«Начальник меня не хвалит»: многие специалисты готовы мириться с низкой зарплатой, если компания будет их ценить

Почему руководство редко отмечает успехи сотрудников и достаточно ли простого «Ты молодец», чтобы их удержать, — в пересказе Insider.

Кадр из сериала «Офис», 2005-2013
Кадр из сериала «Офис», 2005-2013

В 2022 году «великая отставка» достигла пика, пишет Insider: только в США за год по собственному желанию уволилось более 50 млн человек. Несмотря на то, что причины у каждого свои, основной исследователи консалтинговой компании McKinsey называют одну: сотрудники думали, что их никто не ценит.

Безусловно, высокая зарплата и хорошие условия труда — важные факторы, которые тоже определяют отношение человека к работе. Но радость от неё часто сводится к простой базовой потребности — быть признанным и хоть иногда получать положительную обратную связь: о том, что работа выполнена хорошо.

Когда человек получает похвалу, в гипоталамусе вырабатывается дофамин — двигатель мотивации, вызывающий чувство удовлетворённости. Чем сотрудник довольнее, тем защищённее он себя ощущает и тем продуктивнее становится. В свою очередь, перед лицом угрозы тело переходит в состояние «бей или беги», а оно мешает эффективно выполнять обязанности, замечает исследовательница McKinsey Тера Аллас.

По данным отраслевой ассоциации Achievers Workforce Institute за 2023 год, 79% сотрудников согласились бы работать за более низкую зарплату, чем в других компаниях, и не увольняться, если бы чувствовали, что их ценят.

При этом лишь 4500 респондентов из 15 тысяч, опрошенных институтом Gallup в 2022 году, «получили признание или похвалу на работе в течение последней недели».

Проблема в том, что работодателям трудно понять, что заслуживает похвалы, а что — нет. Они «не трудятся на передовой» и потому не до конца осознают, сколько усилий, знаний и навыков требует та или иная задача. Измеряйся признание только в деньгах, было бы проще — решением могло бы стать повышение зарплаты. А так у начальников возникает вопрос: если хвалить, то как, отмечает Аллас.

Чтобы сотрудники чувствовали, что их ценят, нужно пересмотреть культуру в компании и признавать их старания «на регулярной основе»: следует хвалить подчинённых как минимум раз в месяц, а вообще — чем больше, тем лучше. Так похвалу будут воспринимать как естественный элемент культуры и не сочтут пустословием, отмечает учёная Achievers Workforce Institute Натали Баумгартнер.

По её словам, для начала подойдёт рядовое «Ты молодец», но зачастую и этого будет недостаточно. Опрос компании-разработчика O.C. Tanner показал: 43% специалистов считают признание, которое получают на работе, «ничего не значащим проявлением любезности». Им важно понимать, за какие заслуги их хвалят, иначе это не больше чем пустословие, о котором говорит Баумгартнер.

Есть и другая категория опрошенных: они считают, что признание со стороны коллег в два раза показательнее, чем со стороны руководства, так что один из вариантов воспитать культуру похвалы — это мотивировать штат отмечать достижения друг друга.

По мнению профессора психологии Минди Шосс, не лишним будет запустить программу «Сотрудник месяца», предлагать работникам тренинги и семинары, чтобы способствовать их карьерному росту, а также периодически проводить «вертикальные» ревью — чтобы сотрудники могли оценить начальников и наоборот.

Формирование такой культуры может занять месяцы и годы, но достаточно хотя бы начать. «В конце концов назвать сотрудника молодцом — тоже поступок молодца», — заключает Insider.

А вам нужна словесная похвала?
Да, любая.
Да, но только за реальные успехи.
Нет, это не сказывается на мотивации и настроении.
Затрудняюсь ответить, объясню в комментариях.
1414
41 комментарий

Комментарий недоступен

6
Ответить

А накинет еще сверху и сможет разные предметы в разные места засовывать? Опасная дорожка...

16
Ответить

Вспомнил анекдот: Преимущества низкой зарплаты в том, что можешь послать начальника нах...й

2
Ответить

"Сотрудник месяца", демотивирует других сотрудников.

2
Ответить

Тогда "Говноед месяца" - демотивирует одного, а остальные в тонусе

20
Ответить

Кстати да, как-то провели, обозначили за что выделили, получается если он гостеориентированный, то мы все не гостиориентированные и т.д. и т.п...

Ответить

Рецепт, как привлечь на работу высокоэффективных людей и платить им ниже рынка: Взять мотивированного студента/джуна с низкой самооценкой, накинуть работы 24/7, и раз в год повышать в грейде + говорить какой он молодец и как растет (зп повышать не обязательно, максимум на 10-15%). Дальше на третий год найти ему такого же джуна, которого он быстро обучит «лишь бы свалить быстрее» и повторить такой же цикл.

4
Ответить