Отличия управленческого консалтинга в Германии/Европе от РФ/СНГ

Kronberg Campus - офисный хаб Accenture в пригороде Франкфурта-на-Майне
Kronberg Campus - офисный хаб Accenture в пригороде Франкфурта-на-Майне

Год работаю руководителем стратегических и трансформационных проектов в Accenture, регион Германия, Австрия и Швейцария, практика Industry X/4.0 - стратегии цифровой трансформации бизнеса с фокусом на внедрение всех передовых технологий - от AI/ML, digital twins, квантовых вычислений, блокчейн-технологий, роботов разных типов - до расширенной реальности (XR) и метавселенных. Мой основной индустриальный фокус это розничная торговля, e-commerce, FMCG и потребительский сектор.

Так как до марта 2023 года я более 16 лет строил карьеру в РФ, из них более 10 - в управленческом консалтинге (КСК групп, Accenture Strategy; внутренний консалтинг Утконос Онлайн/Лента, X5 Group), хотел бы поделиться своими замечаниями, думаю что это будет полезно для всех кто думает про релокацию в немецкоязычный регион Европы - DACH. Название происходит от аббревиатуры D - Германия, Deutschland, A - Австрия, Austria и CH - Швейцария, Confoederatio Helvetica.

Вот мои 10 основных наблюдений:

1) Уровень эволюции клиентов с точки зрения амбиций стратегии, проработанности операционных моделей, включая бизнес-процессы, распределение ответственностей, архитектуру ИТ и данных; в DACH основной фокус на оптимизацию текущих инициатив чем на эксперименты.

Это можно объяснить разными стадиями "зрелости" бизнес-систем и нахождением предприятий различных секторов на разных уровнях жизненного цикла; более молодые стадии ("Юность" и "Расцвет" - по Ицхаку Адизесу) характерны для российской и СНГ среды.

2) Масштаб - стоимость проектов, в 10+ раз превышает российские бюджеты (прямая корреляция с объемами рынков, например немецкий e-commerce в 9 раз больше российского) и временные горизонты, например 5-7 лет закладывается на фундаментальную цифровую трансформацию холдинга. Также важное влияние оказываются рынки капитал, например в Германии он значительно больше, чем в России как по объему капитализации, так и по развитости. Если анализировать глобальный рейтинг стран по расходам домашних хозяйств на конечное потребление (HFCE, 2023 год), то в Германии он составляет 2 215 427 миллионов долларов, или 50% от ВВП; тогда как в России это 1 110 145, или 53% от ВВП.

Кроме того, Германия имеет один из крупнейших и наиболее развитых финансовых рынков в мире, включая фондовую биржу во Франкфурте (Frankfurt Stock Exchange), на которой котируются акции многих крупных мировых компаний. Германия также является частью еврозоны, что обеспечивает интеграцию ее рынка капитала с рынками других стран, использующих евро.

В России рынок капитала относительно молод и меньше по размеру и развитию. Главной российской фондовой биржей является Московская биржа (Moscow Exchange), которая котирует акции российских и некоторых иностранных компаний. Рынок капитала в России также может сталкиваться с некоторыми вызовами, такими как ограничениями и регуляторными изменениями.

Общий объем капитализации и ликвидности рынка капитала в Германии значительно превосходит аналогичные показатели в России. Это делает Германию более привлекательной для инвесторов и предпринимателей, и обеспечивает более широкие возможности для привлечения капитала и развития бизнеса.

3) Цикл сделки - нормой считается процесс контрактации в 6 месяцев, с большим количеством различных этапов согласования и проверок.

В Германии бизнес-культура часто ориентирована на долгосрочные отношения. Это означает, что стороны могут уделять большее внимание долгосрочным последствиям договора, а не только краткосрочным выгодам. Сам процесс согласования часто в отличии от России, часто может включать в себя разрешительные процедуры и регуляторные требования, что затягивает процесс заключения договоров. Германия стремится соблюдать высокие нормы качества и безопасности, что также может увеличивать время, необходимое для заключения договоров, так как стороны должны соответствовать этим стандартам.

4) Экспертиза - в Германии, Австрии и Швейцарии больше узконаправленных консультантов, которые, например превосходно разбираются в Product Lifecycle Management (PLM) / Product Data Management (PDM) решениях на базе одного вендора в автомобилестроительной отрасли; уровень «Т-shaped» экспертизы здесь больше сфокусировать именно на вертикальной полосе, глубине погружения. В РФ я встречал больше людей с широким профилем, которые разбираются в достаточно широкой палитре индустрий, решений и корпоративных функций. Тут вероятнее всего прослеживается корреляция с развитием рынков, когда на более зрелых стадиях важно не то, какую стратегическую карту возможностей ты видишь, а то, насколько сильно ты можешь оптимизировать ту или иную функцию.

Также это находит свое отражение в структуре практик и направлений работы, когда, например ритейлом может заниматься команда Индустрии X/4.0, стратегии, технологий, операционных улучшений, диджитал маркетинга и т.д., и каждый прорабатывает клиентов на своем уровне. В РФ всё-таки больше распространён подход единой практики, которая далее ищет и аккумулирует возможности на каждом уровне стратегической пирамиды.

5) Уровень свободы и ответственности - как говорил дядя Бен Питеру Паркеру "чем больше сила, тем больше ответственность». В Европе максимально развит подход автономной работы, практически по всем уровням иерархии. То есть вопрос разработки всей методологии, поиска финансовых, человеческих ресурсов - включая сотрудников в рамках региона, а не только страны, материалов, экспертов в основном полностью определяется руководителем проекта на основании его понимании конечного результата. Вся инфраструктура глобальной компании – в твоем распоряжении. Есть точка A в проекте, и есть точка Б - как ты будешь достигать конечного результата - полностью твоя зона самореализации, микроменеджмент отсутствует как класс.

Также это касается и процесса поиска нового проекта, который очень похож на процесс поиска работы на внешнем рынке. Общая скорость процессов и согласований чуть медленнее чем в РФ, что связано с общим количеством вовлеченных сотрудников (более 11 000 в DACH-регионе против 2.500 в РФ).

6) Коммуникации в работе - с учётом привлекательности Западной Европы как отличной карьерной опции, здесь ты работаешь с людьми со всего мира, намного больше обращаешь внимания на аспект кросс-культурного взаимодействия, умения работать с разным стилем работы, подходами и языковыми акцентами. Также Германия более интегрирована в мировую экономику и часто ориентирована на весь мир (более 80% компаний работают более чем на 3 страны), что можно сказать лишь про некоторые компании из России и СНГ (их около 50).

Очень сильно дополнительно прокачивается эмоциональный интеллект, инклюзивное лидерство и методы ведения переговоров и аргументации в мультикультурной среде. Также, знание локального языка очень сильно помогает в доступе ко всему пулу проектов и неформальному общению, что в свою очередь имеет долгосрочное влияние на карьеру и собственную самоценность.

7) Возможность делать проекты для легендарных компаний по всему миру. В отличии от рынка РФ, Германия является одним из экспертных глобальных хабов по очень многим направлениям, и большинство крупных компаний мира обращают внимание на это. В стране и регионе очень сильная экспертиза по производственному менеджменту, инновациям в транспорте, ритейле - в частности дискаунт форматах, химической и медицинской отрасли, корпоративному банкингу. Это очень интересный опыт, когда ты читаешь про историю компании в учебнике по стратегическому менеджменту/маркетингу, изучаешь как они были созданы в 19 веке, запускали революционные продукты и достигли мирового лидерства, а потом ты даёшь им рекомендации по дальнейшему развитию. Безусловно, такое не может не мотивировать и давать энергию в дальнейшей работе.

8) Возможность повлиять на глобальные управленческие концепты и философию развития бизнеса. Например, я сейчас вовлечен в развитие исследований (Point of View) по видению розничной торговли, магазинов будущего (Store of Tomorrow), генеративного искусственного интеллекта (GenAI), метавселенных (metaverse), цифровых двойников (digital twins), блокчейн-технологий, роботов.

9) Человекоцентричность в работе. В регионе больший фокус на удовлетворение интересов и развитие сотрудников. В Германии принято обращать внимание на создание комфортных условий труда. Концепция "Work-Life Balance" (баланс работы и личной жизни) активно поддерживается, и компании стремятся предоставлять гибкие графики работы, отпуска и другие преимущества, чтобы улучшить качество жизни сотрудников. Также многочисленные обучения и развития персонала более развиты чем в РФ и СНГ. Например Accenture постоянно инвестирует в обучение сотрудников, предоставляя программы мирового качества, оплачивая и спонсируя различие курсы, сертификации и долгосрочные программы, вроде MBA или длительных программ.

10) Общая среда работы и местное деловое комьюнити. Например, Франкфурт-на-Майне удивительный, современный город; он сильно отличается от Москвы и Санкт-Петербурга, представляя из себя конвергенцию модерн строений Нью-Йорка/Чикаго и готики времен Священной Римской империи, фахверк-архитектуры; в городе множество парков и открытых пространств. Он более спокойный чем Берлин, Лондон, Париж, более мультикультурный чем крупные города в России, и сообщество клиентов и деловых партнёров сформировано из практически всех стран мира.

11) Менее жесткая вертикаль иерархии - в отличии от РФ и СНГ, в европейском Accenture не так сильно выстроена связка между тобой и руководителем практики, что коррелирует с ранее обозначенным пунктом про большую свободу. На каждом проекте у тебя в основном будет свой директор и партнер, и глава практики имеет более стратегическое воздействие на твою работу и карьеру.

12) «Ты это делал 10 раз, и нам нужно что-бы сделал на 11». В недавнем подкасте моя гостья и коллега Полина Павлова затронула этот аспект и я полностью согласен - в Европе требуется сильная экспертиза и «быстрые пути» на каждом проекте. В РФ многие сложные темы - AI/ML функциональная стратегия, запуск метавсленных, продвинутые роботы - были пройдены успешно с клиентом без огромного опыта в этом. У каждого подхода есть свои плюсы и минусы, но в целом - барьер входа в определенную область тут намного выше.

13) Крупные продажи национальным игрокам - преимущественно на местном языке. Как бы хорошо ты не владел предметной экспертизой, обладал крутым опытом запуска направления - в ключевые моменты обсуждения предложения/проекта с вероятностью 80% диалог переходит на родной язык ЛПР-а. Это больше не отличие, а просто факт - справедливо для всех стран, где доля англоговорящего населения примерно меньше половины. Хочешь расти и продавать крутые, крупные проекты - без местного языка крайне сложно.

44
Начать дискуссию