В кризис диджитал-компании увольняли людей, а мы нанимали. Почему так сделали и что из этого вышло

Обычно в кризис компании сокращают штат, чтобы оптимизировать расходы. Мы потеряли 70% от оборота клиентских проектов, но увеличили наем сотрудников и не прогадали.

В кризис диджитал-компании увольняли людей, а мы нанимали. Почему так сделали и что из этого вышло

Меня зовут Екатерина Кириченко, я операционный директор Centra, маркетплейса рекламных площадок, сервисов и услуг. В феврале 2022 года мы, как и многие коллеги, переживали шок: Google и Facebook* ушли из России. Было непонятно, что делать дальше: эти две компании обеспечивали 70% оборота всех наших клиентских проектов.

Встал вопрос о сокращении штата, но этого, конечно, никто не хотел. Рассказываю, как мы вышли из трудной ситуации победителями и смогли усилить команду.

Екатерина Кириченко
COO Centra

Мы не хотели терять сотрудников

В рекламном бизнесе команда — основной актив. У нас нет инвентаря и трафика, зато есть знания и опыт наших специалистов. И это именно то, что покупают клиенты.

Мы понимали, что если всех уволим, то после кризиса придется набирать людей в авральном режиме. В этом нет ничего хорошего: когда на работу одновременно выходит много новичков, они малоэффективны и занимают время более опытных коллег. Поэтому первым делом топ-менеджеры посчитали, какой у компании есть финансовый резерв и сколько времени мы сможем обеспечивать сотрудников.

Мы определили «точку невозврата» — падение оборотов, при котором придется сокращать штат. Чтобы максимально оттянуть эту дату, весь наш топ-менеджмент отказался от квартальных бонусов. За счет этого сотрудники продолжали получать зарплату в обычном режиме.

Рассказали о своих планах команде и поддержали тех, кто решил уехать из страны

Мы считаем, что с командой нужно быть честными. Сотрудники должны понимать, в каком состоянии компания и как долго она сможет продержаться. Поэтому мы объявили ребятам, что у Centra хватит резервов лишь на несколько месяцев. И если ситуация не улучшится, придется сокращать штат.

Чтобы поднять моральный дух сотрудников, наш CEO Эмин проводил прямые линии. Он делился мнением о ситуации, показывал финансовые отчеты компании — и ребята видели, как меняются обороты Centra.

Команда слушает Эмина — некоторые даже делают пометки
Команда слушает Эмина — некоторые даже делают пометки

Часть наших сотрудников решила релоцироваться. Мы не препятствовали этому и не вводили никаких санкций, если человек уходил на удаленку. У нас было всего одно условие: работать по московскому часовому поясу, чтобы быть на связи с остальной командой.

Со всеми уехавшими ребятами мы поддерживали связь. Вели учет, в какой стране находится сотрудник, с кем он туда поехал и как у него сейчас дела.

Наши коллеги уезжали в Турцию, Армению, Сербию, Испанию, Аргентину и Индонезию
Наши коллеги уезжали в Турцию, Армению, Сербию, Испанию, Аргентину и Индонезию

Решили продолжать наем, но это оказалось непросто

Мы стали искать новые площадки для размещения рекламы. В начале 2022 года у нас было 40 партнеров, а в конце их количество увеличилось до 200. Стало понятно, что услуги Centra теперь даже востребованнее, и мы начали усиливать команду.

Кризис считается идеальным временем, чтобы схантить крутые кадры, ведь на рынке появилось много кандидатов, и они охотнее принимают офферы из-за безработицы. Но это в теории, а на практике всё не так радужно.

Наши HR-специалисты пособеседовали кандидатов и вернулись с фидбэком. Оказалось, реально классных специалистов на рынке не было — только сотрудники с рядовых позиций.

Мы связывались с прошлыми работодателями кандидатов, чтобы получить отзывы. В основном фидбэк был такой: неплохо, но и не топ. Это логично: никто не будет увольнять человека, который приносит деньги здесь и сейчас.

Те, кто попал под сокращение в международных компаниях, быстро находили новую работу через знакомых и даже не выходили на рынок. Если взять всех кандидатов за 100%, то, по нашим наблюдениям, действительно круты были примерно 10% из них.

Мы всё равно смогли укомплектовать команду классными специалистами. Только за 2022 год в Centra пришло 30 человек. Из них 8 ассистентов, 12 мидлов, 7 сеньоров и 4 директора. А еще мы не испугались и наняли 8 джунов.

Среди новых сотрудников не было тех, кто искал работу из-за сокращений. В основном это ребята, которые вышли на рынок труда по собственной инициативе. Одни исчерпали все возможности развития на предыдущем месте, а другие хотели нового вызова.

В офисе есть небесное панно. Мы зажигаем на нем звездочку каждый раз, когда в команду приходит новый человек. За 2022 год на нем появилось 30 ярких звезд
В офисе есть небесное панно. Мы зажигаем на нем звездочку каждый раз, когда в команду приходит новый человек. За 2022 год на нем появилось 30 ярких звезд

Увольнения всё равно были

С некоторыми ребятами нам всё же пришлось прощаться, но это не было сокращениями. Уходили те, кто не справлялся со своими рабочими обязанностями. Раньше мы могли дать сотруднику третий и даже десятый шанс: проводили созвоны, разбирали ошибки, ставили новые KPI. Но не в кризис.

Мы не бросаем бывших коллег, поэтому в кризис отнеслись к увольнениям особенно серьезно. HR-специалисты поддерживали ребят: помогали составлять резюме и давали рекомендации, как его улучшить. Некоторых сотрудников даже советовали в другие компании холдинга.

Помощью воспользовались не все уволившиеся. Были случаи, когда люди не хотели сразу устраиваться на новую работу и уходили просто отдохнуть.

Мы пережили самый сложный момент кризиса и продолжаем расти

Клиенты заменили зарубежные инструменты российскими аналогами, а мы стали помогать адаптироваться в новых сервисах. В декабре 2022 года Centra вышла на докризисные обороты. Мы даже выплатили квартальный бонус топ-менеджерам, от которого они отказались в начале года.

Сейчас в компании работает 81 человек, а до февраля 2022 года нас было 48. Работы по-прежнему много, поэтому мы продолжаем хантить таланты. Например, в нашей команде появилась девушка, которая раньше работала в TikTok. Мы наняли ее, когда сервис окончательно ушел из России.

А как ваши компании справлялись с кризисом? Если вам тоже удалось избежать сокращений, поделитесь своей историей в комментариях.

* Принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.

3535
19 комментариев

Восхищает такое отношение к сотрудникам. И даже к бывшим

7
Ответить

спасибо! для нас люди всегда в приоритете, все-таки их руками и живет и создается компания)

3
Ответить

Если из компании люди уходят потому, что не справляются с рабочими обязанностями, это либо ошибка подбора, либо вы нагрузили на сотрудников столько, что они не вывозят. Так что в плане отношения к персоналу вам еще есть куда расти ;)

4
Ответить

никто не отменял человеческие эмоции, особенно если речь про новичков. да и не все готовы быстро адаптироваться, поэтому такие случаи вполне нормальны.

например, кто-то ввиду личных причин не мог выполнять задачи, а кто-то просто понял, что хочет сменить профиль задач, потому что осознали, что это "не их", и это тоже нормально

3
Ответить

Как правило, второе. Из своей практики, лишь 1 из 10 работодателей на собеседовании обозначает реальный объём работы. На практике же получается что при собеседовании тебе предлагают конкретные обязанности, а в реальности грузят раза в 2-3 больше. Из-за этого становится гораздо сложнее найти нормальную работу, ведь приходится тратить время на то, чтобы устроиться, а потом ещё и чтобы уволиться.

2
Ответить

Некоторых сотрудников даже советовали в другие компании холдинга.

советовали тех, кто не справлялся? зачем?

2
Ответить

Не справляться с некоторыми задачами — не значит быть плохим специалистом) Мы все же уникальный B2B-сервис, и иногда просто становится ясно, что пул задач не подходит для конкретного сотрудника. Поэтому мы советуем реально хороших специалистов, просто на более подходящие для них позиции

5
Ответить