{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Здоровье» проекта: что это и причем здесь HR-специалист

Чтобы своевременно отслеживать проблемы в команде и помогать сотрудникам, мы в GO Digital ввели понятие «здоровье проекта». Что это такое, как его мониторить, и почему заказчики нас за это благодарят – рассказываем в статье.

Вместо начала

Мидл-разработчик Михаил писал код под руководством опытного коллеги. Внезапно коллега уволился, а его обязанности временно перешли к Михаилу. Миша испугался, засуетился, стал много ошибаться. Как следствие, дедлайны прошли, проект застрял на месте. Разработчик морально «больше не мог» и хотел поскорее вырваться из непрерывного стресса.

Эту историю двухлетней давности он рассказал, когда пришел к нам на позицию senior. Закончилась она тем, что Миша два месяца не мог работать – восстанавливал силы после завершения проекта.

HR-специалист спешит на помощь

«Здоровье» проекта – это состояние его благополучия и прогресса, связанное с включенностью и отдачей сотрудников. В основе понятия лежит забота о кадрах.

Чтобы отслеживать «здоровье» каждого клиентского проекта, мы используем двустороннюю систему коммуникаций.

С одной стороны – ведем диалог с нашими специалистами. С другой – общаемся с тимлидом или руководителем команды клиента.

Это позволяет оставаться в курсе текущих процессов и поддерживать доверительные отношения с кадрами. Выстраиванием таких связей в GO Digital занимается HR-специалист.

Встречи с тимлидом

После вывода разработчика в проект HR-менеджер созванивается с тимлидом со стороны клиента. Периодичность – 1 раз в две недели. При необходимости – чаще или реже.

В начале важно проследить процесс онбординга, задавая вопросы руководителю.

Как прошло знакомство разработчика с командой, случился ли коннект?

Иногда в коллектив экстравертов попадает интроверт. Это не значит, что ребята точно не сработаются. От замкнутого сотрудника нужен профессионализм, а от общительных коллег – эмпатия и гибкость мышления. С интровертом лучше решать часть рабочих вопросов индивидуально: допустим, давать фидбэк по задаче один на один, не заставлять выступать с отчетами, если это вызывает сильный дискомфорт. Тогда получаются крутые результаты. Например, в феврале команда из пяти человек с интровертом бэкенд-специалистом в составе успешно зафиналила корпоративную платформу для банка. А нашего «молчуна» сразу забронировали на следующий проект.

Какие вопросы задает специалист и удается ли на них отвечать?

Была ситуация, когда новый разработчик неделю прождал ответа на вопрос по задаче, потому что постановщик заболел и не выходил на связь. В итоге с вопросом разобрались, но время потеряли. Чтобы такого не случалось, остальным членам коллектива важно находиться в контексте смежных задач.

Все ли получается у новичка на первых этапах?

Совершенно нормально, если разработчик поначалу задает много вопросов. Это даже приветствуется, когда нужно погрузиться в процессы. Распространенная ситуация: приходит новый человек на проект, где уже написаны тысячи строк кода. Причем писали их разные специалисты с разными уровнями скиллов, часть из них уже уволилась. В таком «хаосе» только крайняя степень дотошности поможет выстроить логику.

Встречи с разработчиком

Параллельно встречам с тимлидом HR-специалист связывается с самим разработчиком и тоже интересуется:

  • как прошло знакомство с командой, корпоративными правилами;
  • какие возникли вопросы, получены ли ответы;
  • какое впечатление о команде сложилось, удалось ли «влиться» в нее;
  • чем еще хочется поделиться.

Когда процесс адаптации пройден, продолжаем созвоны. Но фокусируемся на индивидуальном плане развития. У каждого специалиста прописан ИПР. Вот его фрагмент для frontend-разработчика.

Если специалист не укладывается в сроки, то расставляем приоритеты задач, решаем, как лучше распределить нагрузку, сдвигаем некоторые даты. При составлении плана рассчитываем на выполнение 70% целей. Практика показывает, что такая цифра позволяет развиваться без скачков и упадков сил.

Что касается клиентской стороны, после двух месяцев работы сотрудника в команде сокращаем количество встреч с тимлидом до одного раза в 30 дней. Пропадает необходимость общаться чаще, потому что взаимодействие уже отлажено. Но HR-специалист всегда «держит руку на пульсе»: ниже рассказываем, когда это понадобилось.

Проблемы IT-специалистов

Мы выделили три типа проблем разработчиков, влияющих на «здоровье» проекта.

Выгорание

Для достижения карьерных успехов важна системность в работе и чувство принадлежности. Если стираются рамки между трудом и отдыхом, то приходят хронические стресс и тревожность – первые индикаторы выгорания. Вот пример.

На одном из созвонов наш разработчик поделился с HR-менеджером проблемой выгорания. Евгений – классный специалист по мобильной разработке. В составе команды банка он написал приложение для инвесторов; разработал SDK-библиотеку платформы для конференций; доработал картографический модуль под приложение для аудитов электронной коммерции. Мы уже запланировали повысить ставку Жене по завершении текущего спринта. В последний месяц у него начались проблемы с продуктивностью. Евгений сорвал два важных дедлайна и стал пассивным на митапах и дейликах.

На созвоне Женя рассказал, что взял вторую работу. Она понадобилась из-за непредвиденных личных проблем. После нашего фултайма Евгений по вечерам трудился где-то еще. Теперь перемены в его поведении стали понятны. Оставалось только разрешить ситуацию.

Договорились с Женей на дополнительную встречу в текущем месяце. Обсудили совмещение двух работ и сошлись во мнении, что в долгосрочной перспективе двойная нагрузка затормозит профессиональное развитие. Назначили Жене две встречи с карьерным коучем, чтобы было проще «прожить» внутреннюю тревогу. Мы не давили на Евгения, чтобы он бросил подработку. Такое решение он принял самостоятельно. И рабочие процессы наладились.

После этого повысили ставку разработчику – согласовали по ускоренной процедуре. Женя заслужил прибавку сильными кейсами, ростом хард-скиллов и первыми шагами в менторстве. В последнем, кстати, Евгению очень повезло с тимлидом: у них изначально случился полный рабочий мэтч.

Конфликты

Конфликтные ситуации в команде случаются, когда сотрудники:

  • нечетко видят зону своей ответственности и рамки обязанностей;
  • по-разному смотрят на решение задачи;
  • имеют «фонтанирующие» амбиции: считают себя умнее других и стремятся к превосходству;
  • ограничены в ресурсах, например, во времени.

История следующая.

Во время статус-митинга два разработчика предложили совершенно разные подходы к решению одной задачи. Сначала спорили в рамках этики, но в итоге перешли на личности. Тимлид вынужденно прервал встречу. HR-менеджер созвонилась с конфликтующими ребятами по отдельности: предложила каждому письменно оценить два способа решения задачи - разложить на “плюсы” и “минусы”. Потом созвонились втроем, обсудили вопрос по фактам, без эмоций и выбрали лучшее решение.

В спорах разработчиков важно не упустить момент, когда наметился нездоровый конфликт. Сначала руководитель пресекает перебранку. Потом HR-специалист помогает выстроить грамотный диалог между оппонентами, разобраться в претензиях каждого и найти компромисс.

Неуверенность в себе

Сразу к истории.

В прошлом году мы взяли в компанию нового веб-разработчика. Жасур показал мощные навыки в live coding интервью, и мы за неделю подобрали ему подходящий проект. Но был нюанс. Парень говорил по-русски с сильным акцентом и ошибками. Работе это не мешало, потому что Жасура все понимали, и он понимал команду. Но чувствовалось, что он сам стеснялся разговаривать. И поэтому часто был молчалив.

Обсудили этот вопрос на встрече с HR-специалистом. Оказалось, на прошлой работе Жасур находился в токсичном коллективе. На него сыпались подколы коллег, а кто-то даже пародировал его акцент. В такой среде он трудился полгода.

Решить проблему одним разговором было трудно, ведь она формировалась длительно. Мы предложили Жасуру несколько сессий с психологом: в итоге вышло четыре. HR-менеджер пообщалась с тимлидом клиента: попросила поддержать парня теплой рабочей атмосферой. Новая команда показала Жасуру, что не все люди похожи на его бывших коллег. Эти меры помогли, и Жасур до сих пор работает с нами.

HR-специалист всегда идет навстречу ребятам, которые делятся своими затруднениями на проектах. Если потребуется, привлекает психолога, карьерного коуча, предлагает отпуск для «перезагрузки». Потому что думать о кадрах – значит думать о клиенте и о том, как принести ему пользу.

Довольный заказчик

Когда компания уделяет внимание благополучию и удовлетворенности своих сотрудников, ее заказчики тоже получают бенефиты.

Лучшее обслуживание: счастливые и мотивированные сотрудники обеспечивают большую отдачу в клиентских проектах. Они будут компетентны и профессиональны.

Лучшая коммуникация: сотрудники, о которых заботятся, склонны к лучшему общению с клиентской командой. Они будут терпеливыми, дружелюбными, способными слышать и слушать.

Качественный конечный продукт: по завершении работ проект будет готов на 100%: никаких внезапных багов, не нужно искать другого разработчика и переделывать.

Долгосрочное сотрудничество: при полном удовлетворении результатом клиент получает надежного партнера, к которому обращается за помощью в новых проектах.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Валентин Удовик

Помню, как на одной из работ люто выгорел и не хотелось вообще ничего, кроме как уволиться. Но компания нравилась, поэтому пришел к HR-у, чтобы хоть как-то справиться. Метода была не совсем такая, как в статье (без регулярных встреч и т.д.), но помогло.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Удовик

Маркетологи инхаус сами менеджеры по сути. Там были и мои косяки, особенно в процессах. Вообще там был адский коктейль: синдром самозванца, невысокая ЗП, 2 фриланс-подработки (из-за пункта 2). Думаю, тут одной виновной стороны нет. Бизнес не платит больше, если сотрудник не просит.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Azamat Sirazhitdinov
Автор

Главное, чтобы без токсичности и с взаимопониманием)

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Новикова

Куда же без HR)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Жулитов

"хронические стресс и тревожность – первые индикаторы выгорания."
Это кстати уже не первые, это уже скорее третья волна динамики :-)
Обухова это очень подробно все разбирает.

"Конфликтные ситуации в команде" кстати бывают конструктивными и ценными. Это признак энергии в команде и того что людям не все равно.
Я бы максимально избегал поиска компромиса, так как это обычно вариант не устраивающий никого, а следовательно просаживающий энергию всех.
Но удерживать конструктивность и искать win-win решения конечно сложно.
Это искусство.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда