Стратегия для художника: почему анализ не убивает творчество?

Недавно опубликовали популярные стереотипы о мире искусства, а сегодня поговорим про стратегию художника в арт среде и искусстве.

Стратегия — это некий долгосрочный план, который учитывает все тонкости вашего пути. Может показаться, что путь художника — тоже творчество, однако это не так, поскольку среда искусства — не совсем прогнозируемая площадка.

Оглавление:

В арт-среде нет простых схем, где из точки А в точку Б можно сделать два конкретных шага. В противном случае, не было бы такой сильной дифференциации между успешными и неизвестными художниками, а многообразие среды сошло бы на нет. Исчезли бы и те космические стоимости картин на аукционах, ведь все бы применяли универсальную формулу успеха. Однако мы знаем главные козыри — креативное мышление внутри самих произведений и творческий подход к развитию своей карьеры в целом.

Современное искусство объемно и в формате предлагаемых возможностей, и в формате послания. Оно про свободу высказывания, про поиск и новаторство, про отсутствие границ и барьеров.

Медиум

Стратегия для художника: почему анализ не убивает творчество?

Один из первых пунктов, с которыми должен определиться художник — способ, которым он хочет самовыражаться. Этот способ часто называют медиумом. Вы можете обратить внимание, что многие авторы, признанные во всем мире, ограничиваются конкретным медиумом. Однако это не обязательно.

Найти свой медиум, но не ограничить себя этим медиумом (как бы взяв себя в его тиски), очень важно.

Еще в работе с медиумами важно понять, что это не выстраданная история: медиум рождается от потребности. Зачастую он выстраивается вокруг идеи, которую мы хотим донести.

Для качественной работы важно формировать насмотренность. Если у вас есть тема, но вы не знакомы со способами ее выражения (какие они бывают, как они выглядят в актуальном визуальном языке), то вам не придет в голову вынести свое послание, например, за пределы живописи. Формируя насмотренность, вы расширяете список инструментов, к которым можете обратиться.

Два столпа стратегии художника

Когда мы говорим про стратегию, то ставим в центр то, что вы создаете. Если вы уверены в своем искусстве, в своем послании, следующим шагом будет взятие на себя ответственности за свою карьеру.

Вот эти два простых компонента «что я создаю» и «как я это продвигаю», «что я создаю» и «как я делаю свое искусство видимым миру как продюсер» — два столпа, на которых базируется успешная стратегия для художника. Чтобы дальше в нее углубляться, важно понимать, какие примерные усредненные пути существуют для того, чтобы художник выстрелил.

Какие пути развития существуют?

Самый базовый формат — движение от локальных площадок к глобальным. Когда вы только начинаете, вы формируете свое CV. CV показывает список ваших достижений, а карьерные достижения художника — это выставки, участие в международных ярмарках, победы в разных конкурсах, получение грантов, участие в резиденциях и т. д. Чтобы сформировать CV, вам необходимо двигаться постепенно. Не нужно сразу отправлять заявки на площадки крупных музеев.

Выставки

Это классический путь, и участвовать в выставках важно. Во-первых, выставки — это прямой контакт со зрителем: вы имеете возможность обсуждать свою идею, получать обратную связь, чувствовать, что ваше искусство по-настоящему интересно и важно миру. Это дает внутреннюю подзарядку для дальнейших побед.

Во-вторых, когда вы готовитесь к этим выставкам, вы дооформляете ее через пространство, тем самым завершая свое высказывание. Вы додумываете, что вы не сказали, включаете это в текст, пишете описание к работам, создаёте каталог. Подобная работа как бы финализирует этот этап вашей работы, а дальше вы обнуляетесь и готовитесь к новым совершениям.

Кроме того, каждая выставка, как мы уже упомянули, формирует устойчивость CV, делая его интересным для галереи уже более крупного формата.

Другие пути

Некоторые художники сначала становятся известными в интернете и впоследствии, продолжая развивать собственное искусство, получают возможность расти и развиваться значительно быстрее (кстати, узнать больше о ценообразовании вы можете в этой статье).

Еще, например, может быть такая стратегия: вы реализуете остросоциальные проекты или инклюзивные проекты, продвигая их не за счет популярного искусства в галерее (потому что задача галереи продавать ваше искусство). Такие проекты часто реализуются при поддержке фондов (здесь мы начинаем говорить про фандрайзинг), при поддержке государственных площадок, при поддержке отдельных меценатов.

Важно понять, что, если вы попробовали один путь, а он не работает, необходимо попробовать что-то другое, но ни в коем случае не сдаваться.

Почему нельзя сразу идти в галерею?

Многие художники на начальном этапе своего пути стремятся сразу попасть в галерею. Им кажется, что за попаданием в галерею последуют стабильность и регулярные продажи.

Однако в галерею мы попадаем только тогда, когда понимаем, что нашли свой авторский язык, когда у нас есть n-ое количество работ, и мы способны регулярно создавать произведения, потому что галерее важно их продавать. Мы не можем быть зависимыми от отдыха, от вдохновения и приучаем себя к некой регулярной работе. В противном случае сотрудничество с галереей обернется для вас серьезным стрессом.

Резюмируем — в галерею подаемся, когда у нас есть:

  • хороший пакет документов (в принципе вы попадаете в галерею через пакет документов — это ваш паспорт);
  • найденный визуальный язык;
  • понимание того, что вы говорите;
  • стройное портфолио и СV.

Представьте себе ситуацию. Вы пришли в галерею и показали десять работ в определенном медиуме, на определенную тему. Эти работы понравились коллекционерам, все работы скупили, пошел слух о том, что есть такой новый автор.

Коллекционеры приходят в галерею и хотят еще ваши работы, а вы еще не нашли свой авторский язык и приносите абсолютно другие работы, вызывая у галериста непонимание: как выстраивать с вами работу.

Где получить еще больше информации по этой теме?

Узнать больше о стратегиях и других важных для художника темах вы можете из нашего бесплатного мини-курса «5 шагов к карьере мечты».

Стратегия для художника: почему анализ не убивает творчество?

На бесплатном курсе мы:

  • Разберем авторитетные площадки, региональные галереи и фестивали
  • Поймем, какие “правила игры” существуют в арт-среде: от этики до критики
  • Определимся с ценообразованием: как не занижать и не завышать цены на свои работы
  • Разберемся с основными медиумами, вашим посланием и идеями
  • Обозначим пути развития любого художника
  • Обсудим основные документы, которые необходимы для галерей.

Найти наш бесплатный мини-курс можно по ссылке:

Также подписывайтесь на телеграм-канал нашего эксперта Марии Седошенко «Your art muse». На канале море полезной информации, такой как:

— Образовательный контент для художников и кураторов;

— Интервью у художников в их мастерских;

— Подборки выставок и опен коллов;

— Репортажи с мероприятий, которые мы посетили.

Канал можно найти по ссылке:

А в других статьях мы подробно поговорим об опен коллах, пакете документов и не только.

22
Начать дискуссию