Как не выгорать, работая на себя

Привет, меня зовут Таня, я SMM-щица и уже больше года живу в Сербии. Расскажу вам про опыт работы в другой стране, заработках, когда падает рубль, выборе клиентов и о том, как я отказалась от денег, но приобрела гораздо больше.

Как не выгорать, работая на себя

В маркетинге я работаю больше 3 лет, последний год — SMM- и комьюнити-менеджером в крупной IT-компании. У меня был кикер, лавандовый раф, друзья питонисты-программисты, ДМС со стоматологией. Всё это мне очень нравилось. Потом случилась эмиграция, увольнение из компании (нельзя работать на удалёнке, в Питере остаться я не могла, а быть декабристкой и ехать в Казахстан со всем офисом не хотелось).

В этой части истории я выбираю между магнием и витаминами В6, чтобы мой глаз не мигал, как поворотник на сочинском серпантине. В Сербии очень сложно с маркетингом, он очень похож на нельзяграм образца 2011 года. Даже крупный бизнес не заморачивается с оформлением соцсетей и брендингом. И я стала думать: как работать в другой стране?

Попытка номер раз: консультации по ведению профиля в запрещённой соцсети с картинками. Сейчас в глазах рябит от «наставников наставников», но в октябре 2022 на просторах соцсетей было не такое количество преподавателей.

Я стала помогать локальному сербскому бизнесу и релокантам из других стран выстраивать позиционирование в соцсетях, и это было довольно успешно, пока мы работали вместе. Озарение: в 80% случаев люди без маркетинговых скиллов не будут самостоятельно продолжать этот путь.

С каждым днём мои ученики стали пробуксовывать: кому-то не хватало мотивации и поощрения, добрых слов из серии «ты всё можешь», и я тоже не могла поддерживать их постоянно. С каждым днём чувствовала себя всё более обесточенной, потому что использовала не маркетинговые скиллы, а психологические – так дальше продолжаться не могло.

Самое важное в моём мире маркетинга — это результат. Человек не доходит до него? Я считала это своей виной: недодала, не так объяснила, нужно было больше поддержки.Тогда я обращала внимание только на задачи клиентов и совсем сместила фокус с себя: мне становилось грустно, даже когда приходили новые заявки. И тут я решила поменять тактику.

Попытка номер два: ведение профилей в соцсетях под ключ.
У меня была прочная база, умение строить стратегии, навык развивать любые ниши и желание быть финансово независимой, как завещают все коучи мира.

Сразу оговорюсь, что перед началом сотрудничества я заключаю с клиентом договор, где подробно прописываю все права и обязанности обеих сторон. Самая боль, что заранее просчитать всё просто невозможно, и может начаться увлекательный аттракцион.

Видимо, меня щедро посыпали пудрой везения перед тем, как отпустить в мир, потому что клиенты находились сами, я не вложила в продвижение ни рубля. Заказчикам нравился результат, и сарафанное радио приводило мне новые проекты.

Сложности, с которыми я столкнулась в этот период:

— Не хватало помощи других специалистов: часто мне попадались проекты, которые нужно запускать с нуля. В среднем и большом бизнесе обычно есть большие бюджеты и команды маркетологов, которые сообща создают волшебство.

— Бюджет: физлица часто не готовы оплачивать подрядчиков. Грустно, но факт — из слабых исходников невозможно сделать хороший контент. Всё ещё помню вечер, когда пыталась улучшить качество видео, снятого в цокольном этаже с картинкой, которую я бы назвала «Фильтр Раскольникова»: тёмные и жёлтые цвета, из которых нужно было сделать премиум-контент.

— Я не чувствовала своей пользы: многие коллеги советовали брать деньги и делать, как хочет заказчик, но моя совесть просто не позволяет мне подобных выкрутасов. Как можно положить в портфолио проект без результата и со скудным визуалом?

— Отсутствие брендинга. Это и паспорт, и лицо бренда. Логотип из «Канвы» веет прошлым веком, а без фирменных цветов продукт и соцсети почти невозможно выделить среди конкурентов. Почему нет брендинга? Смотрите пункт «бюджет».

Может, мне следовало проявлять больше настойчивости и находить инструменты для убеждения, но на это не оставалось сил. Я всегда за честность и открытость, но клиенты не поддавались, даже услышав неутешительные прогнозы.

Скорее всего, коллеги меня осудят за такой эмоциональный подход, ведь работа — это работа. Мне не хотелось, чтобы обо мне думали, как о слабом специалисте, и самое печальное — что я сама стала так думать: если бы я была хорошим спецом, я собрала бы шедевр и из этого, если бы я посидела над монтажом ещё часа 3, может, смогла бы вытащить на свет божий нормальные цвета... если бы!

Эмоциональные качели подталкивал грустный курс рубля: я вела 3 проекта одновременно, а в евро выводила деньги, как за 1.

До меня дошло, что в связке «SMM — клиент» я совсем забыла про ответственность клиента: его желание вкладываться в своё дело временем, деньгами и ресурсами. Невозможно сварить борщ, если есть только вода, чеснок и помидоры. Так же невозможно сделать классные соцсети без вложений.

Выход был найден: теперь я беру в работу проекты с достаточным бюджетом. У истории хороший финал. Мы прекратили сотрудничество с двумя клиентами, на их место пришли другие. Мир не рухнул! Теперь на объекты выезжает видеограф, и мне есть из чего склеить ту самую сочную и премиальную картинку.

Важный момент: нельзя нравиться всем. Я так гналась за финансовой независимостью, потому что привыкла зарабатывать регулярно и хорошо, хотелось тоже приносить что-то в семейный бюджет.

Сейчас для меня финансовая свобода — выбирать проекты и клиентов, которые нравятся. Чувствовать себя спокойно — мой главный приоритет. С вами была Таня Крестенкова, дежурный по SMM брендинг-студии Адекватные люди. А что выбрали бы вы — любые проекты и деньги или своё эмоциональное состояние?

66
2 комментария

Выгорание серьезная проблема. Спасибо за статью

1
Ответить

Спасибо, что читаете ❤️

Ответить