Кто такие токсичные сотрудники?

Все компании неизбежно сталкиваются с ними. Они не только наносят вред атмосфере, дестабилизируют работу других сотрудников, они наносят долговременный ущерб компании, а порой и ее репутации.

Кто они и как справляться с ними?

Елена Пархоменко, Директор по персоналу сети экипировочных центров "Блокпост"

Все понимают, что это сознательные\бессознательные разрушители бизнеса.
Ключевой маркер определения — это когда вы вынуждены тратить на токсичных людей (и исправление последствий их деятельности) ресурсов гораздо больше, чем их личный вклад, когда вы вынуждены отвлекаться от стратегии и созидания в пользу нейтрализации негативных рисков.
Из всех типов токсичных сотрудников самые опасные — управленцы.
Зона поражения гораздо шире, последствия серьезнее, и времени на восстановление Компании потребуется в сотни раз больше. Они не только низко эффективны сами, но забирают и чужое время, энергию, создают сложности, вгоняют в стрессовые ситуации, отбивают желание у других сотрудников добиваться успеха в рамках компании. Пропадает атмосфера доверия, уважения, вовлеченность и удовлетворенность работой, что напрямую влияет на финансовый результат. Сотрудники перестают делиться информацией или предоставляют ее в искаженном виде. Убивается творческий потенциал. Действия направляются не на эффективную работу, а на избегание обвинений и наказаний. Подразделения перестают нормально взаимодействовать. Обесцениваются результаты и бренд команды.
Топ-менеджеры принимают некачественные решения, которые приводят к крупным финансовым потерям и регрессу.

Как проявляется токсичный стиль поведения?

Часто через тиранию, высокомерие и эгоцентризм, затягивание принятия решений и усложнение бизнес-процессов, подозрительность, недоверие, грубость и презрение, зависть и ложь, обвинительную позицию и перекладывание ответственности, иллюзию незаменимости и преувеличения собственной важности, создание видимости партнерства и отсутствие приемников, негативное отношение к новым технологиям и людям, отсутствие главной цели понимание куда ведут свою команду, показную преданность, интриги, шаблоны и закрытость сознания, иждивенческую позицию, отставание от общего уровня развития в компании, псевдопрофессионализм, распыление на подчиненных не своего направления, мстительность и искаженную самооценку, синдромы «тотального контроля», «жертвы», «блатного», «нарцисса», «самого заслуженного», «всегда прав», «властью данной мне повелеваю» и др.

Но это всегда склонность к деструктивным действиям.

Как нейтрализовать влияние от токсичных менеджеров:
1. Увольнение. Во-первых, они притягивают себе подобных и заражают всю компанию. Во- вторых, регулярно унижают других и идут на конфронтацию, вторгаются на личную территорию, провоцируют, настраивают против друг друга, отказываются принимать других людей с изменениями. В-третьих, профессионалы и успешные сотрудники не долго будут терпеть подобное расходование ресурсов и покинут токсичную Компанию.
2. Профессиональная система подбора. С целью привлекать сильных командных игроков, которые требуют и демонстрируют уважение, доверие.
Четкие бизнес-процессы и управленческая культура, поддерживающая бизнес-стратегию с ценностями в Компании. Синергичность действий топ-менеджеров и демонстрация на собственном примере верной модели поведения и соблюдение открытых правил. Наполнение всех каналов коммуникаций конструктивной информацией. Исключение пустот и разрывов коммуникации от управленцев до работников. Принятие того факта, что трансформация культуры и ценностей — это длинный совместный пусть единой управленческой команды. Именно в подобных условиях у "токсичников" меньше шансов поразить Компанию целиком.
3. Регулярная система деловой оценки.

На базе актуальной эффективности и потенциала , а не на основании прошлых заслуг и «иллюзий». Со своевременными управленческими решениями, и ответственностью непосредственного руководителя за динамику развития подчиненного.

5. Оперативная деятельность.

Только как вынужденная и временная мера, т.к. токсичный затаится и будет искать повод мстить, вредить вдвойне: загружаем работой максимально и устанавливаем систему промежуточных контрольных точек, чтобы минимизировать временные возможности на распространение токсичности; обратную связь по токсичности предоставляем сразу при первых негативных поведенческих проявлениях — недопущение повторения в будущем, независимо от «заслуг»;

6. Функциональная локализация и снижение числа взаимодействий, чтобы не распространять токсичность на эффективных сотрудников;

7. Предпочтительно использование письменных коммуникаций для объективности информации и экономии времени на преодоление возможных сопротивлений;

8. Исключение любых зависимостей от них с помощью дублеров либо смены функционала;

9. Внимание к тревожным сигналам от других сотрудников (если начали жаловаться);

10. Расставание неизбежно. Вопрос времени и готовности «смириться» с постоянным разрешением проблем «перевоспитания» токсичника в ущерб собственной результативности топ-менеджера и эффективности компании. Каждый руководитель понимает, что профилактические мероприятия и скорость реагирования на токсичных сотрудников — единственный шанс нейтрализовать последствия. Все остальные мероприятия - лишь дополнительные потери времени, энергии, финансов, лучших сотрудников, авторитета топ-менеджмента и бренда Компании. Это цена «вторых / третьих шансов токсичникам».

P.S. Внимание! Существует разница между токсичным сотрудником и демотивированным. Варианты реагирования и сценарии развития событий — совсем иные. Но это уже другая история.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Make Luv

А я вам расскажу кто такие нетоксичные сотрудники. Это когда в каком-нибудь ООО "Скайп" или ЧП "Андроид" какой-нибудь поехавший от своей гендерной неидентичности дизайнер предлагает сделать круглые авочки или кнопочку закрытия настроек слева, когда по всей системе они издревле справа, а коллеги говорят "Отличная идея, Джо!", хотя каждый считает идею говном. Вот эти нетоксичные гондоны и ведут нас всех в UX-ад.

Ответить
Развернуть ветку
Забор крови

Почему квадратные аватарки лучше, чем круглые?

Ответить
Развернуть ветку
For Nothing

Столько эпитетов, а если убрать, то выходит история о хуёвом начальнике, который не смог организовать работу коллектива и ищет крайнего, чтобы другие работали лучше.
Показательные увольнение - ну такое себе.

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav Mt

Ну не знаю, отступы хотя бы добавьте.
P.s. не токсик

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аналитика на Диване

Модно, молодежно, токсично.

Надеюсь при каждом использовании слова "токсичный" на спине вырастает по *ую ну или по мужской *гине, мы же в современном мире, где все возможно.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Теперь не просто, начальник-дебил, а начальник-токсичный.

Ответить
Развернуть ветку
Алена Ценина

Когда уже все оставят в покое это слово?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Так модно-же, ...идарас как-то устарело.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда