Опоздания и мотивация против опоздунов

Многие менеджеры задаются вопросом - "что делать с опозданиями сотрудников, казнить или терпеть?". Поделюсь опытом, что с этим делаю я.

Сейчас я воспитываю у своей команды самодисциплину и любовь к своему делу, кто не хочет работать и не любит своё ремесло - пусть не работают, но уже в другом месте А новых сотрудников подбираю под корпоративные ценности, одни из которых все те же: любовь к своему делу и самодисциплина.

Сейчас не могу сказать, что в компании вообще существует такое понятие как опоздание, я, например не могу опоздать, и не потому, что «начальники не опаздывают», а потому что знаю на какое время у меня запланированы аудио/видео-звонки, встречи, срочные и не срочные задачи. План задач у меня расписан на личной доске в trello как минимум на неделю с приоритетами по каждой, и если по какой-то причине я пришёл на работу на 2 часа позже, то скорее всего и уйду соразмерно (а скорее всего еще позже), потому что работа сама себя не делает, того же отношения добиваюсь и от сотрудников в компании. Советую, кстати, не планировать на день более 2х крупномасштабных задач, а лучше больше одной, что относится к такому роду задачам и почему не стоит делать больше - напишу потом в отдельной статье.

Вернёмся к опоздунам.

Пришел на пол часа позже - задерживаешься на пол часа, не хочешь с основным потоком людей тащиться в пробках на работу в часы-пик, приходи к 11:00, но и уходи в 20:00, хоть на постоянной основе. Нужен какой-то индивидуальный и гибкий график - пожалуйста. Главное общие цели и доверие, если сотрудник часто не понятно где задерживается и вы как менеджер начинаете сомневаться в правдивости его заявлений - стоит прояснить эту ситуацию, не бить кулаком по столу, а выслушать и принять меры, доверие необходимо восстановить или перейти к другим решительным действиям.

Другое дело если человек злоупотребляет вашим доверием и систематически опаздывает, причём во вред остальной команде и компании в целом – тогда стоит прежде всего поговорить с сотрудником и выяснить в чём причина, если есть обоснованные - помочь перестроить график, если проблема в другом - подумать над тем, что возможно сотрудник не соответствует корпоративным ценностям. Возможно, сотрудник выгорел, тогда можно попробовать и с этим помочь, но об этом отдельная тема.

Если говорить про классический бизнес, например торговый, где в различных подразделениях используется низкоквалифицированный труд, скажем на складе, здесь всё немного иначе, люди немного другого формата, т.к. труд низкоквалифицированный (складовщики), то велика вероятность, что эту работу выбрали далеко не по большой любви, а исключительно из-за денег, причем задачи получить их при минимальном вложении сил, а лучше вообще по мнению сотрудника их вообще не прикладывать. Тут сразу и начальник козёл, и работа – каторга, и денег мало платят. Если это так, то такой сотрудник всегда будет пытаться всячески отлынивать от работы: приходить попозже, уходить пораньше, обед свой отгуливать до минуты или незаметно его увеличивать. К слову - так у нас 90% страны работает, но сейчас не об этом. :)

Тут, по-моему, возможно лишь директивное управление, убедительные речи и упор на общие ценности, любовь к своему делу и даже доп. мотивация могут не оказывать воздействия. Здесь надо наказывать за прогулы, иногда наедине, иногда возможно на людях, как пример для других. Придётся всячески вводить человека в психологический дискомфорт, штрафовать, это даст какой-никакой положительный для компании эффект. Только вот это токсично как для менеджера, так и для сотрудника, но при нужных личных качествах у менеджера - может стать решением всех проблем с опозданием.

Скажу, что метод "чпока за прогулы" на моих избалованных (а надо признать, что разработчики очень избалованы) предложением на рынке сотрудников практически не действовал, и как вы понимает высказывать человеку постоянно негатив тоже неприятно, и лично для меня это также токсично, уходит слишком много эмоциональных сил.

Важный совет:

"Любое введённое менеджером правило должно строго соблюдаться, и придется идти до конца, это те еще нервяки, так что будь уверен, что принял верное решение, и желательно, чтобы у него был смысл. Если опоздания действительно проблема - то стоит безусловно эту проблему решить".

Что можно сделать:

Первое - обозначить правило, что сотрудник приходит на работу именно к 9:00, а лучше без десяти минут 9, чтобы включить компьютер, подготовить рабочее место, навести себе кофе и т.п., и закрепить это еще раз на бумаге, можно в отдельном доп. приложении к должностной инструкции, можно даже никуда эту бумагу не подшивать, а положить в сейф, обязательно с подписью сотрудника, который внимательно ознакомился, прослушал устно и прочитал. Это важный психологический триггер,

Второе - все-таки понять зачем тебе это, для чего ты это делаешь? Просто ради дисциплины? Для чего ты уделяешь такое внимание опозданиям? Влияют ли они вообще на производительность или тебе нужна дисциплина только потому, что так принято, тебя когда-то трахали за опоздания и теперь ты обязан? Станут ли сотрудники от этого больше успевать или в коллективе создастся атмосфера - каждое утро в стрессе, пока будут ехать на работу думать, что опаздывают…

Третье - нужно продумать систему мотивации и наказания, у меня, например было правило 15 минут, сотрудник имеет право прийти в период 9- 9:15, но даже если пришел в 09:01, то уходит в 18:15 (задерживается на 15 минут). Это работало, но приходилось тратить много сил на контроль и требовательность.

Но это всё на грани самодурства, во-первых многие сотрудники не уходят гулять ровно на час в обед, иногда работают выше своих 8 часов, положенных по ТК, во-вторых что насчёт эффективности, готов гарантировать что сотрудник, который приходит ровно в 9 и уходит ровно в 6 работает эффективно все 8 часов? Трудоголизм вещь спорная и порой деструктивная, стоит задуматься - возможно ли такое, что огромное количество работоспособного население от 18 до 150 лет способно работать эффективно именно 8 часов в день? Возможно, что один человек успевает за 4 часа столько, сколько другой не успевает за 12? Ребята, которые вечно заняты и работают по 18 часов в сутки, действительно ли они пашут без остановки это время или собираются с мыслями 16 часов и работают продуктивно лишь 2 часа?

Как вы уже догадались все эти правила 15 минут и другие околомотивационные правила и подобные наказания я отменил и перешел в тот формат, о котором писал выше.

Некоторые ребята приходят в 11:00 и уходят в 20:00, другие могут опаздывать, приходить в 10, уходить в 19:00, могут позже, если хочется к 8 приходить, то и это устроим. Все потому что каждый знает свои задачи, и если их не сделать, то от этого пострадает кто-то другой в компании или все, ну а бездельники, пусть даже талантливые, пусть работают где-то в другом месте, борьбу с чужой ленью выиграть очень сложно, если вообще возможно.

6 комментариев

Комментарий недоступен

3
Ответить

На какой адрес резюме слать?)

1
Ответить

приходи к 11:00, но и уходи в 20:00, хоть на постоянной основе.

Ну разрешил сотрудникам самим выбирать начало рабочего дня, гибкий график называется. Зачем статью писать про то, чему сто лет в обед? :)

Я дочитал до конца, в середине вроде как появляется что-то про мотивацию, но в конце все возвращается к гибкому графику.

1
Ответить

"воспитываю у своей команды самодисциплину и любовь к своему делу, кто не хочет работать и не любит своё ремесло - пусть не работают" напомнило: "Колхоз - дело добровольное, хочешь - вступай, а не хочешь - расстреляем!" (с)

1
Ответить

Приходить вовремя - это дисциплина. Если Вы миритесь с тем, что сотрудник изредка не пунктуален, то это войдет в систему. Сначала у одного, потом у всех. Так же и с другими косяками.

Все равно как в доме - если появляется разбитое окно и его не заделывают, то через месяц будут выбиты все окна.
Опоздания - это "разбитое окно". Допустимое количество "разбитых окон" в бизнесе должно быть равно 0.

ПО этому поводу: Майкл Ливайн Разбитые окна, разбитый бизнес: Как мельчайшие детали влияют на большие достижения.

Ответить