Культура ошибок: как их полюбить и извлекать пользу
В новом выпуске подкаста «Из бэклога» ребята поговорили об ошибках: как их принимать и признавать, для чего искать виноватого, зачем душить в себе перфекциониста и причём тут нейрохирургия и ядовитые ягоды. Гость выпуска — Олег Федоткин, engineering manager, руководитель разработки PaaS в «СберМаркете».
«Из бэклога» — это видеоподкаст, который делает Alfa Digital. Со второго сезона к ним присоединились мы, Роботы. Вместе мы обсуждаем темы, которые всех волнуют и тревожат, но почему-то всегда откладываются на потом. Ведущие — арт-директор red_mad_robot Поля Луз и СРО Growth Hacking Alfa Digital Кирилл Викентьев.
Полный выпуск можно посмотреть в видео, а ниже мы собрали главные мысли из этой беседы.
Ошибаться — можно, ругать виновного — не нужно
Ребята решили посвятить выпуск культуре ошибок и своему отношению к ним. Разговор начался с попытки определить, что вообще можно считать ошибкой.
Поля не согласна с гостем — она считает, что оценивать, ошибся ты при выполнении задачи или нет, должен человек, который эту задачу ставил. И действительно, у задачи чаще всего есть стейкхолдер — и он может посчитать, что она была сделана неправильно или невовремя. Но принять, действительно ли это ошибка, считает гость, должен исполнитель.
Кирилл поддерживает — в его компании прямо сейчас идёт ревью 360°, и он недавно оценивал одного из коллег.
В дополнение Кирилл поделился своим видением ошибки. По его мнению, это несоответствие результата ожиданиям или цели. Он поддерживает точку зрения Поли: оценивать, произошла ошибка или нет, должен стейкхолдер задачи. Но добавляет, что любая критическая обратная связь — даже от человека, чьему мнению мы доверяем, — пропускается через призму нашего восприятия, и мы уже сами оцениваем, ошиблись мы или нет.
Олег предлагает вопрос для дискуссии — можно ли без ошибок двигаться вперёд. Кирилл считает, что не ошибается только тот, кто ничего не делает, и добавляет, что намеренно ошибаться для прогресса не нужно, но иногда стоит осознанно искать риск в ситуации, когда ты можешь ошибиться.
Олег для примера приводит сюжет из книги «Антихрупкость» Нассима Талеба — два представителя первобытного общества собирают в лесу незнакомые ягоды, и один из них её пробует. Первый исход — с ним ничего не случилось, а значит, казалось бы, эти ягоды можно есть. Но это неправильный вывод. Ему могло повезти: ягода могла быть недозревшей или, наоборот, перебродившей, но всё равно ядовитой. Второй исход — печальные последствия от употребления ягоды. Ошибка, которую он совершил, — это стопроцентный результат, показатель того, что этого делать нельзя. Олег приходит к выводу, что, совершая ошибку, мы получаем бесценные знания, как делать нельзя. Исследовать мир, опираясь на негативный сценарий, более правильно, потому что это повлечёт точный результат и более ценные знания.
В дополнение Олег утверждает, что в его компании любят ошибки, умеют их совершать и признавать.
В качестве примера Олег приводит случай, когда несколько лет назад перед самым началом майских праздников — когда люди особенно активно заказывают товары, чтобы поехать на дачи, — пропала база данных.
Не отходя далеко от этого инцидента, ребята решили обсудить, как в их компаниях относятся к поиску виноватых — когда у причины той или иной ошибки есть конкретные имя и фамилия. Кирилл утверждает, что у него такое случается.
Поля поддерживает этот подход и радуется, что не работает в разработке.
Ещё участники подкаста обсудили, как стоит поступать с людьми, которые ни при каких обстоятельствах не признают свою ошибку. Олег считает, что одна из немногих областей, где ошибка наиболее фатальна, — это нейрохирургия, и приводит пример из книги «Не навреди: истории о жизни, смерти и нейрохирургии» Генри Марша.
Поля считает, что чаще всего ошибки не признают перфекционисты, которые стремятся довести любое дело до идеала. У идеала, разумеется, не может быть ошибок. Олег соглашается: по его мнению, здорового перфекционизма не бывает.
Но есть ли в таком случае какой-то предел, или ошибаться можно бесконечно? Поля считает, что лучше ошибиться один раз — и в будущем такого не повторять.
Олег в связи с этим вспоминает афоризм Генри Киссинджера — неважно, какие проблемы вы решаете, главное, чтобы это были не те проблемы, которые вы решали в прошлом году.
Отдельная тема разговора — отношение к ошибкам со стороны руководителей. И у Поли, и у Кирилла, и у Олега одновременно есть и руководители, и люди в подчинении. Все единогласно сходятся во мнении, что ни у кого не возникает мысли закидывать камнями за вменяемую допустимую ошибку.
Поля поддерживает — в её команде выстроена такая же культура отношения к ошибкам.
Напоминаем, что выпуск целиком можно посмотреть по ссылке. И подписывайтесь на канал!
А как вы относитесь к ошибкам? Извлекаете из них опыт или подолгу укоряете себя за косяки? Что о них думают в вашей компании? Делитесь в комментариях!
Чтобы ничего не пропустить, следи за развитием цифры вместе с нами: