Карьера Татьяна Аква
830

10 принципов лучшего сопроводительного письма или как стать любимым IT-рекрутером

Основы написания сопроводительного письма по резюме кандидата от IT-рекрутера с 7+ лет опыта подбора.

В закладки

В поиске разработчика мы часто сталкиваемся с тем, что, пообщавшись с кандидатом и познакомившись с его опытом, нам нужно передать его руководителю максимально грамотно и объективно. Этот процесс периодически дает сбой. Встречалась с абсолютно разными подходами на рынке, от "Всё в резюме написано, кандидат-огонь, бери! ЗП хочет 300k", до "Вот поэма о кандидате с личностной оценкой по 20-ти шкалам и рассказом о его трудном детстве". Еще на этот процесс влияет человеческий фактор - рекрутеру сильно понравился или не понравился кандидат, или рекрутер очень хочет денег и хочет, чтобы заказчик этого кандидата срочно "купил".

Как действовать самому и как грамотно учить этому своих сотрудников, чтобы не было стыдно? Я и Мари управляем группой IT-рекрутеров уже более 3-х лет, до этого самостоятельно занимались рекрутментом с 2012 года, и в своё время составили для себя ряд принципов, которых придерживаемся сами и учим этому наших сотрудников.

Хотим с вами поделиться, будем рады комментариям и вашему опыту. Пишите свои лайфхаки и приёмы, потом сравним подходы и выберем сильнейшее Кунг-Фу :) Пока пишу 10 принципов, но это только часть, их больше - проводим целые семинары своим рекрутерам по этой теме, если будет интересна тема - напишу еще.

Принцип №1. Золотая середина.

Очевидно, не нужно писать очень много (только если Клиент сам просит), но и письма в две строчки не понимаю - зачем тогда наше общение с кандидатом, если заказчик не видит информации по этому общению? Нужно придерживаться золотой середины.

По нашему мнению оптимальный размер сообщения примерно 1000-1500 знаков (треть страницы А4)

Принцип №2. Не пересказываем резюме.

У нанимающего менеджера есть глаза, он видит резюме. Пишите то, что лично узнали из общения с кандидатом или поняли, анализируя его опыт. Пишите просто, по существу, без излишнего официоза (кто не читал - обязательно прочтите "Пиши и Сокращай"). Конечно, за исключением Клиентов, которые сами общаются официально, ведь для них этот тип общения наиболее предпочтителен.

Свободно написанные сопроводительные письма звучат как диалог с Заказчиком и хорошо читаются.

Наличие обоснованных плюсов и минусов показывает, что вы анализируете, рассуждаете и заботитесь о качестве.

Принцип №3. Почему этот кандидат вам подходит.

Сопроводительное письмо должно максимально отвечать на вопрос “Почему этот кандидат подходит вам и почему я его показываю”. К слову, это отдельная большая тема - проверяете ли вы каждым кандидатом свою гипотезу “Я думаю, этому клиенту нужен такой кандидат” и как часто обновляете это понимание и ставите новую гипотезу? По идее, это должно происходить с каждым первым-вторым кандидатом, иначе это работа вслепую. Сядьте перед монитором и пишите в свободной форме: "Я думаю, этот кандидат подходит в вашу компанию, потому что ..., сомневаюсь в ..., и сложности могут возникнуть с ...", а потом придайте этому тексту приличный вид ;)

Принцип №4. Ответьте на вопросы сразу.

Сопроводительное письмо должно в том числе отвечать на очевидные вопросы заказчика. Если кандидат отработал на каждом месте меньше года, или не работает уже год, или работал актером, а стал разработчиком в 35 лет, или кандидат живет в другом городе - очевидно, что все это не хорошо и не плохо, но Руководитель точно спросит “Почему?” или "А когда переедет?". Так ответьте сразу на его вопросы, не дожидаясь и не затягивая коммуникацию.

Пробел в опыте - почему? Чем занимался? Часто меняет работу - почему? Резкая смена деятельности - почему? Игнорировать эти моменты не нужно, Руководитель всё равно это увидит, но если напишете вы сами - сразу поймет причины и не будет негатива.

"У Александра в резюме последние несколько лет указаны управленческие должности, но, с его слов, он всегда занимался плотно разработкой, а из тимлидских задач были код-ревью и набор команды, поэтому он готов рассматривать вакансии без административных задач."

"Иван из Казани, сейчас у него есть несколько предложений в Москве, хочет принять решение до 8-го июля и через неделю готов переехать и приступить к работе."

"Понимаю, что на первый взгляд часто происходит смена работы, обсудила с Иваном подробнее, в целом все плюс\минус адекватно. Например, в компании ..."

Принцип №5. Процентные соотношения.

Если у кандидата сочетание чего-то (разные языки программирования, back/front, руководство/разработка), то указывайте хотя бы примерные процентные соотношения. В подобных ситуациях уточнение даст заказчику наглядное представление об опыте кандидата на данном конкретном месте и поможет правильно оценить ваши последующие комментарии по задачам каждого направления и достижениям.

"На этих проектах выступал в роли full-stack разработчика, фронт писал на нативном JavaScript, соотношение back/front - примерно 70/30%"

Принцип №6. Сомневаешься - скажи.

Если кандидат, по моему мнению, хочет больше денег (я не отрицаю, что я могу что-то не увидеть или не понять, даже за 7 лет опыта глаз замыливается), обязательно пишу свое видение, а не слепо шлю заказчику кандидата выше вилки.

"Мне кажется, что ожидания немного завышены, но показываю, потому что приглянулись опыт с GraphQL и проект в компании *** - он нам с тобой прям "в кассу", посмотри, может я чего-то не вижу, что скажешь?"

Принцип №7. Проверяй гипотезы.

Как я уже говорила, для меня сопроводительное письмо - это проверка гипотезы. Каждая вакансия - это несколько кругов (по типу “быстро\качественно\недорого”), на пересечении которых - идеальный кандидат. На старте каждой вакансии в качестве гипотезы выделяйте для себя эти круги и в сопроводительном письме описывайте кандидата по этим "кругам".

Принцип №8. Конкретика. От общего к частному.

Не пишите общие слова по проекту, на котором работал кандидат. Видела сопроводительные письма типа “Владимир участвовал в проекте скоринговой системы: это система оперативной оценки потенциального заемщика, которой преимущественно пользуются розничные банки и микрофинансовые компании”. Вода налита, текста много, типа красиво:)

Что это дало техническому руководителю? Ничего. Я слабо представляю себе технического директора, который не знает, что такое скоринговая система. Следовательно, степень полезности такой информации - ноль. Плюс, кандидат мог там всего пару формочек написать, а ты ему уже всю скоринговую систему в достижения вписал. Поэтому не льем воду про проект, только если что-то реально необычное писал - можно подробнее развернуть, а пишем, что конкретно делал на этом проекте именно этот кандидат! Какие модули писал, с нуля или нет, в команде из скольких человек, как задачи распределялись и прочее.

Принцип №9. Не включайте латентного психоаналитика.

Избегайте слишком развернутых пространных личностных оценок - меня лично коробят всякие “Показался замотивированным на развитие, профессиональный и личностный рост, милым, открытым, склонен к нематериальной мотивации, командный игрок с сильной мотивацией на успех всей команды, с горящими глазами...” и подпаленной пятой точкой, простите :) Считаю, что такое могут писать только профессиональные психологи после применения специальных инструментов оценки. И то, если заказчик дал понять, что ему эта оценка важна. Остальное - это все наши личные галлюцинации, которые соответствуют не реальной работе, а лишь поведению человека на собеседовании и его желания вам понравиться.

Принцип №10. Не врать. Не приукрашивать. Не вуалировать.

Главный принцип. Правда, встречала собеседования, когда руководитель сидел и говорил кандидату:

- "А вот тут рекрутер написал, что вы ушли из-за желания профессионального роста, это правда?”

- ”Эмм... нет, не совсем, я начальника кое куда послал на корпоративе”:)

Ну и зачем это вам? Лучше честно сказать, в чем вы сомневаетесь, но что круто в кандидате. Если до этого вы уместно и правильно высказывали экспертное мнение - вы сможете убедить Заказчика встретиться с кандидатом, несмотря на какой-то "минус", нежели будете прикрывать его.

Итак, в конце - внимательно смотрим на резюме глазами Заказчика и думаем, что может напрячь, вызвать вопрос/заинтересовать, и какие мысли может вызвать то или иное ваше сообщение. Поэтому важно иметь достаточный контакт с заказчиком, чтобы в такие моменты знать о нем как можно больше нюансов, как эмоциональных, так и рациональных, чтобы ярче представить себя на его месте в момент просмотра резюме кандидата.

Всё это личный и успешный опыт. Кому-то он может не подходить, у кого-то в основном официальное общение, или хотят широкой психологической оценки. Мы в основном работаем с такими Клиентами, которым описанные мною принципы ценны.

Если вызовет интерес - опишу вторую часть, есть еще сценарии и лайфхаки.

А что для вас сопроводительное письмо? Буду рада отклику и вашим кейсам! И делитесь статьей, если было полезно. Планирую чаще писать про полезности здесь, подписывайтесь:)

#ТаМашаОпыт #ТаМашаРекомендует

Статью помогали готовить Мария и Евгений.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Татьяна Аква", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u0430\u043c\u0430\u0448\u0430\u0440\u0435\u043a\u043e\u043c\u0435\u043d\u0434\u0443\u0435\u0442","\u0442\u0430\u043c\u0430\u0448\u0430\u043e\u043f\u044b\u0442"], "comments": 2, "likes": 3, "favorites": 24, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 75242, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 17 Jul 2019 13:38:53 +0300" }
{"average":26297,"one":95,"ten":75}
Сколько денег вы откладываете в месяц?
Ответьте и узнаете, сколько копят другие.
0 ₽
70 000+ ₽
0 ₽
{ "id": 75242, "author_id": 325928, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/75242\/get","add":"\/comments\/75242\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/75242"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199121, "last_count_and_date": null }
2 комментария

Популярные

По порядку

1

Как бывший топ благодарю за статью:) Кто б мне такие сопроводительные присылал!

Ответить
0

Наталья, спасибо за отклик;) Рада, что топы ценят хорошую работу)

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }