Комиксы в обучении сотрудников

Одна из причин почему люди бросают обучение — скука. Монотонный голос, длинный текст, однообразная презентация — стартовый набор провальной программы. Один из вариантов разнообразить курс — перевести его в комикс. Рассказываем почему стоит попробовать этот формат в корпоративном обучении и какие препятствия будут на пути.

От антилоп к супергероям

Появление комиксов относят к разным эпохам. Кто-то говорит, что наскальная живопись или роспись в египетских пирамидах могут быть рисованными историями. Другие считают, что первые комиксы создал Уильям Хогарт в виде серии сатирических карикатур в 18 веке.

Впервые в массовой печати комиксы появились во второй половине века 19, а с 1929 начали выходить отдельными изданиями.

Европа, США, Корея и Япония породили свой неповторимый визуальный стиль и особенности повествования, но сохранили главный принцип — картинка вместо тысячи слов.

Россия с комиксами тоже хорошо знакома. Старшее поколение выросло на «Веселых картинках» и «Мурзилке».

Продолжение истории <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fy4astkoviu.livejournal.com%2F640150.html&postId=585660" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">по ссылке</a>
Продолжение истории по ссылке

Комиксы могут развлекать, мирить и ссорить. Но вот могут ли они обучать? Вполне.

Образовательные комиксы

К этой категории можно отнести:

  • Пересказ литературного произведения
  • Биографии
  • Исторические комиксы
  • Различный научпоп

Долгое время шли споры о том, насколько качественно образовательные комиксы передают знания, но в итоге такой формат был признан эффективным. И сегодня комиксы нередко входят в школьные программы.

В России комиксы всё ещё считаются «книжками для неумных». Но отдельные педагоги с этой позицией не согласны. Есть опыт создания комиксов по архитектуре Пскова, учитель литературы Алексей Олейников написал комикс-путеводитель по «Евгению Онегину». Есть готовые методические рекомендации по использованию комиксов на уроках биологии.

И если комиксы можно использовать для обучения детей, то и для взрослых его можно попробовать. Например, для адаптации новичков или в обучении практическим навыкам.

Почему стоит попробовать комиксы в обучении сотрудников

Традиционно, комикс — это законченная история, в которой описательную часть заменяют изображения. Зачем описывать офис или цех, время года, когда это можно просто нарисовать? Остаются диалоги и мысли героев, которые иногда тоже заменяются изображениями.

С одной стороны, комиксы требуют, чтобы текст был лаконичным и сжатым до смысла. Но некоторые абстрактные теоретические вещи можно заменить иллюстрацией или инфографикой. Так достигается баланс между количеством текста и количеством передаваемой информации.

Кевин Ченг много лет занимается разработкой комиксов для корпоративного обучения и выпустил книгу «Смотри что я имею в виду».

Вот какие преимущества комиксов для обучения сотрудников он выделяет:

  • Формат нарисованных историй хорошо помогает в коммуникациях, передаёт движение и экспрессию, последовательность событий и движений.
  • Комиксы легко воспринимать благодаря понятному языку эмоций персонажей и баблам (облака с текстом).
  • Комиксу необязательно быть красивым. Он может быть схематичным и всё равно передавать информацию.

Ченг приводит пример команды eBay, которая используют комиксы, чтобы построить путь клиента по сайту и для внутренней документации.

А вот его собственная небольшая история:

Комиксы хорошо подходят для поддержки обучающих программ. Есть несколько сценариев использования:

  • Кейс. Пошаговое описание задачи и её решения.
  • Примеры и сценарии. Могут выглядеть как нарративный диалоговый тренажёр. Обучающиеся входят в роль, отвечают на вопросы и принимают решения.
  • Рекомендации. Некий сквозной персонаж периодически появляется в курсе и рассказывает, как он решал подобную задачу.
  • Связка. Учебный курс может состоять из разных уроков, но в формате комикса можно подвести итоги и рассказать, что будет дальше.

Также комиксы могут последовательно рассказать о продукте и его устройстве. Так поступил Google, когда запускал Chrome. Из этого комикса даже человеку далёкому от устройства браузеров становится понятно, как работает Chrome и чем он отличается от других продуктов.

Другой пример. В одной лаборатории были очень строгие проколы работ. Их нарушение, могло привести к тому, что исследование будет признано нерелевантным. Например, папка не в том ящике может погубить исследование. Но серия обучающих комиксов помогла не только ускорить работу, но и на 20% снизила количество ошибок.

  • Человек не может удерживать в поле внимания более 6 объектов. В комиксе легко учесть этот нюанс и не добавлять лишних деталей, как часто бывает на фото.

    Например, если нужна инструкция по использованию оборудования, можно сделать фото, отметить цифрами порядок действий и подписать их. Но человека будут отвлекать другие элементы панели управления и сами указатели. Поэтому можно схематически перерисовать панель и выстроить картинки в нужном порядке с описаниями действий.
Пример переусложнённой схемы, которая рассеивает внимание. Много ненужных деталей, которые «съедают» пространство для объяснения. Её можно разбить на шесть отдельных страниц комикса и получить готовый элемент микрокурса.
Пример переусложнённой схемы, которая рассеивает внимание. Много ненужных деталей, которые «съедают» пространство для объяснения. Её можно разбить на шесть отдельных страниц комикса и получить готовый элемент микрокурса.
  • В комиксах можно использовать небольшой набор цветов. Изначально это ограничение пришло из полиграфии и сейчас неактуально. Но даже популярные веб-комиксы идут по этому пути.

    Из небольшого набора цветов можно создать контрастную палитру, которая будет хорошо смотреться на небольшом экране смартфона. Так, комиксы Банни обходятся максимум 10 цветами, а большая часть XKCD — двумя (но это уже экстремальный вариант).
  • Наш мозг быстрей обрабатывает изображения, а не текст. Более того, незнакомое слово мозг «превращает» в картинку и запоминает. А потом распознаёт не отдельные буквы, а запечатлённый образ.

    Применительно к комиксу это означает, что человек заметит выражение лица персонажа и только потом прочитает текст. Или обратит внимание на визуальные предупреждения раньше, чем узнает, что не нужно что-то делать. Этот приём хорошо знаком каждому. Чем чаще мы видим рекламу с лого или упаковкой товара, тем быстрей находим его на полках.

Благодаря этим достоинствам, комиксы можно использовать для создания пошаговых инструкций, иллюстрировать ими курсы по soft skills или новым товарам.

Особенно хорошо комиксы работают в связке со сторителлингом. Он увлекает и создаёт более прочную эмоциональную связь с контентом.

Нечаева Надя 
специалист по корпоративным коммуникациям

Всё началась с попытки формализовать ценности клиентского сервиса, которые сложно уместить в строгие буквы. Ну скажите, как передать доброжелательную улыбку?

Это должно было быть что-то очень живое, всем интуитивно понятное. Идея комикса пришла довольно быстро — все участники рабочей группы были в одном культурном коде.

С помощью агентства мы нарисовали динамичный обучающий комикс, в котором герой вместе с читателем проходит путь клиентского сервиса, встречает инциденты и варианты их разрешения.

Персонажи в комиксе — собирательные образы заказчиков, руководителей и рядовых сотрудников. Мы нарисовали истории реальных взаимодействий. Даже слова в баблах — чья-то прямая речь.

Главный смысл, который мы пытались донести — любое действие каждого сотрудника компании оказывает влияние на реальное или воспринимаемое качество услуги.

Признаюсь, сложностей было достаточно. И творческих, и организационных мук. Ну и самое сложное — баланс между игровой подачей контента и серьёзностью содержания.

Постепенно, айдентика нашего комикса вышла за пределы задачи и очень органично влилась в систему внутренних коммуникаций: набор цветов и элементов, линейка персонажей стали постоянными участниками многих неформальных презентаций и рассылок. Недавно даже начали внедрять корпоративный стикерпак в Телеграме.

Если говорить о результате применения комикса, то наша главная задача была не восхитить, а обучить сотрудников. И комикс был инструментом коммуникации. Надо признать, полезным. Будем продолжать.

Сложности использования комиксов в обучении персонала

Недостатки такого формата учебных материалов плавно вытекают из достоинств.

  • Необходимо быть лаконичным. Не просто сократить контент, а расщепить его на текстовую и визуальную составляющую.
  • Неизбежное упрощение контента. Если вы решите использовать комиксы, вам придётся не только разделить содержимое на текст и визуал, но и продумать их максимально легкую подачу.
  • Необходимость рисовать и делать раскадровки. Самому, с помощью конструкторов или найма дизайнеров. С другой стороны, если у L&D есть опыт подготовки видео или программа использует сторителлинг, то подготовить сценарий будет намного проще.
  • Нужно соблюдать баланс в деталях. Например, вы готовите инструкцию по использованию программы. Нужно показать какие кнопки нажимать и что писать в какие поля. Если убрать пространство вокруг нужных элементов, то человеку будет сложней ориентироваться в реальном интерфейсе.

О сложностях работы с комиксами предупреждают и разработчики курсов.

Елена Тихомирова
основатель и генеральный директор eLearning center, автор книги и телеграм-канала «Живое обучение»

Я комиксы в курсах не люблю. Читать люблю, а вот для обучения — нет. И есть ряд причин, почему так.

Был период, когда комиксы в электронных курсах были очень модны. И все заказчики просили именно в таком формате подавать материалы.

Оказалось, что есть очень много ограничений:

  • Комиксы подходят только для материала, которые можно уложить в короткие реплики. Большие, длинные реплики в комиксе смотрятся плохо. Не только не красиво, но и читаются с трудом.
  • Далеко не все темы корпоративного обучения можно визуализировать в комиксе. Чтобы было интересно, нужна смена сцены и положения героев в пространстве, движение по сути. Достаточно сложно организовать движение в курсе по нормативам обслуживания колесных пар подвижного состава определений модели.
  • Есть большое количество форматов, которые в комиксе представить нельзя: таблицы, большие диаграммы и схемы. А в хорошем учебном материале их много.

И еще есть вопрос восприятия слушателями комиксов. Я лично знаю огромное количество людей самого разного возраста, которые комиксы читать вообще не могут, не комфортно и не нравится.

Но комиксы можно вполне использовать как отдельную вставку в курс. У нас такой формат пошел. Когда есть некоторая сценка, которую можно обыграть в комиксе и этим можно отлично разрядить обстановку, дать людям возможность отдохнуть. Это может быть началом курса, может быть такой перебивкой по всему материалу.

Но все равно важно помнить, что далеко не любой контент подойдёт. Многословный материал для комикса не подходит. А в корпоративном обучении очень много тем с большими и длинными словами и с большим количеством этих слов.

Комиксы и мобильное обучение

Комиксы хорошо подходят для микрообучения, ведь у них короткая законченная история их легко прочитать за чашкой кофе и усвоить главное.

Электронные форматы всё чаще выбирают для корпоративных программ, поэтому при разработке курса нужно принимать во внимание, что обучение будет происходить скорей всего со смартфона.

Здесь есть свои специфические моменты.

Как строится повествование в классическом комиксе. При чтении с листа или монитора наши глаза двигаются слева направо и вниз.

Комиксы в обучении сотрудников

В мобильном формате такой вариант почти невозможен, поскольку экраны смартфонов просто не вместят все блоки.

А при использовании смартфона движения вниз совершаются намного чаще и движений вправо почти не происходит. Так что при подготовке комикса нужно учитывать, что полоска даже из двух кадров может стать нечитабельной, поэтому проектировать повествование нужно вниз, а не вбок.

Комиксы в обучении сотрудников

Также в 2010 году вышло исследование, которое показало — чем сложней текст, тем хуже он воспринимается при чтении с мобильного устройства.

Но чем больше будет комиксов в обучении, тем быстрей дизайнеры курсов найдут оптимальный формат отображения и сторителлинга.

По итогам. Комиксы — хороший обучающий или поддерживающий формат. Однако и ресурсов для подготовки он требует больше, чем простой текст или презентация.

Но провести эксперимент с ними можно, если не забывать про ограничения и требования, которые предъявляют рисованные истории.

2424
19 комментариев

Интересная идея обучения, может так действительно лучше

2
Ответить

Да, для некоторых случаев комикс может стать хорошим вводным или поддерживающим форматом. Но сложные фундаментальные темы осветить через них бывает проблематично.

Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Елена Тихомирова основатель и генеральный директор eLearning center, автор книги и телеграм-канала «Живое обучение»Погуглил для интереса, обычная инфоцыганка без лицензии. И на мнение таких экспертов вы опираетесь?

1
Ответить

ничего удивительного, их сейчас сотни

2
Ответить

Возможно вы её с кем-то перепутали.

1
Ответить

будем цыганить

1
Ответить