Продакт – менеджер: это по любви

Профессия продакт – менеджера в IT каждый год привлекает все большее число молодых людей. Несмотря на это, спрос на квалифицированные кадры все ещё превышает предложение. Каким должно быть образование, чтобы попасть в число специалистов, диктующих условия работодателю? Лидирующий в России онлайн-кинотеатр ivi совместно с МАИ (Московский авиационный институт) помогут разобраться в этом вопросе и расскажут о совместной магистерской программе “Управление процессом разработки ПО”

Продакт – менеджер: это по любви

Идеально, чтобы каждый человек в компании знал абсолютно все и умел абсолютно все. Управлять такой командой было бы проще. К сожалению, наше общество живет по правилам разделения труда, в рамках которого каждый человек обладает ограниченным набором знаний. При таком раскладе, самыми ценными являются специалисты, стоящие на стыке знаний. Продакт – менеджеры как раз такие люди. Обладая одной из ключевых ролей в команде, продакт отвечает за эффективность слаженной работы разработчиков/продукта, примеряет результат команды к требованиям бизнеса. Проще говоря, является связующим звеном между счастьем пользователя/бизнеса и людьми, которые могут это счастье осуществить.

Важно понимать, что для осуществления всех этих функций, продакт должен обладать не только менеджерскими навыками, но и хорошо разбираться в функционале каждого участника команды, чтобы суметь оценить работу каждого функционального звена отдельно. Т.е. где-то в душе быть и разработчиком, и аналитиком, и маркетологом и ещё много кем. Без всех этих знаний не получится собирать план изменений в продукте, формировать концепцию, раскладывать по исполнителям и следить за выполнением задачи.

Разберемся подробнее, какими скиллами должен обладать идеальный продакт-менеджер:

Управленец и коммуникатор

Самая важная функция продакта – управлять командой, находить общий язык со всеми её участниками, уметь переключать людей, быть психоаналитиком и другом, сохраняя при этом рабочую дистанцию. Наряду со всем этим, руководствоваться интересами пользователей и защищать бизнес.

Критическое мышление

Продакт постоянно анализирует продукт: собирает мнения пользователей, реакцию на изменения, мониторит конкурентов и стабильно находится в поиске идей, которые опять же, вынужден анализировать и корректировать в соответствии с меняющимся рынком, ожиданиями пользователя, эффективностью и целым рядом других факторов.

Многофункциональность

Для качественной коммуникации с разработчиками, проектировщиками и дизайнерами, продакту важно говорить с ними на одном языке. Продакт может и не уметь писать код, но он должен понимать, как это делается, чтобы грамотно оценить ресурсы и ограничения команды.

Трендсеттер для своей команды

Продакт априори должен быть инфлюенсером, как минимум, в рамках своей команды. А это означает постоянный мониторинг новостной повестки, окружающей действительности и самое важное, страстную любовь к работе.

Инсайтер и мечтатель

У продакта должен быть безупречно настроен фильтр идей, основанных на инсайтах, найденных в процессе анализа пользовательского поведения, обратной связи от пользователей и собственных наработок. Как бы хорошо не звучала идея, она должна пройти проверку на работоспособность, эффективность и окупаемость.

Как стать хорошим продактом

У многих разработчиков и студентов есть барьер по вхождения в профессию продакт – менеджера. Это происходит из-за устрашающего позиционирования профессии и мифов о необходимой теоретической базе. На деле всё иначе. Путь в продакт – менеджеры открыт как для разработчиков, обладающих нужными навыками и готовых учиться и перестраиваться, так и для маркетологов и специалистов других смежных специальностей.

Сегодня достаточное количество образовательных учреждений готовят продактов. Но не каждое дает столь необходимую для адаптации практику. Магистерская программа ivi и МАИ построена таким образом, чтобы дать возможность студентам уже во время обучения практиковаться на реальных кейсах крупнейшего в России онлайн-кинотеатра и работать над реальными задачами, принимать участие в отраслевых мероприятиях и напрямую общаться с практикующими профессионалами. Всё это помогает избежать профессиональной изоляции и позволит перенимать реальный опыт. Большая часть преподавателей – действующие специалисты ivi.

Программа будет полезна для тех, кто хочет работать над проектами и продуктами по гибким подходам. Для разработчиков, которые хотят стать тимлидами, скрам мастерами, менеджерами проектов или продуктов. Программа содержит несколько параллельных историй - это и программирование, психологическая подготовка, работа с данными и персоналом, ну и конечно практика от наших партнёров. И конечно, мы ждём от наших студентов активного участия в мероприятиях IT компаний, митапах и широко известных в узких кругах конференциях от лидеров отрасли

Петр Ухов, к.т.н., доцент, начальник управления электронного обучения МАИ

Я преподаю годовой курс, который включает в себя блоки “Управление данными" и "Анализ данных", оба блока длятся один семестр и идеально дополняют друг друга. Студенты получают знания о системах хранения и обработки данных, различных решениях в области big data (например Hive, Vertica, Spark) и других современных хранилищах (Postgres, Mongo) и даже строят собственное хранилище на основе статистики просмотров онлайн-кинотеатра ivi. Также я даю студентам язык запросов SQL, который позволяет строить интересные отчеты по данным. Второй блок - методы интеллектуального анализа данных. Как извлечь из хранимой информации коммерческую пользу? Как анализировать АБ-тесты и принимать решения о развитии бизнеса на основе этих решений? Как применять модели машинного обучения для получения интересных выводов? Обо всём этом студенты узнали во второй части годового курса. Занятия очень сильно отличаются от "классического" высшего образования, прежде всего, из-за реальности примеров. Кроме того, программа построена таким образом, что порог вхождения по знаниям соответствует первому-второму курсу института. В будущем домашние работу будут сильно дифференцированы в зависимости от того, кем хочет стать студент после окончания курса - разработчиком систем машинного обучения или менеджером. Если бы такой курс был создан, когда я сам был студентом, то я бы вместо своей первой работы в инвестиционном банке выбрал бы работу в технологической компании, вроде ivi

Александр Джумурат, Ведущий разработчик рекомендательной системы ivi

Мы давали студентам полный курс продуктовой разработки: от идеи до реализации, который разделили на 3 блока - продуктово - маркетинговый, продуктовый дизайн и аналитика. Итогом прошлого курса стал питчинг стартапов. Ребята презентовали идеи, финансовое обоснование к ним, опрашивали пользователей. Это был интересный опыт как для нас, преподавателей, так и для студентов

Евгения Петрова,

Руководитель R&D и продуктовой архитектуры

Узнать подробности о программе можно здесь

44
4 комментария

И чё это было?
Если рассказ, то где концовка - и жили они долго и счастливо.
Если реклама - то где оффер?

Ответить

Странное позицианирование УП, и требования к ПМу, в целом.
По роли:
Когда маркетолог (продажник) становиться ПМом, он начинает перетягивать канат в из проекта на сторону заказчика.
Когда аналитик становиться ПМом, он настолько поглощено уходит в требования клиента, что как правило не учитывает работу с командой, рисками, и действует всегда реактивно.
Когда эксперт становиться ПМом, это вообще пиздец, простите.
Все это роли антагонисты ПМу, совмещая конфликты интересов нескольких ролей в одном человеке, я согласен что это выглядит логично и разумно, но вы развиваете у него биполярное расстройство личности, когда он пытается разорваться на части)) В первую очередь ПМ, должен быть ПМом.

Но это как правило, из всех правил есть исключения.

Возможно у меня, не правильное видение, в силу того что работу в основном с "тяжелыми методологиями", а "АГИЛЕ-манифест" считаю всего лишь инструментом, но никак не методологией УП.

Ответить

А вы точно внимательно читали статью? ))
Она не про руководителей проектов, она про продукт(!)-менеджеров. Это две совершенно разные позиции, и методологии управления проектами здесь вообще не при чем - никакими проектам продукт-менеджер не занимается.
А вот развитием продукта - занимается, и часто используя инструменты Agile. Не знаю, кстати, откуда вы вообще взяли что это методология УП - в эджайл-манифесте, скрам-гайде и руководствах по канбан\лин ничего такого нет (а есть наоборот, что это НЕ методологии, кстати, прямо как в "тяжелом" PMBOK).
В общем, приходите к нам учиться, узнаете много всего интересного - продукт с проектом будете различать с первого взгляда, а методологии отличать от фреймворков и сводов знаний :-)

Ответить