Как сделать резюме, которое будет вас продавать: маркетинговый подход

Нерелевантное резюме тормозит поиск работы даже топовых специалистов. В статье даю инструменты, с помощью которых ваше резюме попадет точно в цель и вместо отказов вас завалят приглашениями на интервью.

Вступление

Привет! Меня зовут Наталья Везломцева, я карьерный консультант в IT. У меня более 7 лет опыта в сфере управления персоналом в digital и IT-компаниях. Кроме рекрутинга занималась адаптацией сотрудников, выстраивала процессы с нуля и вела HR-проекты. С 2019 года я помогаю в достижении карьерных целей специалистам в сегменте IT: от уровня Trainee до ТОП-менеджеров. За это время помогла найти работу мечты более чем тремстам клиентам.

Самая частая сложность людей, которые выходят на рынок труда — сделать хорошее резюме. В первую очередь, оно должно продавать вас как специалиста и привлекать работодателя, но что это значит на практике? Давайте разберем по порядку, как сделать такое резюме на HeadHunter.

А как же LinkedIn

Несмотря на все больший рост профилей на LinkedIn, HeadHunter всё ещё в игре. Во-первых, здесь ищут кандидатов большинство крутых компаний, таких как Сибур, Яндекс, Иннотех и другие. Во-вторых, на hh. ru процесс отбора понятный и быстрый. А вот на LinkedIn нужно для начала собрать приличную базу контактов и вообще активно вести профиль. Поэтому этот инструмент лучше работает в долгосрочной перспективе.

При чём тут маркетинг

Маркетинговый подход добрался и до найма. При поиске кандидатов HR-ы используют инструменты автоматизации, ищут через ключевые слова и в целом смотрят, как кандидат подошел к оформлению и презентации своих навыков. Поэтому вот, что должно быть в резюме:

  • адаптация под разные площадки/компании;
  • SEO-оптимизация (ключевые слова с учетом логики поисковиков);
  • оформление;
  • отстройка от конкурентов.

Первое, что нужно понять: у вас есть 10-15 секунд для того, чтобы привлечь внимание HR. Принцип почти как в Тиндере: «‎лайкают» тех, с кем произошел мэтч. Поэтому каждое предложение в резюме должно быть написано не просто так, а резонировать с компанией и вакансией.

Как сделать резюме, которое будет вас продавать: маркетинговый подход

Персональная информация

Это первое, что видит рекрутер, когда открывает резюме и в этот момент решает, смотреть ли его дальше. Вы упрощаете пользовательский путь и коммуникацию с рекрутером, когда указываете контакты. Все как при работе с сайтом: чем больше лишней информации, тем меньше хочется «совершить покупку».

ФИО

Вспомните, как вы обычно представляетесь другим: «Привет, я Алексей» или «Добрый день, я Алексей Евгеньевич». Вариантов масса и зависит от контекста. Так же и с ФИО в резюме: он как сигнал для компании «свой-чужой». Поэтому не стоит делать из себя невидимку, обязательно прописывайте ФИО.

Вот в каком формате:

  • Для государственных и производственных компаний — полностью;
  • Для компаний, в которых принято общаться на «ты» — по международному стандарту ФИ;
  • Для международных компаний — ФИ на английском языке. В остальных случаях это выглядит неуместно.

Контактные данные

Во-первых, проверьте, корректно ли вы указали контакты. В моей практике нередки случаи, когда клиентам не звонят с предложениями о работе из-за банальной причины: человек указал номер телефона неверно.

Во-вторых, способ связи должен упрощать путь взаимодействия с вами, иначе на собеседование пригласят кого-то другого. Если неудобно отвечать на звонки, выберите Телеграм или Whatsapp. Почта — не самый гибкий вариант, потому что процесс общения с работодателем становится долгим.

Указывайте 1-2 способа связи и и выбирайте предпочитаемый, чтобы с вами было легко связаться
Указывайте 1-2 способа связи и и выбирайте предпочитаемый, чтобы с вами было легко связаться

Фото

В 2021 году Яндекс.Практикум и hh.ru провели совместное иследование о том, как фото влияет на восприятие компетентности кандидата. Оказалось, работодатели выбирают кандидатов со сдержанной улыбкой на фото. Из своего опыта скажу, что фотография в резюме привлекает в среднем на 15% работодателей. Но не любая, а правильно выбранная: она обязательно должна соотноситься с корпоративной культурой компании, в которую вы отправляете отклик. Например, для государственных фото должно быть в деловом стиле, а для компаний с адаптивной культурой подойдет нейтральное фото в стиле smart-casual. Фото не обязательно должно быть профессиональным, можно сделать его на камеру телефона на нейтральном фоне.

Ваше резюме должно четко и убедительно ответить на вопрос: «Зачем этой организации меня нанимать?»

Джеффри Фокс

Желаемая должность и специализация

В идеале они должны совпадать с последней должностью и тут как раз поможет SЕО-оптимизация. Можно пойти двумя путями:

1. Изучить на HeadHunter, как называются вакансии со схожим функционалом.

2. Посмотреть на HeadHunter или на LinkedIn, как должность с такими же задачами называется у других кандидатов. Так вы попадете в ключевые запросы сайта и вас быстрее найдут. При этом не важно, если на самом деле ваша должность называлась по-другому. Трудовую книжку проверять никто не будет, главное — отразить в резюме реалии рынка.

<i>Название позиции должно быть максимально конкретным и соответствовать рынку</i>
Название позиции должно быть максимально конкретным и соответствовать рынку

Зарплата

В целом её не нужно указывать: конкретные цифры обсуждаются на следующих этапах подбора. Но если вас часто приглашают на вакансии с гораздо меньшими зарплатными ожиданиями, стоит поставить желаемую сумму. Это может быть одним из фильтров, который мешает в поисках компании.

Если какая-то информация кажется вам лишней, лучше это убрать. Рекрутер фильтрует резюме по ключевым словам вакансии — на них и делайте упор.

Вот вам кейс
3 месяца назад я консультировала девушку, которая стабильно получала отказы по резюме. По факту она выполняла задачи бизнес-ассистента, а в резюме указала должность из трудовой книжки — заместитель генерального директора. Когда мы исправили должность, она нашла работу за 2 недели.

Со специализацией та же история. Если вы выберете ее неправильно, то рискуете быть незамеченным рекрутером. Причина простая: многие работодатели покупают 1-2 категории, например «Информационные технологии» и не видят другие. А ваша должность — в другой нише.

Занятость и график работы

<i>Не стоит перечислять все возможные графики: это отпугнет рекрутера</i>
Не стоит перечислять все возможные графики: это отпугнет рекрутера

Здесь всегда хочется указать все возможные варианты. Лучше так не делать. Во-первых, вам посыпятся куча нерелевантных приглашений, а во-вторых, это сигнал для работодателя: «‎Возьмите хоть куда-нибудь». Достаточно выбрать самый комфортный для вас график, а другие варианты можно обговорить на интервью.

<i>Указывайте самый приоритетный для вас график работы</i>
Указывайте самый приоритетный для вас график работы

Опыт

Вместо того, чтобы вывалить весь бэкграунд, рекомендую более действенный подход:

  • название компании и краткое описание деятельности, если она не на слуху;
  • ваша ключевая задача;
  • 8-10 предложений с функционалом работы;
  • стек (для разработчиков).

Еще лучше опыт заиграет, когда вы структурируете текст и добавите воздуха между абзацами — тогда его будет легко и приятно воспринимать.

<i>В ключевых проектах можно дать ссылки на GitHub или другой ресурс с вашими кейсами</i>
В ключевых проектах можно дать ссылки на GitHub или другой ресурс с вашими кейсами

Ключевые навыки

Здесь подсвечиваем ваши главные харды, которые нужны для желаемой должности. Их можно увидеть внизу вакансии или пробежаться сразу по всему тексту. Навыки подсвечиваются при поиске рекрутером и будут лучше конвертировать резюме. По сути это сухая выжимка из того, что вы написали в опыте выше.

<i>Навыки — это ключики, по которым вас находит рекрутер</i>
Навыки — это ключики, по которым вас находит рекрутер

О себе

Здесь сделайте саммари своего опыта работы и напишите в какой проект хотите попасть. Можно и личных фактов немного добавить, например, про хобби или любовь к собакам. А теперь лайфхак: укажите контактные данные — так вы сможете охватить большее количество компаний, потому что не у всех есть полный доступ к базе кандидатов. Некоторые покупают тарифы с ограниченным числом контактов или с определенной специализацией. А вы можете выбрать ее неверно и рекрутер вас просто не найдет.

<i>Кратко расскажите о себе и то, что важно в новом проекте, в самом конце добавьте контакты</i>
Кратко расскажите о себе и то, что важно в новом проекте, в самом конце добавьте контакты

Резюмируем:

  • Резюме как личный сайт презентует вас работодателю. Чтобы оно сработало, адаптируйте его под отклики к разным компаниям и встраивайте в текст ключевые слова.
  • Указывайте в резюме ФИО полностью для государственных компаний и ФИ для компаний с гибкой корпоративной культурой.
  • Фотография в резюме привлекает на 15% работодателей. Базовый вариант — нейтральное фото в стиле smart-casual.
  • Называйте желаемую должность релевантно рынку. Посмотрите, как её прописывают другие кандидаты или как называются вакансии со схожим функционалом.
  • Укажите 1-2 варианта комфортного для вас графика, остальные можно обговорить на интервью.
  • В опыте делайте акцент на ваших ключевых задачах и результатах в проектах.
  • Ключевые навыки — ваши главные харды, которые работают как сигнал для рекрутера. Указывать здесь нужно самое актуальное.
  • В конце резюме сделайте саммари своего опыта работы и напишите пару слов о желаемом проекте.
3636
22 комментария

Полезная статья)
Обратился к Натали за консультацией при поиске работы - вообще не пожалел)

2
Ответить

С регистрацией на vc вас, Хусан!

4
Ответить

Спасибо за рекомендасьон 💖

1
Ответить

В правильно составленном резюме - уже 50% успеха)

2
Ответить

Согласна с вами 😌

Ответить

Будет полезно для курьеров и доставщиком 👍

2
Ответить

😂😂😂

Ответить