Трансформация «Такси» и сборка часов: чем Тигран Худавердян занимался до руководства «Яндексом»
И что изменилось в управлении компании.
Вечером 22 мая «Яндекс» объявил о кадровых перестановках в компании. Гендиректор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян назначен управляющим директором группы «Яндекс»: в его подчинении теперь находятся остальные топ-менеджеры, а он отчитывается перед сооснователем «Яндекса» Аркадием Воложем. vc.ru кратко рассказывает, чем Худавердян занимался до назначения и что изменилось в компании с его назначением.
Чем Худавердян занимается в «Яндексе» и за его пределами
Тиграну Худавердяну 37 лет, он работает в «Яндексе» уже 13 лет. В 2004 году Худавердян окончил физический факультет МГУ и решил заняться предпринимательством, но понял, что ему не хватает опыта.
«У меня было несколько интернет-магазинов, но не было достаточно опыта. Поэтому я решил устроиться в какую-нибудь компанию», — рассказывал он в интервью «Лайфхакеру».
В «Яндекс» Худавердян устроился в апреле 2006 года на должность менеджера проектов. Отвечал за разработку и поддержкой единой аутентификации пользователей на всех сервисах «Яндекса». В 2008 году Худавердян возглавил направление разработки мобильных и десктопных приложений, руководил запуском сервисов «Яндекс.Навигатор» и «Яндекс.Браузер».
В конце 2010 года Худавердян занялся новым сервисом — «Яндекс.Такси». С этой идеей к нему пришёл Лев Волож, сын сооснователя «Яндекса» Аркадия Воложа. Он же возглавлял «Яндекс.Такси» до 2014 года, затем руководителем сервиса был назначен Худавердян.
Как изменилось «Яндекс.Такси» за пять лет управления Худавердяна
- Сервис вышел сначала за пределы Москвы, затем и России. Сейчас «Яндекс.Такси» работает более чем в 300 городах России, Белоруссии, Эстонии, Латвии, Армении, Грузии, Казахстана, Сербии и других стран. В 2018 году компания запустила сервис в Финляндии, Кот-дʼИвуаре и Израиле под новым названием Yango.
- Сервис купил систему управления таксопарками «Рос.Такси» с платформой для водителей «Таксометр». Сейчас у «Яндекс.Такси» во всех странах более 700 тысяч активных водителей, которые совершают хотя бы одну поездку в месяц. Сколько из них приходится на Россию, в компании не говорят.
- В сентябре 2015 года «Яндекс.Такси» было выделено в отдельную компанию. Это дало команде больше свободы в принятии решений. Худавердян стал генеральным директором.
Игра с выделением в отдельную компанию дала ощущение свободы. Свобода, если есть предпринимательский дух, выражается отчасти в пиратстве — в хорошем смысле слова: теперь у нас своё государство, свой остров, там будем сеять свою картошку. Я считаю важным, чтобы в компании дух такого пиратства сохранялся.
- Сейчас в компанию входит сервис «Яндекс.Такси», российский бизнес Uber (был присоединён в начале 2018 года), направление беспилотного транспорта, сервис доставки еды из ресторанов «Яндекс.Еда» и сервис доставки ингредиентов для готовки дома «Яндекс.Шеф», запущенный на базе «Партии еды».
- «Такси» — самый быстрорастущий сегмент бизнеса «Яндекса»: в 2018 году его выручка выросла на 293% и составила 19,2 млрд рублей, операционный убыток — 4,5 млрд рублей. По итогам третьего квартала 2018 года «Яндекс.Такси» (без учёта сервисов доставки и беспилотного направления) впервые в своей истории показал прибыль в России.
- Такси и доставка еды стали главным источником нерекламных доходов «Яндекса». В первом квартале 2019 года на «Яндекс.Такси» пришлось 20% выручки всей группы.
В конце сентября 2018 года количество поездок через «Яндекс.Такси» превысило 1 млрд впервые с момента запуска в сентябре 2011 года.
- Компания старается больше внимания уделять безопасности. Осенью 2017 года сервис начал страховать пассажиров и водителей на сумму до 2 млн рублей. Сейчас «Яндекс.Такси» вместе с другими агрегаторами тестирует систему обмена информацией о времени работы водителей, чтобы временно отключать тех, кто работает слишком долго и могли устать. За последние два года компания потратила на решения в области безопасности 1,2 млрд рублей, в 2019 году планирует вложить ещё 2 млрд рублей.
Чем занимается помимо работы
У Худавердяна два хобби — фотография и часы. Также он два раза в неделю занимается настольным теннисом, рассказывал Худавердян в интервью «Лайфхакеру» в апреле 2016 года.
«Я фотографирую людей и природу. У меня даже есть маленький вертолёт-дрон, с помощью которого я снимаю аэропанорамы и разные видео», — рассказывал он.
В 2015 году вместе с другом Худавердян открыл компанию по сборке наручных часов, которые продавали через интернет-магазин. Что с этим проектом сейчас, представитель «Яндекс.Такси» уточнить не смог.
Мы находим старинные антикварные часы известных брендов («Зенит», Moser, Omega и другие), восстанавливаем их механизмы, при этом используем на 99% оригинальные запчасти, создаём индивидуальный корпус.
Что изменится в руководстве «Яндекса»
До назначения Худавердяна управляющим директором «Яндексом» управляли несколько топ-менеджеров, подчинявшихся напрямую Аркадию Воложу:
- Елена Бунина — гендиректор российского офиса и HR-директор.
- Грег Абовский — операционный и финансовый директор.
- Михаил Парахин — директор по технологиям.
Как руководитель отдельной структуры «Яндекса», Худавердян тоже подчинялся Воложу. Теперь Худавердян фактически стал операционным руководителем всего «Яндекса» — остальные топ-менеджеры будут подчиняться ему, а он Воложу.
Источники «Ведомостей» предполагают, что Воложу нужна была такая схема, чтобы выбрать из топ-менеджеров преемника для операционного управления «Яндексом». Сам Волож объяснил, что перестановки позволят ему уделять больше внимания стратегическим задачам.
Я лет 30 работал по много десятков часов в неделю, и давно уже, лет пять как минимум старался не управлять компанией операционно. Всякие перестановки, которые позволяют это делать, у нас происходили несколько раз. Это называется «Я сконцентрируюсь на стратегических…» (смеётся) Всё, что позволяет мне не работать 60-80 часов в неделю, это «стратегическое» (смеётся).
До этого я занимался антитрастом (борьбой через госорганы с монополистским доминированием Google на рынках, где с ним конкурирует «Яндекс — vc.ru), проблемой, которая через всю компанию проходила. Ещё было развитие «Такси», а именно — переделка компании из чисто поисковой в более широкую, сейчас поиск в оценке компании составляет примерно половину.
Сейчас один из проектов, которые меня сильно интересуют, — автономное вождение. Если там получится, это будет что-то очень большое. Ну и вещи, которые связаны с логистикой и инфраструктурой.
Место Худавердяна в «Яндекс.Такси» займёт Даниил Шулейко, ранее занимавший должность операционного директора компании.
Михаил Парахин в августе 2019 года уйдёт с поста директора по технологиям «Яндекса» — его контракт истекает, и компания решила его не продлевать. Вместе с семьёй Парахин переедет в США, откуда продолжит помогать «Яндексу» на уровне совета директоров. В следующие месяцы компания будет искать нового технического директора.
Собираем новости, события и мнения о рынках, банках и реакциях компаний.
Маркировка «Честный Знак» на косметику — обязательная процедура, с которой сталкиваются все участники рынка: от производителей до дистрибьюторов. Система направлена на защиту потребителей от подделок и повышение прозрачности оборота товаров. Чтобы избежать штрафов и блокировки продаж, важно не только правильно нанести код, но и своевременно подать…
А ещё предоставить ритейлерам льготные кредиты на закупку отечественных устройств, субсидировать рекламу и ввести дополнительный утильсбор.
Ненавидеть свою работу я начал на третий год. Тот самый момент, когда тебя уже не хвалят за свежий взгляд, а начинают душить регламентами и бессмысленными правками.
Первые две недели после покупки шли хорошо, но потом поступил первый звоночек от управляющего с просьбой приехать на объект и поговорить с субарендаторами. На разговор пришли — сырник, колбасник и овощник. Я понял, будут бить...
В этой статье хочу поделиться, почему современным компаниям не стоит тратить ресурсы на внедрение нового чата для сотрудников, когда под рукой уже есть любимый всеми Telegram, дополненный возможностями Teleforce.
Его начнут взимать с 1 марта 2026 года.
Захотелось в жизни перемен, всё бросил и уехал в Израиль. Открыл бизнес, теперь помогаю переезжать таким же непоседам.
Собрали первые примеры пользователей.
Глава OpenAI уточнил, что это «ошибка» и её скоро исправят.
Сейчас один из проектов, которые меня сильно интересуют, — автономное вождение. Если там получится, это будет что-то очень большое.
я лдумаю что это в первую очередь нужно военным, они же обеспечат янлексу монополию на местном рынке, так что яндекс будет делать эту техгнлогию для военных за наш счёт
Яндекс будет делать эту технологию для военных за ВАШ счет? Т.е. теперь уже и Яндекс тратит ваши три копейки налогов? Вы извините, но это уже клиника.
вишенка на торте - яндекс за 19-й год увеличит парк автономных машин в 10 раз. аж до 100 штук
оцените пропасть между ним и гуглом, колторый десятки тыщ машин тестирует уже не певрый год
Какая херь творится в Яндексе, к хорошему ничему они не придут все равно. Если сейчас сайты яндекса похожи на ушедшие в безвеменье вап-сайты со своими подписками, то что в дальнейшем будет, боюсь представить. Никакой Тигран ситуацию не спасет. Тем более он отвечал за яндекс.браузер, который приобрел уже популярность сравнимую с майловскими браузерами.
С точки зрения пользователя - верно, с точки зрения инвестора-держателя акций YNDX - ровно наоборот. Жалею, что мало купил в ноябре прошлого года когда было падение на фоне слухов о покупке Сбером.
Поясню почему я верю в рост акций - когда закроют российский интернет (а это именно когда, а не если) вместо 50/50 Google/Yandex останется только Яндекс - дальше выводы очевидны
имхо конечно, но я.браузер вроде один из лучших браузеров на российском рынке, а поделки от мейла даже никто не вспоминает