Как создать контент для микрообучения

Хороший учебный курс дает новые знания или рассказывает, как сделать из буханки хлеба троллейбус. Но содержание надо ещё качественно упаковать. Когда речь идет о микрообучении подача контента особенно важна.

Как создать контент для микрообучения

Продолжаем разбирать книгу Карла Каппа и Робин Дефелис Microlearning. Short and Sweet. Прочитали-перевели седьмую главу о том, как готовить контент для микрообучения.

Публикуем главу с некоторыми сокращениями — часть рекомендаций авторов слишком очевидны: «делайте хорошо, а плохо не делайте».

Тексты и вопросы в микрообучении

Главный принцип, который стоит использовать при создании микрообучения — KISS — Keep it Short and Simple. Любое сообщение будь это текст, видеоролик или подкаст, должно быть коротким и простым для восприятия.

Поскольку упаковать большой объём информации в короткие модули непрост, используйте короткие сценарии и вопросы, которые акцентируют внимание на главном.

Пишите кратко

Многословность — главный враг. Не стоит пытаться впечатлить учащегося и вставлять слова, которые загромождают текст.

Вот несколько примеров:

Абсолютно необходимо → Необходимо
Предварительное уведомление → Уведомление
С опережением графика → Рано
Большое количество чего-либо → Много
В настоящее время → Сейчас
Много разных способов → Многими способами
Таинственный по своей природе → Загадочный

Ещё можно вспомнить отечественный список избыточных выражений.

Для концентрации послания на смысле авторы рекомендуют такой подход:

  • Настройка. Обзорное предложение, которое даёт расширенное представление о содержании.
  • Уточнение. Основные смысловые точки.
  • Пример. При необходимости.

Как может выглядеть итоговое сообщение:

Настройка
Техники погашения конфликта имеют решающее значение для быстрого разрешения ситуации.

Уточнение

Создайте свой подход с помощью PRISM:

  • Поставьте встречу на паузу,
  • Удалите не вовлеченных коллег
  • Спросите о причине или проблеме
  • Изложите дипломатические замечания
  • Выступите посредником в разрешении конфликта

В данном послании не нужен пример, ведь суть сообщения содержится на стадии «Уточнение».

Используйте действительный залог

Начнём с примера:

Пассивный залог: Мною было съедено яблоко.

Действительный залог: Я съел яблоко.

Действительный залог ближе к разговорной речи, возникает ощущение беседы с живым человеком, что помогает усвоению материала.

Как создать контент для микрообучения

Задавайте правильные вопросы

Большая часть микрокурсов ориентируется на извлечение контента из памяти учащихся. Для этого подходят разные тесты. Вопросы к ним ним нужно писать без словесной избыточности, чеканить формулировки и правильно формулировать.

  • Задавайте целевые вопросы. У них может быть только один конкретный ответ. Например, вопрос «Сколько колес у автомобиля» нельзя называть целевым. А вот «Сколько колес у пассажирского автомобиля» подходит гораздо больше.
  • Придерживайтесь словарного запаса учащихся. Ведь вы проверяете их знания, а не вокабуляр. Да, есть сферы, в которых важна терминология, например фармацевтика. Но стоит ориентироваться на уровень подготовки учащихся и тестировать вопросы на более опытных сотрудниках или представителях ЦА. Так что создание теста может потребовать несколько итераций.
  • Измеряйте глубину знаний. Включайте вопросы, которые показывают, насколько хорошо учащиеся поняли материал и могут строить причинно- следственные связи. Например, в теме о ведении проектов можно спросить, насколько сдвинется проект при некоторых вводных. Неважно знает сотрудник термин «перспективное планирование». Главное, что он понимает, как оно работает.
  • Используйте аналитические вопросы. Если продолжать пример из предыдущего пункта, то можно спросить какое планирование лучше для этой ситуации — прямое или обратное. Для правильного ответа нужно знать принципы планирования, их отличия и возможности. И только потом делать выбор.

Набор правильных вопросов создает делает обучение применимым на практике.

Подкаст как пример контента для микрообучения

Главное преимущество этого формата — контент можно потреблять во время поездки на работу или занятий спортом. Здесь же и серьёзная проблема — нужно постоянно удерживать внимание учащегося.

Понадобится сила ведущего: темп, четкие и краткие сообщения, манера представления информации. И соблюдение некоторых рекомендаций.

  • Записывайте подкасты в тихом месте, используйте микрофон, а не гарнитуру телефона. Во время разговора человек может двигаться и звук шуршания попадёт на запись. Любое оборудование должно быть качественным, но не обязательно дорогим.
  • При записи подкаста пейте воду комнатной температуры и без газа. Холодная снизит ваш голос, а горячий кофе или чай обжечь. И отключайте микрофон во время питья.
  • Если нанести на губы бальзам, то на записи будет меньше звуков причмокивания.
  • Делайте вводную часть не больше 20-30 секунд. Люди приходят за контентом, поэтому захватывайте их внимание как можно быстрей. Но, разумеется, не забывайте представить себя (и гостя, если такой есть), обозначить тему беседы.
  • Ведите с учащимися диалог, обращайтесь к ним как к себе. Можете даже поставить фото потенциального собеседника, чтобы не общаться с «воздухом».
  • Не забывайте про последующую обработку: вырезать лишние звуки и оговорки, добавить вступительную музыку или голосовые сообщения. Не переусердствуйте, но и не забывайте, что внимание нужно удерживать различными перебивками.

Эстетика и дизайн

Авторы программ микрообучения активно используют инфографику и различные схемы. Любое графическое решение должно добавлять ценность обучению и не отвлекать.

Придерживайтесь принципа KISS, не используйте графику ради красоты. У каждого рисунка должна быть цель.

Например, плакат про технику искусственного дыхания. У него короткие четкие иллюстрации и понятные краткие шаги, которые легко запомнить и потом применить.

В книге нет примера плаката, но речь может идти о таком.
В книге нет примера плаката, но речь может идти о таком.

Какие элементы нужно визуализировать? Сложные и запутанные. Графика может внести ясность: объяснить действия рисунком, разбить процесс на отдельные шаги.

Какой стиль графики выбрать? Зависит от самого контента.

Например, для чтения эхокардиограммы сердца нужно взглянуть на реальную фотографию. Но для изучения основ анатомии сердца у снимков слишком много деталей, она избыточна. Достаточно простого рисунка.

Статистику и данные лучше представлять в формате — диаграмм и графиков. На хорошо продуманной диаграмме все данные считываются максимально быстро.

Не забывайте приводить название диаграммы и легенду. Они должны быть на одном экране с данными, чтобы учащемуся не пришлось перелистывать экраны и сбиваться.

Если вы решите включить блок-схему, убедитесь, что вы четко объяснили, что означает каждый символ, и указали, в каком направлении движется повествование. Поскольку это микрообучение, имеет смысл показать целую, несколько сложную блок-схему, а затем масштабировать до той части, которую будет объяснять урок.

Видео

В микрообучение стоит включать видеоконтент. Он хорошо подходит, когда нужно провести обучение по работе с людьми или механизмами, что подтверждается исследованиями.

Рекомендации в разделе основаны на работе Филиппа Го из Университета Рочестера.

Не пытайтесь разбить большую лекцию на части. Это не микрообучение. Особенно если курс записан в большой учебной аудитории — это создает дистанцию между учащимся и посланием.

Слайды с закадровым голосом приносят боль. А ещё они неэффективны.

При возможности переключайтесь на инструктора. Но лучше планировать подобный курс по принципу «тренер показывает слайды» и объясняет, что на них происходит. Хорошо, если тренер эмоционально включён в свой рассказ.

Не гонитесь за качеством блокбастеров. Во времена edX и YouTube, видео, снятое на смартфон, создаёт теплую и личную атмосферу. Используйте штатив, смартфон или недорогую камеру, микрофон. И ведите себя естественно.

Заранее думайте о типе видео, которое вы будете снимать. Если вы создаете обучающее видео, подумайте о тайм-кодах или ссылках-подсказках по содержанию видео. Для лекции важнее сделать упор на первом впечатлении или просмотре.

<p>Бэкстейдж из офиса <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftalentrocks.ru%2F&postId=333850" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Talent Rocks</a>. Записываем собственный микрокурс.</p>

Бэкстейдж из офиса Talent Rocks. Записываем собственный микрокурс.

Для некоторых роликов используют анимационные «объяснители». Есть несколько рекомендаций по работе с ними.

  • Не используйте слишком много наворотов и эффектов. Программы для создания подобных роликов содержат огромное количество функций, легко потерять над собой контроль и вставить все bells and whistles.
  • Звук очень важен. Убедитесь, что у вас нет фоновых шумов, вроде кулеров работающего компьютера.
  • Рассказывайте цельную историю. Нарратив увлекает и показывает процесс или ситуацию целиком.
  • В кадре должно быть движение. Наши глаза быстро обрабатывают визуальные эффекты, поэтому удержать внимание помогут небольшие анимации разных объектов, мимика персонажей.
А вот так наш микрокурс выглядит в работе
А вот так наш микрокурс выглядит в работе

Геймификация в микрообучении

Геймификация использует игровые механики, их эстетику и мышление для мотивации, помощи в обучении и решении проблем.

В микрообучении часто используется структурная геймификация, которая применяет игровые элементы для продвижения по материалу, но без изменений в нём.

Например, сотрудник набирает баллы за правильные ответы, а потом значок, когда призовых очков достаточно.

Приведем основные элементы, которые встречаются в геймификации микрообучения.

Как создать контент для микрообучения

Симуляторы

Короткие интерактивные инсценировки — ещё один способ вовлечь в микрообучение. Кларк Олдрич, дизайнер симуляторов, утверждает, что короткие симы могут ввести в тему, позволяют проверить концепции и провести небольшие лабораторные эксперименты.

Хороший пример таких симуляций — диалоговые тренажеры, в которых нужно изучить ситуацию и найти правильную цепочку вопросов-ответов. Такие курсы часто используют на нашей платформе Talent Rocks как раз в рамках микрообучения.

Преимущество короткой симуляции — скорость создания, ведь не нужно проектировать полномасштабную модель, достаточно осветить одну (или несколько) определенных тем. Так что ученик может сосредоточиться и практиковаться на оттачивании навыка.

Короткий формат даёт ученику сосредоточиться, предоставляет быстрый способ практиковаться и применять навыки принятия важных решений. Ещё симуляторы подходят для проверки знаний, промежуточных зачётов или сбора обратной связи.

Рекомендации по созданию:

  • Посвящайте симуляции действию. Ученик должен принять решение, выполнить набор операций, проявить некую реакцию. Если у вас нет подходящего контента, то не стоит создавать сим. Главное — деятельность, а не запоминание.
  • Введите критерии успешности прохождения сима. Это позволит вам оценивать ученика, а ему видеть какие решения были хорошими, а какие лучшими.
  • Создавайте практические симуляторы. Симы — это не игра. Описывайте реальные ситуации, с которыми может столкнуться учащийся. Это может быть общение с людьми или работа механизма, но они должны опираться на задачи, с которыми работает учащийся.

Сценарий и раскадровка

Прежде чем записывать подкаст, видео или готовить текст, нужно создать сценарий, который проще всего представить именно в виде раскадровки (в нашем случае это будет скорее таблица, но суть не меняется).

Только так вы сможете полностью использовать ограниченное время, доступное в формате микрообучения. И предотвратить некоторые казусы. Например, ваши пользователи могут смотреть видео без звука. Тогда что будет отображаться на экране? Субтитры? Такие вещи тоже помогает решить сценарий.

Для инфографики или плакатов может быть достаточно набросков или рисунков от руки. Вы также можете использовать программы для прототипирования. Передача смысла важней украшений.

Капп приводит таблицу, с которой он работает при создании курсов.

Как создать контент для микрообучения

Коротко и ясно

Проектирование микрообучения мало отличается от создания «больших» курсов. Нужно знать технологии, понимать цели обучения, инструменты, которые сделают его максимально эффективным и качественными.

Нам очень понравилась Short and Sweet, но хотелось бы узнать ваши рекомендации по книгам, статьям и авторам, которые рассказывают про корпоративное обучение.

А ещё интересен ваш опыт разработки курсов. Если вам есть чем поделиться, пожалуйста, напишите нам.

2222
2 комментария

Спасибо за статью, интересно! А в вашей компании внедрены реальные курсы, сделаные по принципам микрообучения? Например, онбординга сотрудников?

2
Ответить

Спасибо за отзыв, Екатерина!
Мы как раз сейчас занимаемся внедрением.

А вообще у нас платформа для мобильного обучения, в том числе микрокурсов. Так что инструмент есть.

1
Ответить