Портрет настоящего руководителя. Софт или хард скиллы

Портрет настоящего руководителя. Софт или хард скиллы

Вы когда-нибудь задумывались, соответствуют ли ваши личные качества вашей деятельности? Я вот постоянно! С тех пор, как взял на себя управление технической командой, я задаюсь вопросом, какие черты характера должен иметь настоящий руководитель в айтишной сфере? Какие скиллы необходимы, чтобы повести команду за собой, зажечь и мотивировать на успех?

На мой взгляд, можно выделить множество уникальных характеристик и признаков идеального руководителя. Но во главе всего неизменно останутся два преимущества, без которых нельзя представить технического управленца:

1) Быть лучшим в своей области. Здесь я имею в виду, конечно, техническую часть. Сложно, я бы даже сказал, невозможно добиться авторитета в глазах профессионалов, если сам таковым не являешься. Технический директор, признанный коллективом, должен быть не просто хорошим специалистом, а талантливым “технарем”. Быстро вникать в процессы, осваивать новую информацию быстрее, чем это делают другие, постоянно учиться новому и расширять границы своих познаний. Чтобы быть лидером, надо всегда на полшага или даже шаг быть впереди остальных.

2) Высокие технические навыки — это основа, но лишь половина успеха, вершина управленческого айсберга. Чтобы стать номером один в управлении командой, кроме мощной технической базы нужно уметь руководить людьми, развивать в себе менеджерские качества. Процент хард и софт скиллов с ростом команды начинает перевешивать в сторону вторых. И обойтись только жесткими навыками уже не получится.

Идеальную поведенческую модель управления с точки зрения менеджмента я бы описал так: когда человек занимает руководящую позицию, он начинает по-другому мыслить. Он уже думает о работе не просто как об источнике дохода, а как о бизнесе, ему становится важно сделать компанию лучше, вывести ее на новый уровень. И на этой основе начинают зарождаться идеи, ищутся пути и возможности реализации задуманного. Руководитель задает себе вопрос, что нужно сделать, какие бизнес-процессы запустить и как их правильно применить на деле, чтобы воплотить в жизнь намеченные планы.

Расскажу случай из практики. Когда компания Fusion Tech стала масштабироваться, расти вширь, вчерашние разработчики заняли позиции техлидов, у них в подчинении появились небольшие команды. Не всем и не сразу этот переход дался легко. Отличные специалисты в своей сфере не смогли быстро адаптироваться. Пришлось резко перестраиваться, изучать соответствующую литературу, проходить дополнительные курсы. И на выходе мы получили уже не просто “технарей”, а настоящих менеджеров, которые в первую очередь думают о целях компании, о реализуемых действиях, их контроле и результатах.

Какие же навыки все-таки важнее для технического управленца? Софт или хард? И можно ли обойтись только набором определенных скиллов? Нет, нет и еще раз нет! Между мягкими и жесткими навыками можно поставить только знак равенства. Чтобы держать баланс, чаша весов со скиллами должна быть наполнена равномерно. Значительный перевес в одну из сторон отразится негативно на всей деятельности в целом. Согласны? А как вы считаете, какими качествами должен обладать технический директор?

Новости из мира IT-технологий, о трендах индустрии, бизнес-сервисах и не только — в ТГ-канале или на сайте Fusion Tech.

Читайте также:

1212
9 комментариев

главное не забыть, что человеческие качества и качества руководителя - совершенно разные вещи. так что если ваша статья про руководителя - рассматривайте все с точки зрения эффективности вашей роли как элемента именно вашей бизнес-машины. слишком часто человеческое и машинное путают, а потом в этой каше тонут и руководители и специалисты. эмпатия нужна только для успешной манипуляции. для руководителя манипуляция - это его хард скилл на мой взгляд.
почитайте про Фрэнка Демару. этот человек был успешным руководителем без хард скиллов. удивительно открывает глаза на ситуацию.

2

Благодарю за рекомендацию, обязательно прочту)

2

В заголовке про руководителя в принципе, потом про тех дира.
Что не совсем одно и то же.
Генеральный в любом случае прежде всего менеджер.
///
Вообще задача директора не в том, чтобы знать все на свете лучше своих подчиненных.
Его задача найти нужных людей, обеспечить их ресурсами и организовать работу.
Если он все знает лучше своих людей - или он гений, или набрал сборную солянку по литрболу. ))
///
Ли Якокка в своей книге "Карьера менеджера" писал, что в его кабинете не было ПК.
Он говорил, что он работает с людьми, а не компьютерами.
По нынешним временам спорный момент, но идея все-таки верная.
В больших компаниях главный инженер намного меньше технарь, но больше менеджер.
///
Когда маленькая компания масштабируется - все равно однажды специалистам придется выбирать специализацию.
Даже когда мы говорим про гигантов типа Intel или Microsoft - читал отзывы про руководителей - "этот силен в такой-то области, но слаб в такой-то" - причем противопоставлялись именно хард и софт навыки.

1

Как технический директор и сооснователь компании, я являюсь руководителем большого технического отдела, поэтому статья освещает менеджмент бывшего технаря, который по факту руководит техлидами. Поэтому не сводил бы понятие руководителя только к генеральному директору, тем более в своем блоге я открыто пишу, что я CTO.

Благодарю за цитату из хорошей книги, читал ее)

Не спорю с тем, что каждый силен в чем-то одном, отметил лишь, что тем не менее о преобладании каких-то определенных навыков в опыте нашей команды речи не идет. Если кому-то из менеджеров что-то не дается, связанное именно с его задачами, мы это развиваем в них до нужного уровня, как и в себе.

Спасибо за мнение!

2

согласен. роль зависит от контекста.

1

Настоящий руководитель без развитого эмоционального отклика будет не у дел. Так что развивайте эмпатию (и не только руководители)

1

На самом деле эмпатия у нас заложена по умолчанию, но как отметил один из комментаторов - она и мощный инструмент манипуляции, в частности, со стороны сотрудников, так что это отдельная тема для обсуждения, с ней тоже нужно быть разумным.
Спасибо за мнение!

1