(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(20277427, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(20277427, 'hit', window.location.href);

Противоречивые чувства: за что мы любим и ненавидим фрилансеров

Еще несколько лет назад стабильное место работы было мечтой любого специалиста. А сейчас многие сотрудники, в том числе у нас в Мегаплане, — фрилансеры. Плюсы у этого есть как для работников, так и для работодателей. Однако между ними бывает и много противоречий. Мы решили разобраться, какие претензии бывают к фрилансерам и так ли серьезны их недостатки.

Беспородные

Доход фрилансера зависит от самомнения. Еще в 2014 году об этом заговорили исследователи ВШЭ. Анализ десятков интервью показал, что самоуверенность помогает продавать себя лучше, чем профессиональные скилы. В то же время выбор работодателя у фрилансеров часто случаен или основан на сарафанном радио. Нет никаких гарантий, что именно этот специалист не завалит ваш проект.

Свободный наем специалистов по контракту начался еще в XIV веке, когда фрилансерами подрабатывали рыцари без подданства. Они нанимались на войну как на проект и после раздела добычи искали себе новые контракты. Современную же историю удаленных работников принято отсчитывать с 1972 года, когда инженер NASA Джек Ниллес рассчитал, сколько можно сэкономить, если нанимать сотрудника без офиса.

Первая биржа фриланса в России открылась 14 мая 2004 года. Но даже такие биржи не всегда гарантируют качественный наем. Если волна слухов не вынесла к вашим ногам надежного профессионала, то предсказать ответственность случайно нанятого фрилансера невозможно. Первый раз вы всегда рискуете. Ни диплом, ни портфолио, ни тестовое задание не дают никаких гарантий. Да и рычагов давления у вас нет: максимум вашей власти — не заплатить обещанный гонорар, но времени и проваленных дедлайнов вам не возместят.

Потеряшки

Сейчас никто не знает, где фрилансер. Спасибо интернету: мы можем работать из любой точки мира в любое время суток. И если ваш фрилансер сдает вам работу в срок, о его местонахождении можно не волноваться. Но когда дедлайн уже прошел, а результата еще нет, возникает вопрос: как найти потерянного удаленщика? Фрилансеру достаточно отключить телефон — и вы никак не сможете на него повлиять. Возможно, он появится через пару суток и расскажет грустную историю о заболевшей кошке, но даже этот факт вы никак не сможете проверить. Главный грех фрилансеров — все держится на честном слове.

Для опозданий у фрилансеров всегда есть свои причины, и тут их можно только пожалеть. Если штатнику достойное место работы обеспечивает работодатель, то фрилансер должен сам добыть себе письменный стол, кофе и стабильный интернет. Он сам взвалил на себя эту ношу, но часто неустроенность рабочего места фрилансера становится головной болью работодателя. Если у исполнителя нестабильный интернет, а дедлайн близко, нервы тратят все.

По данным российского IT-холдинга TalantTech (он проводил исследование с января по июль 2020 года), 66% заказчиков нанимают высококвалифицированных специалистов на удаленке, потому что их можно быстро привлечь к работе.

Фрилансеры действительно могут работать быстрее. Но в этом скрывается еще один их недостаток: они работают ночами и по выходным. Казалось бы, это опять их проблема, но вопросы у исполнителей появляются именно в процессе, в нерабочее время. Они вдруг обнаруживают, что им не прислали критически важный файл, или утверждают, что готовы внести правки именно в это воскресенье. И если фрилансер не получит то, что заказал, пострадать могут ваши сроки. В этот момент любому штатнику, который отработал пять дней и проснулся в свой законный выходной, приходится выбирать: поработать еще и без оплаты или получить срыв дедлайна в понедельник и лишиться премии.

Кайфушники

Со стороны кажется, что фрилансерам слишком хорошо живется. Пока кто-то сидит в душном офисе и глядит в окно, как проходит жизнь, соцсети фрилансеров полны фотографий пляжей, прогулок и любований осенними парками.

Мы понимаем, что это иллюзия: фрилансеры работают даже больше офисных сотрудников. Просто делают они это, когда и где им удобно: на лавочке в парке, на вписке у друзей, по ночам или на выходных. Фрилансер действительно имеет больше свободы, чем сотрудник офиса. Даже если работает из дома и не встает от компьютера по двенадцать часов кряду. И эта возможность самому верстать свое расписание кажется со стороны фестивалем ничегонеделания.

По результатам исследования PwC 2020 года, рынок фрилансеров составляет 20% от всего занятого населения и с каждым годом растет в геометрической прогрессии. Опрос компании Upwork того же года показал, что 60% работников, перейдя с полной ставки на фриланс, стали зарабатывать больше.

И это то, что хочется им предъявить. У них не только есть время на прогулки, но и зарабатывают фрилансеры больше — именно так кажется со стороны. Мы не берем в учет, что у них нет отпусков, больничных и медицинской страховки. Зато их зарплата зависит от проделанной работы. И если фрилансер много на себя берет, он и много получает. Тогда как за усилия штатника — есть они или нет — выдают фиксированную ставку: зарплату и, если повезет, премию. Но не больше.

Неумехи

Фрилансеры несамостоятельные. Даже лучшие из них. В современных компаниях достаточно закрытых данных, доступ к которым есть только у штатных сотрудников. И все эти сведения могут быть нужны для работы фрилансера. Из-за этого, когда удаленщику требуется, например, контакт аналитика, статистика по клиентам или картинка нового дизайна, он не может добыть ее сам. Ответственному штатнику приходится бросать свои дела и идти добывать ресурсы для чужой задачи. А о том, что чего-то не хватает, фрилансер обязательно сообщит в воскресенье.

К тому же любого специалиста приходится воспитывать под себя. Какой бы идеальный исполнитель с вами ни работал, всегда есть место для притирки. Вы договаривается о процессе и форме подачи ТЗ, вы обучаете этого человека тонкостям именно вашей работы. Вы делаете его удобным, учитываете его особенности, а он легко уходит к более щедрому работодателю.

По опросам площадки П4.0, в 2021 году 55% россиян совмещали фриланс с постоянной занятостью. А это значит, что при случае вас как работодателя всегда смогут отодвинуть на второй план ради основной карьеры.

Аналитики крупнейшей в России биржи фриланса FL.ru провели опрос предпринимателей, которые сотрудничают с фрилансерами: 39% жаловались на постоянный поиск новых исполнителей, 36% не устраивают сложности в коммуникации, безответственность и необязательность таких сотрудников, а 51% опрошенных неудовлетворены качеством работы.

Но, несмотря на все наши жалобы, без фрилансеров мы бы не справились. Они действительно экономят деньги: на обучении, офисных местах, страховках и оплате услуг рекрутинговых компаний. Фрилансеры экономят наше время: мы быстрее выполняем задачи и меньше тратим время на наем. На удаленку мы нанимаем независимых специалистов, узконаправленные кадры, сверхкомпетентных сотрудников на разовые проекты. Без фриланса мы бы не могли так легко развивать свои бизнес-проекты.

Да, удаленные сотрудники не без греха. Но из всех правил есть исключения. И надо признать: около половины работодателей по всему миру все еще не умеют работать с фрилансерами. К счастью, мы не стоим на месте. Статистика за 2021 год от фриланс-платформы Kwork показала взрывной рост количества фрилансеров, в основном за счет специалистов, потерявших работу во время пандемии. Выросли и требования к специалистам: благодаря этому 51% фрилансеров повысили свою квалификацию, а, по данным сервиса Fiveee Workspace, 95% независимых работников обзавелись более чем двумя профессиональными навыками.

Компания Upwork в 2020 году посчитала, что фрилансеры экономят 30–50% средств, которые компания могла бы потратить на наем, а также сокращают время поиска с 20 до 3 условных дней. Таким вольнонаемным специалистам чаще отдают срочные проекты. А значит, риск провалить работу повышается.

И пора признать: мы все-таки любим фрилансеров. Ведь они как наши рабочие «дети» — такие же несамостоятельные, так же требуют похвалы и терпения, так же нуждаются в присмотре. Если вы работаете с фрилансерами, просто помните о нескольких правилах сотрудничества.

Четко обозначьте ТЗ. Разберитесь в задаче, обговорите этапы, назначьте критерии приемки, предоставьте все нужные материалы и обязательно обсудите сроки. Лучше добавьте два-три дня, но не говорите об этом исполнителю.

Следите за сроками сами. Проверяйте работу на промежуточных этапах, напоминайте о приближении дедлайна. Иногда фрилансер говорит, что работает над вашей задачей, а сам делает параллельный проект — задавайте уточняющие вопросы или просите показать промежуточный результат. Успешное исполнение задания зависит и от ваших усилий.

Будьте на связи. Вопросы у фрилансера появляются в любое время, а не получив ответ, специалист останавливает работу. Обговорите заранее, когда вы не готовы отвечать на сообщения.

Проявите понимание. Если вы поймали фрилансера на вранье, увиливании или преувеличении своих успехов, будьте справедливы. Оставайтесь в рамках рабочих отношений: если дедлайны завалены, проекту криком не поможешь, а получить репутацию плохого работодателя очень легко. Фрилансеры скорее поверят своим, чем будут разбираться в причинах конфликта.

Хвалите, но только за хорошую работу. По какой бы профессии ни работал фрилансер, если он не признанная звезда, кроме денег ему необходимо подтверждение его успеха. К тому же ваш хвалебный отзыв он всегда может прикрепить к своему резюме. Поэтому оставайтесь непредвзяты, но признавайте победы. Особенно если работник сделал больше, чем просили, — это стоит поощрять.

А вот тут можно почитать еще больше наших советов по работе с фрилансерами.

Сергей Козлов
Генеральный директор Мегаплана

За время, пока Мегаплан работает с фрилансерами, я убедился, что фриланс — это не вид деятельности и даже не способ заработка, это склад характера. Один раз мы с коллегами даже столкнулись с патологическим случаем. Автор на фрилансе умудрялся прислать статью в ночь накануне ее запланированного выхода, готовил один материал по полгода и все время искренне извинялся за опоздания, когда, конечно, соизволял выйти на связь. Он собрал в себе все пороки, перечисленные в статье. Хорошо его зная, мы даже планировали выпуски за его авторством с большим разбегом по времени. Терпели долго, потому что он был чертовски талантлив. Почему был? Потому что пришлось попрощаться: необязательность, ставшая привычкой, губительна для любого сотрудничества. И даже талант тут не спасет.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Олег Масленников

ну не все фрилансеры не организованные

Ответить
Развернуть ветку
Мегаплан
Автор

Согласны:)

Ответить
Развернуть ветку
cybermerlin

"необязательность" появляется ровно там, где недостойная оплата ИЛИ размытые сроки. Для первого случая - исполнитель двигает сроки реализации берясь за более выгодную задачу в первом приоритете. А во втором случае - любой человек в 99% просто возьмется делать в этот промежуток задачи более срочные - решением будет только повышение Оплаты за более быстрое выполнение задачи.

Основная задача руководителя - уметь работать с подчиненными (в частности мотивировать).
Но за приведенную статистику в статье - огонек =)

Ответить
Развернуть ветку
Мегаплан
Автор

Рады, что было полезно!

Ответить
Развернуть ветку
Егор Власов

Баланс статьи явно больше в сторону "за что ненавидим". Достоинств много, но они просто перечислением в один абзац.

Хорошо бы разобрать, какого рода задачи можно / стОит отдавать фриалнсерам, а для каких лучше привлечь внутренние силы.
Кажется, проблема начинается именно на этой стадии.

Ответить
Развернуть ветку
Мегаплан
Автор

Идея для следующего материала;)

Ответить
Развернуть ветку
ineron B2B Evgenii Iliushin

Если вам пришлось распрощаться с талантливым но не обязательным человеком (и судя по всему вы об этом сожалеете), то горе вы руководитель. (Как было сказано в одном фильме "Кодекс это не закон а свод правил". Дедлайн это ваши заморочки а не его.) У тех кто работает в офисе и тех кто работает где хочет, разные среды обитания. У вас разные стереотипы и разные методы мотивации. (Мотивация сотрудников на мой взгляд не сильно отличается от мотивации фрилансеров. И те и другие не хотят потерять то уютное состояние в котором они находятся. Но есть некоторые различия.) Вы когда нибудь слышали о хорошем писателе, работающем в офисе ? Вам не приходило в голову откуда они черпают вдохновение ? Они такие какие есть и вы ни чего с этим не можете поделать. Так смеритесь. Изменитесь сами. Хотя проблема многих руководителей именно в этом и заключается. Вы поймите одну простую вещь, что людей свободно распоряжающихся своим временем пытаются контролировать те кто всю свою жизнь подчинялся правилам. Это как если бы художниками руководил прапорщик.
1) Не назначайте ДЛ в притык.
2) Сделайте к примеру по -10% за день просрочки.
3) Всегда имейте план Б. У вас должен быть запасной материал и стоимость подмены должна учитываться в общем бюджете.
4) За просрочку назначайте более низкую стоимость на следующую работу.
5) А это как девиз: "Если фрилансера не интересуют проблемы компании то почему компанию должны интересовать проблемы фрилансера."

P.S. Проследите сколько времени сотрудники в офисе тратят именно на работу. Сотрудники в офисе это иллюзия контроля.

Ответить
Развернуть ветку
Мегаплан
Автор

Спасибо за такой эмоциональный и в то же время дельный комментарий! Советы классные. В том конкретном случае, который упоминается в статье, мы прошли все: и штрафы за просрочку, и понижение гонорара. Мы даже, скорее всего, ошибочно, пошли на уступку, перешли на частичную предоплату (это к вопросу о комфортной среде фрилансера, была просьба с его стороны). Надо смириться с тем, что есть люди, по природе своей необязательные, и с этим ничего не сделаешь. Такова их природа, против которой, как известно, не попрешь.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Lezhanin

Штрафы и санкции не работают - это уже давно проверено и доказано. Такой работодатель долго не продержится и рано или поздно будет заменен на другого, более лояльного. У меня во всех договорах есть пункт о санкциях за задержку сроков. Но работодатели так же задерживают эти сроки. Не присылают полностью ТЗ, меняют в середине работы над проектом задание, добавляют дополнительные варианты. Простаивающий в ожидании ответа от клиента фрилансер так же теряет деньги, по нескольку тысяч в день. Так что тут взаимодействие выстраивается на равных, на взаимном понимании, уважении и доверии, а не с позиции более сильного и более слабого - "делай, как велено, или тебя настигнет кара".
Добавлю еще из личного опыта.
1. ТЗ нужно проверить как можно подробнее и сразу после того, как его прислали. Прям отложить все срочные другие дела. Чем раньше обнаружите, что там чето-то не хватает или не в том формате прислано или плохо объяснено - тем лучше всем. Не придется уточнять в воскресенье и будет меньше правок.
2. Продумывать на пару шагов вперед и предвосхищать дальнейшие действия клиента - очень ценный навык. В каком месте моего письма информацию можно расценить двусмысленно? Что, если сегодня не ответят? На какую задачу переключиться, чтобы не простаивать во время ожидания ответа? Что, если сразу не примут и будут правки? Постепенно начинаешь хорошо разбираться в предпочтениях клиента и можешь предугадать, будут ли правки и какие именно.
3. Делать больше, чем просили - это прям ключ к сердцу любого клиента (а если еще и раньше срока отдавать - то тем более). Но обязательно нужно обозначать это - "договаривались вот так, но я сделал дополнительно еще и вот это, просто потому что мне показалось это хорошей идеей". Если не обозначать - то возникают ситуации типа "а почему в прошлый раз объем был больше, но стоило дешевле?" Да просто что-то бонусом сделал за так в прошлый раз, молча. И никто уже не вспомнит, что это было сверх оговоренного.
4. Следить за сроками, держать руку на пульсе - да, это дело клиента (хоть это иногда и раздражает). У фрилансера с несколькими клиентами кто из них активнее интересуется прогрессом по проекту, у того и приоритет. Молчуны ждут дольше остальных, потому что создается впечатление, что у них и не особо дедлайны горят.
5. Клиента тоже нужно обучать и воспитывать. Рассказывать, в каком виде составлять ТЗ, чтобы фрилансер потом не отвлекал дополнительными вопросами. Рассказывать, в каком виде отправлять правки и как писать обратную связь, чтобы не было двусмысленностей. Оговаривать до начала работы всякие спорные ситуации и условия дополнительных работ сверх договора.
6. Все критически значимые для проекта моменты обсуждаются только в переписке, лучше в почте, а не мессенджерах (там можно удалять сообщения) Это автоматически исключает огромное количество недопониманий: "я такого не говорил", "вы мне не отправляли такого файла", "мы не так договаривались" и проч. Если очень хочется, можно записывать телефонные разговоры, но потом искать по ним будет неудобно.

Ответить
Развернуть ветку
Мегаплан
Автор

Спасибо за классные советы! Чувствуем, нужен цикл статей о фрилансерах.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Волкова

У моего работодателя был незакрыт гештальт по удалённой работе все полтора года, которые я у него проработала. Всё время он пытался мне внушить, что я встаю в час дня, что я ещё где-то работаю, что он не может видеть, чем я занимаюсь в течение дня и т.п. При этом я всю работу выполняла, отчитывалась перед ним как можно чаще, звонила рано утром по рабочим вопросам и коммуницировала в любое для него удобное время. Что делать с доверием? Нанимают на удалённую работу, а потом начинают терзать и мучить себя и работника своим недоверием и страхом, а вдруг его обманывают, держат "за дурака" и т.п. Даже результаты работы не всегда являются доказательством для такого работодателя. Всё это демотивирует и разрушает отношения, ведёт к неизбежному финалу.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда