Принцип «да или нет?». Как озвучивать просьбы, не навязываясь, чтобы вам хотели помочь

Вспоминаю события двадцатого года, когда меня, мою команду и моих клиентов заставляли сидеть дома, а выходить только по пропускам. Понимаю, так было нужно, но я был в ярости из-за того, что меня заставляли делать это против моей воли.

Казалось бы, на страницах этого блога мы обычно собираемся, чтобы говорить о продажах и переговорах, и карантин здесь совсем не при чем. Но карантин хорошо иллюстрирует одну любопытную вещь, о которой редко говорят в учебниках по продажам или не говорят совсем.

Дело в том, что карантин — это ситуация, где у человека нет выбора. Его обязывают менять свои планы, навязывают ему то, чего он не хочет. Когда человеку навязывают извне, внутри все кипит и рано или поздно выплескивается наружу.

Замечаем ли мы, что буквально каждый день чувствуем, будто нам что-то навязывают? Замечаем ли мы, что нам самим трудно просить о помощи, потому что не хотим навязываться?

Сейчас разберемся, как формулировать просьбы легко, никого не напрягая, и самим реагировать на просьбы, не напрягаясь. Упражнения из этой статьи помогут легче общаться с людьми: близкими, друзьями, коллегами и даже с клиентами. Удовольствия больше, стресса меньше.

Просьба без выбора

Возьмем распространенную корпоративно-бытовую ситуацию, когда коллега из другого отдела просит о помощи:

Миш, я завтра сдаю проект, и мне нужна твоя помощь, ты лучший в своем деле. Отправляю файл, дай, пожалуйста, обратную связь по …

На первый взгляд, просьба кажется удачным решением: она вежливая и как бы делает комплимент в сторону собеседника. Ее не назовешь неправильной, я и сам раньше так озвучивал просьбы. До тех пор, пока не заметил следующее. Получая подобные просьбы, люди реагируют так:

  • Игнорируют сообщение.

  • Соглашаются помочь, но делают это не так, как ожидалось: с нарушением качества или срока.

  • Соглашаются помочь, делают хорошо. Но если просьбу повторить, получим первый или второй вариант.
  • Крайне редко люди сразу говорят «нет».

Мы никогда не узнаем, почему на самом деле люди ведут себя так. Но можем пофантазировать о том, что говорит себе человек, когда поступает подобным образом:

Принцип «да или нет?». Как озвучивать просьбы, не навязываясь, чтобы вам хотели помочь

Сразу скажу, нет ничего плохого в твердом отказе. Это как раз то, к чему имеет смысл стремиться — научиться отказываться от просьб, которые я не могу или не хочу исполнять.

Этим, кстати, четвертый вариант и выбивается из списка. Отказывая сразу, человек показывает свою независимость от страха отказа. Замечаем ли мы, что в первых трех действиях человек избегает принять решение об отказе?

Попробую отразить на схеме связь между страхом отказа и первыми тремя решениями из таблицы.

Принцип «да или нет?». Как озвучивать просьбы, не навязываясь, чтобы вам хотели помочь

Меня попросили, я не хочу делать, но абсолютно естественный страх отказать заставляет меня либо согласиться, либо сделать вид, что я не видел просьбу, пропустил ее в списке сообщений.

Если я соглашаюсь, то исполняю просьбу нехотя и не стараюсь. Поэтому падает качество, и это ухудшает отношения с просящим.

Если я делаю вид, что не заметил просьбу, то в душе понимаю: я больше не могу рассчитывать на хорошее отношение со стороны просящего, поэтому и сам остываю по отношению к нему.

Получается, страх отказа на самом деле ухудшает отношения, а не улучшает их.

Предложить человеку выбор

Если мы знаем и принимаем, что людям сложно отказываться от наших просьб, когда они на самом деле не хотят их выполнять, то в наших интересах сделать так, чтобы они этот страх не чувствовали. Иначе мы рискуем потерять хорошие отношения.

Чтобы ослабить влияние страха отказа на собеседника, можно озвучить свою просьбу, прибавив к ней варианты выбора, например, так:

Миш, слушай, у меня запара с тем-то, и я знаю, что ты сталкивался с похожими ситуациями. Скажи, есть вариант до четверга мне с этим вопросом помочь или неудобно?

Тут нет ни комплиментов, ни вежливых слов, но есть кое-что поважнее. У человека проблема, но он понимает, что мне может быть неудобно ему помогать. Он учитывает не только свои интересы, но и мои, допускает, что у меня есть основания отказаться.

Сравним прошлый и этот варианты?

Принцип «да или нет?». Как озвучивать просьбы, не навязываясь, чтобы вам хотели помочь

Замечаете, что внутренние реакции на две эти просьбы тоже отличаются?

Принцип «да или нет?». Как озвучивать просьбы, не навязываясь, чтобы вам хотели помочь

Когда в просьбе заложен выбор, мне легче отказать. Я больше не боюсь показаться плохим человеком, и у меня появляется возможность смело сказать «нет».

С другой стороны, когда в просьбе учтены мои интересы, я понимаю, что собеседник не считает меня обязанным помогать — относится ко мне уважительно. Мне будет приятно выручить его.

Как это работает на практике

Как озвучить просьбу. Итак, давайте выделим принцип, который поможет нам конструировать просьбы:

Если мы хотим, чтобы наша просьба не испортила отношения, то она должна помочь собеседнику не бояться отказа.

Даже если он откажет — лучше так, чем если будет делать из-под палки или вообще не отреагирует на просьбу.

Если вы с этим согласны, то пора действовать — берите эти конструкции и вставляйте в свои просьбы:

  • Слушай, мне нужна помощь по проекту, я могу к тебе обратиться или неудобно?
  • Есть вариант зайти по дороге в магаз или не особо?
  • Планируете ли оплату или пока могу снять резерв?

Такая подача просьбы — легкая. Нам не нужно озвучивать все обстоятельства, перегружать деталями. Стремление упомянуть в просьбе как можно больше деталей — это попытка убедить человека, что он должен помочь. И чем яростнее попытка, тем больше страх отказа. Человек рассуждает так: «Е-мое, если я не помогу, как же он справится? А если не справится, то виноват буду я, и он подумает обо мне плохо! И меня съедят на обед!😳»

Так что не перегружаем деталями. В общем виде используем такую конструкцию:

У меня такая-то проблема, можешь то-то и то-то или нет?

В качестве эксперимента попробуйте встроить это в свои коммуникации с людьми — сначала на уровне маленьких бытовых просьб. Вы заметите разницу в том, с какой вовлеченностью люди начнут реагировать на просьбы или будут сразу отказывать, без пустых «да» с последующими переносами сроков.

Кстати, этот принцип «да или нет?» работает и в обратную сторону. Сейчас расскажу.

Как реагировать на просьбы. Если вы догадываетесь, что просьба идет в ущерб вашим делам, но не уверены, что отказать — это лучшее решение, то можете ответить на просьбу как-то так :

  • 😊Слушай, а у меня есть выбор или нет?
  • 😊Слушай, а отказы принимаются?
  • 😊Слушай, а я могу отказаться?

Если хотите, придумайте свою аналогию и попробуйте в мелких просьбах. Вы удивитесь, как легко люди на это реагируют и либо сами справляются, либо ищут помощь в другом месте. Иногда они, конечно, наседают с вопросами вроде «а когда будет удобно?». Но тут, если вы действительно хотите помочь, можно ответить так: «Думаю, что реально тогда-то…».

Попробуйте принцип «да или нет?» в бытовых коммуникациях. Если сработает, то приходите в следующую субботу — будет новая статья о принципе «да или нет?» в продажах. Но что-то мне подсказывает, что вы и сами догадываетесь, как его применить прямо сейчас.

Коллеги, если статья оказалась полезной, поставьте сердечко и напишите, что думаете. А если захотите читать о продажах в мессенджере, то тут мой канал.

11
реклама
разместить
3 комментария

Супер статья. Теперь ждём продолжения в продажах!

1

Благодарю, Константин 🤝

1

то в наших интересах сделать так, чтобы они этот страх не чувствовалибазовая гипотеза - я могу сделать что-то с его страхом. При этом оставаясь в рамках рабочих отношений и условностей.

Имхо, автор переоценивает свои возможности.

Страх в ответ на действия рандомного коллеги/друга это почти всегда результат личных проекций. В этой ситуации чел не видит коллегу/друга, а видит образ внутреннего критика. И если я типа даю выбор, используя формулу "да или нет", то челу это глубоко фиолетово - его внутренний критик лишил его выбора задолго до. Поэтому "да или нет" это даже не иллюзия выбора, а скорее иллюзия самоуспокоения "я не сказал и не сделал ничего чтобы тот чел испугался отказать мне". Опять же, лишь иллюзия (потому что мне почему-то кажется нужным выделывать все эти фортеля).