% совокупного дохода. И лишь 6% опрошенных получают бонусами более половины всех заработанных денег.

У половины респондентов бонусная часть зависит от персонального KPI, ещё у 34% — от KPI компании. То есть в большинстве случаев продуктовые аналитики могут влиять на наличие и размер своих бонусов в случае адекватных ключевых показателей.

4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДОХОД

Доп. доход — ещё одна интересная история, которая демонстрирует нам благоприятные тенденции на рынке продуктовой аналитики. Мы разузнали у респондентов, берут ли они дополнительную нагрузку и если да, то по каким причинам.

Оказалось, что дополнительную нагрузку по работе берут на себя всего 12% респондентов. Причём лишь 29% из них — это специалисты, а остальные 71% занимают руководящие должности.

Источники заработка у всех разные, но основная концентрация наблюдается в сферах консалтинга и на фрилансе.

Причём если руководители в основном получают доп.доход в консалтинге, то специалисты предпочитают искать подработку на фрилансе.

Мы видим, что большинство продуктовых аналитиков ищут дополнительную занятость не столько ради денег, сколько для личного развития. Конечно, в долгосрочной перспективе повышение уровня знаний конвертируется в повышение дохода, но это скорее вклад в будущее, нежели сиюминутная нужда в деньгах.

5. ТЕКУЩИЕ И ЖЕЛАЕМЫЕ ЗАРПЛАТЫ

Здесь мы перешли к конкретным числам: выяснили текущие зарплаты и стаж респондентов в продуктовой аналитике и сравнили их с суммами, которые они хотели бы получать за свою работу. Результаты выразили через медиану, моду и среднее арифметическое.

На наш взгляд, лучше всего различия между этими значениями объяснил Владимир Савельев в книге «Статистика и котики». Он рассказал, как тремя разными способами найти размер типичного котика:

«Первый и наиболее очевидный способ — посмотреть, какой размер котиков встречается чаще всего. Такой показатель называется модой.

Второй способ: … упорядочить всех котиков от самого маленького до самого крупного, а затем посмотреть на середину этого ряда. Как правило, там находится котик, который обладает самым типичным размером. И этот размер называется медианой.

Последний способ нахождения наиболее типичного котика – это сложить размер всех котиков и поделить на их количество. Полученное число называется средним значением».

Дальше мы сравнили текущие зарплаты специалистов и руководителей с помощью медиан и средних арифметических.

И в последней части исследования мы проанализировали срезы текущих ЗП продуктовых аналитиков в разных сферах.

Мы видим, что есть отрасли такие как Edtech, где уровень зарплат традиционно ниже, а её рост происходит медленно и плавно. И есть более коммерчески успешные отрасли, куда входят сервисы такси и каршеринга, e-commerce и маркетплейсы. Эти индустрии показывают сейчас быстрый стабильный рост и более высокие зарплаты с заметной динамикой.

В мае 2022 года мы провели ещё одно исследование, в котором оценили изменения во всех направлениях аналитики. Мы рассказали об основных тенденциях прошедшей весны, а там, где это возможно, сопоставили данные с результатами 2021 года. Это исследование мы опубликуем следующим, в нём вы сможете почитать выводы, изучить презентацию или посмотреть видео с комментариями руководителя практики найма аналитиков и Data Scientists в NEWHR Оксаны Прутьяновой, следите за анонсами.

Хотите получать ещё больше интересных данных о своей профессии? Вступайте в наше закрытое комьюнити аналитиков, обсуждайте насущные вопросы в компании единомышленников и предлагайте темы для новых исследований.

Оставить заявку на вступление в закрытое комьюнити можно через почту [email protected]. Для этого в сообщении опишите вашу специализацию и оставьте ссылку на любой профиль, подтверждающий профессию (LinkedIn, HH и др.)

Ещё больше о том, что происходит в IT, читайте у нас на Medium;

Чтобы не пропускать наши исследования и статьи, следите за анонсами в канале NewHR;

Много полезного для тех, кто нанимает людей, мы пишем в «Доказательный Рекрутинг»;

Если вы находитесь в анонимном поиске работы — приходите в GeekJob;

Ещё у нас есть канал с мемами про рекрутинг в IT (конечно же, с котиками) «Рекрутинг и жизнь»;

А видео про рекрутинг, карьеру и зарплаты в IT смотрите на нашем канале в YouTube.

Приходите читать, смотреть и комментировать.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда