Про работу в Европе и особенности глобальной роли: мои первые 3 месяца в Мадриде

Всем привет! Меня зовут Алекберова Алина, и я работаю в крупной FMCG компании в Испании. Одновременно с этим я являюсь карьерным консультантом (веду подкаст "Воркшоп" и много пишу на эту тему в телеграм канале @podcastworkshop).

Вот уже чуть больше 3-х месяцев, как я работаю в Европе на глобальной роли, и хочу поделиться своими первыми впечатлениями и наблюдениями. Кстати, в своих прошлых статьях я рассказывала о том, как получить международный оффер и как подготовиться к собеседованиям.

Начну с того, что мой первый рабочий день был 15 июля. В нашей компании нанимают 1 и 15 числа каждого месяца, знаю что есть страны, где в целом трудоустройство только с 1 числа.

Мне приходилось решать все одновременно (как и любому эмигранту): делать ВНЖ, искать квартиру, решать бюрократические вопросы и вливаться в новую роль. Июль пролетел быстро, и вот наступил август, в который я очень рассчитывала завершить он-бординг на работе и найти квартиру. Спойлер: ни то, ни другое мне не удалось)) Я знала, что август - это "мертвый" месяц, но не осознавала насколько. Офис почти пустеет, все процессы максимально замедляются и отодвигаются до сентября. Как бы ты ни хотел прогресса и результата, большинство нужных людей в отпусках. С квартирами тоже полная ерунда: сложно организовать показы (потому что владельцы не в городе), в принципе очень мало нормальных предложений. В итоге за 1.5 месяца я сменила 5 отелей, и потом еще 3 недели жила у коллеги (он уехал в отпуск на это время). С наступлением сентября все оживает: предложения появляются, кафе открываются, и вы буквально не узнаете улицу, по которой ходили весь предыдущий месяц. В общем в свою текущую квартиру я переехала 5 сентября! Поэтому рекомендация номер 1: ничего не планируйте на август.

Первое время самые частые слова, которые я слышала в свой адрес, это chill и relax. Здесь другой темп и другое настроение, и вроде бы мы это знаем, но проживать это и чувствовать каждый день - совсем другое дело. Оказалось, адаптироваться к этому не так уж и легко: ты ощущаешь тревогу, тебе кажется что ты что-то не улавливаешь или упускаешь. У меня тут нет другого совета, кроме как дать себе время: постепенно, шаг за шагом ты начинаешь перестраиваться на новый режим. Даже в самом простом: в Москве я привыкла ужинать где-то в 6-7 вечера. Однако здесь с 4 до 8 многие кафе и рестораны закрыты, и открываются они после 8. Несколько раз я попадала на это и оставалась голодная, но сейчас уже перестроилась, и для меня нормально ужинать в 9-10 вечера (что еще 3 месяца назад казалось чем-то нереальным). Это только один из примеров: фишка в том, что такой бытовой дискомфорт создает тревожный фон, и нужно время, пока ты поймешь как тут все устроено.

Сам Мадрид как город мне очень нравится: он очень красивый, чистый, в меру активный (но в то же время не мегаполис), с очень удобной логистикой. Испанцы максимально приветливые и дружелюбные, английский знают не все, но я часто могу на нем изъясниться (считается, что испанцы прям совсем не говорят на английском, но это не так, во всяком случае в Мадриде с этим все неплохо).

Теперь что касается самой работы. У меня довольно нестандартная ситуация: я сменила и департамент (ранее я работала в трейд-маркетинге и e-commerce, а перешла в procurement), и уровень должности (раньше я отвечала за локальный российский рынок, а теперь у меня глобальная роль). Конечно, это большие перемены. Сейчас я читаю книгу "Первые 90 дней", она больше для управленцев, но в целом подойдет всем. И там в том числе говорится о том, как важно на первых порах иметь кого-то (ментора, консультанта, эксперта, друга), к кому можно обратиться за советом. Я, например, работаю с коучем (сразу даю контакт, потому что часто спрашивают, но это моя личная рекомендация - вы можете найти того профессионала, который подойдет именно вам). Такие встречи помогли мне лучше понять культурный контекст и осознать, как вести себя на новом месте работы. Те советы, которые я дам ниже, сформировались именно в ходе коучинг сессий. Еще охотно порекомендую книгу The Culture Map ("Карта культурных различий" в русском переводе) - это наверное самый известный (и качественный) источник информации, который поможет понять особенности разных культур в корпоративной среде.

Итак, чем я могу поделиться на данный момент:

Совет №1. Наблюдайте.

Для того чтобы понять, как устроена организация (даже если вы переехали внутри одной компании, поверьте, изменения все равно будут), прежде всего надо просто наблюдать, и постараться не применять знакомые вам паттерны поведения. Помните сериал Emily in Paris? Ее американская хватка и напористость в новом контексте смотрелись совсем неорганично. Когда я смотрела этот сериал, это казалось очевидно, но... Потом я сама оказалась ровно в такой же ситуации! Это нормально, и скорее всего поначалу вы будете действовать так, как привыкли. Но чтобы понять, как устроена политика компании, что принято, а что нет - прежде всего надо включить режим наблюдателя.

Совет №2. Не торопитесь с действиями.

Безусловно, компании бывают разные, и где-то вас сразу бросят в пучину дел и будут ожидать быстрого результата. Но в целом, если пытаться обобщать, русские очень actionable. Это связано с тем, что у нас в России более иерархичная структура, мы не так часто подвергаем сомнению задачи, которые ставит перед нами руководство, а менеджменту не нужно убеждать команду в необходимости тех или иных решений: сказано - сделано. В Европе простой постановки задач недостаточно. Здесь все пытаются договориться, несколько раз проговорить, зачем мы что-то делаем, какого результата хотим достичь. Поначалу меня это напрягало: для одного проекта мы три встречи подряд обсуждали его цель, хотя мне казалось, что с первого раза все было понятно)) Но нет! Руководство стремится убедиться, что все on board, что все "за". Важно дать возможность каждому высказаться и внести свой вклад, это помогает в итоге прийти к "weighted approach" - "взвешенному" решению. Это долго и очень нам непривычно, но это так. У этого подхода есть плюсы: после того как все уже точно обо всем договорились, реализация проекта идет гораздо быстрее, потому что нет никакого сопротивления.

Совет №3. Учитесь работать в партнерстве.

В глобальной роли вам часто придется работать в партнерстве и делать проекты с кем-то еще. Это опять-таки не совсем привычный режим: в России ты либо ставишь задачи своей команде, либо идешь договариваться через руководителя (и он ставит задачи своей). Именно равноправных партнерских проектов с коллегами из других департаментов (или из своего же отдела) у нас не так много. Поэтому важно развивать навык договариваться и делить обязанности, обсуждать, завоевывать доверие и авторитет. Это очень непросто, но интересно, и этот опыт однозначно пригодится вам в дальнейшем и многому вас научит.

Совет №4. Обсудите задачи на время испытательного срока.

В Европе средняя продолжительность испытательного срока - 6 месяцев. Кажется долго, но теперь я понимаю, с чем это связано: пока пройдешь onboarding, познакомишься с основными стейкхолдерами и в целом начнешь приносить ценность компании, пройдет 1-2 месяца. Если вы тревожный человек (как я)), и переживаете, как вас оценят и что будет после испытательного срока, обсудите этот вопрос с руководителем. Желательно поставить конкретные цели и задачи на этот период (важно не переоценивать себя и закладывать, что все это время у вас параллельно идет процесс адаптации). Их наличие даст вам некую навигацию: куда бежать и что делать, и что вообще компания от вас ждет. После завершения испытательного срока рекомендуется вернуться к этим целям еще раз и зафиксировать, что они выполнены.

Совет №5. Ваша сила - в perspective.

В своей новой должности я столкнулась с тем, что ты получаешь огромное количество информации про разные страны и рынки. Уложить это в голове довольно сложно: везде своя ситуация, законы и особенности. В итоге я немного утратила почву под ногами, потому что привыкла считать себя экспертом и идти в глубину, но здесь это оказалось невозможным. Ты чувствуешь, что получаешь информацию "по верхам", что в каждой стране есть люди, которые разбираются в конкретном рынке лучше тебя. Здесь мне тоже пригодился взгляд коуча, который дал понять, что на глобальном уровне моя сила - в perspective. В знании трендов, в понимании широких и масштабных процессов. Ты становишься таким "тренд-специалистом", который видит картину в целом и может проводить параллели ("вот мы запустили это на рынке страны N в прошлом году, там были такие-то результаты... в этом году у нас новый пул стран... вот какие тенденции мы видим"). Это новое мышление, которое приходит с опытом (я только в самом начале и поверьте, эти перемены не даются легко). Но само осознание, за счет чего я теперь могу выделиться, дало мне психологическую опору. Хороший источник для понимания трендов, это, например, рассылка McKinsey. На нее можно подписаться бесплатно.

Совет №6. Инвестируйте в networking.

Relationship management очень важен, и я советую направить туда максимальный фокус. Вы будете работать с людьми очень разного возраста (у меня есть коллеги 50-60 лет, которые находятся на одном со мной уровне позиции), разных национальностей (со мной работают люди из Венесуэлы, Бразилии, Индонезии, Сербии, Польши, Италии, Великобритании... и это далеко не полный список), разной культуры. Будьте открыты и готовы к такой diversity, интересуйтесь людьми и учитесь выстраивать взаимоотношения. Это может быть очень непросто, поэтому я и начала с того, как важно получать дополнительную информацию через консультантов и книги (чтобы хотя бы немного учиться в теории, и не совершать больших ошибок на практике).

Вот такие наблюдения у меня сформировались за 3 месяца работы. Напишите в комментариях, интересная ли тема, собирать ли мне материал для второй части?) Если есть что добавить по теме, буду очень рада узнать ваше мнение.

Добавляйтесь ко мне в LinkedIn, подписывайтесь в инстаграме*, и делитесь этот статьей с теми, кому она может быть полезна.

*Meta признана в России экстремистской организацией

22
Начать дискуссию